Константин Ренжин Армагеддон доктора Дионова

Благородное собрание

На это культурное мероприятие, где ожидалась благотворительная выставка работ доктора Дионова, Никровляев подумывал пригласить свою любовницу – звезду кордебалета Н. Но, зная ее болтливый характер, решил, что не стоит. К тому же ее многие знают. Скандал тут ни к чему. Все-таки предстояла операция по захвату в логове заговорщиков. Возможна стрельба и кровавый мордобой, а это не эстетично. Здесь нужен надежный товарищ.

– Рената, вы давно не были на светских раутах? У вас есть вечернее платье?

– Ну, есть платье, а тебе-то чего.

– Представь себе, доктор Дионов ходит у нас под носом. Оказывается, он имеет наглость не только предлагать свои подрывные статьи в светские журналы, но и нагло устраивать художественные выставки. Он будет на благотворительном собрании, там его и схватим…

– Почему я опять не в курсе? – недовольно спросила Рената, – Как его удалось вычислить?

– Информаторы поработали, – скупо ответил Никровляев.

Они вышли из здания Средних торговых рядов и пошли по Ильинке мимо ГУМа и полуразрушенного бывшего Гостиного двора в сторону Старой площади.

– Ты говорил, что собрание в джентльменском клубе, а сам хочешь прийти с дамой?

– Это для жен – джентльменский. Вот жен приводить туда не надо, а любовницу можно, желательно с подружкой. Обещают танцы и художественную выставку, а на деле – сходка масонов.

– Блин, у меня нет приличной сумочки, куда поместился бы наган.

– Сумочку я тебе достану. Какого цвета?

– А ты догадайся.

– Розовую, как твой наган? У тебя и платье будет розовое?

– Ладно, не заморачивайся. Я сама экипируюсь.

– Смотри, не опозорь меня, там будут самые элитные проститутки Москвы.

– Понятно.

– Сборище будет не где-нибудь, а в особняке Шухтеля.

– Так там же какое-то посольство.

– Разумеется, а где же еще в Москве рассадники масонства и буржуазного разврата, как не в посольствах.

– Пусть наши агенты следят за периметром.

– Ну конечно, все улицы и дворы будут под контролем. Ни одна мышь не проскочит!

В роскошном особняке кроме дипломатического представительства никому не известной африканской страны, временно расположилось какое-то мутное культурно-просветительское общество с библиотекой. В прихожей сидел вахтер, который сам не знал, какие здесь работают заведения, но исправно записывал посетителей в журнал. Впрочем, записей почти никто не оставлял – все предъявляли пропуска или удостоверения сотрудников различных солидных органов.

– Что? Сбор пожертвований? Билеты? – возмущался Никровляев, – Нас не предупреждали! А у вас есть разрешение Нархамкультпросвета?

– Это добровольно, – виновато сказал вахтер, – Фуршет в пользу голодающих детей.

– Вот жулики!

– Все вопросы к организаторам мероприятия – к Фонду ветеранов ВЧК.

– Не срывай операцию, – зашептала Рената, – плати, давай.

– Ничего себе сбор пожертвований в пользу голодающих детей. Ого, сколько тут жратвы! – возмутился Никровляев, оглядывая столы в выставочном зале, а ведь еще будет и банкетный зал. В меню фуршета входили разнообразные закуски, фрукты, канапе с красной рыбой и черной икрой. Шоколадные конфеты, коньяк и шампанское.

– Это всё для детей? Где дети? Где сироты?

– Не делай такие глаза. Расслабься. Веди себя как нэпман.

– Не учи меня конспирироваться, – сказал Никровляев, – Сейчас выпью и начнем операцию…

Пока Никровляев выпивал и выбирал, чем закусить, благородная публика уже всё смела и потянулась в банкетный зал. На сцену вышел конферансье Фима.

– Дамы и господа, минуточку внимания! Прошу садиться за столики, согласно схеме рассадки по типу кабаре. Ха-ха. Начинаем культурную программу, перед вами выступит талантливая молодежь – студенты Консерватории. Будут предложены прохладительные напитки, шампанское, меню…

Первым номером была какая-то скучная соната для трио виолончелистов. Народ шумел и заказывал жаркое. Официанты разносили жареных гусей и рыбу. Наконец, слегка насытившись, публика была готова слушать солистов.

– Встречайте! – восторженно вещал конферансье Фима, – Восходящая звезда светской эстрады Белла Изразцова!

Мужчины уставились на молодую диву в блестящем платье с восхищением, дамы с долей презрения и осуждения. Молодое меццо-сопрано исполнило пару образцов итальянского бельканто. После чего, под громкие аплодисменты и крики "браво!", с выражением снисходительной улыбки победителя, звезда удалилась. Никто и не догадался принести и вручить ей цветы.

– Какое сегодня собралось изысканное общество. Шарман! – выскочил конферансье, – Давайте знакомиться! Позвольте представить вам известного писателя, звезду нашего литературного небосклона, Александр Барченко! Автор мистического триллера «Доктор Черный». Весьма рекомендую. Просто ужас! Как будет называться ваш новый роман?

– "Из мрака".

– Ох, как интригующе! Успехов вам в творчестве. Выпьем товарищи, пардон, за литературу…

Все зазвенели бокалами.

– А вот перед нами группа выдающихся ученых! Профессор Кознаков! Какие планы?

– Готовим в мае конференцию и экспедицию на Кавказ, – не вполне трезвым голосом выдал Кознаков, – Изучать условия долголетия старожилов.

– Да-да, это очень актуально! Успехов! Выпьем за науку!

Публика одобрила и этот тост.

– Кстати, профессор, вы не знакомы с доктором Дионовым? Он тоже ищет эликсир молодости. Возьмете его в свою экспедицию?

– С удовольствием обсудим это.

– Между прочим, доктор Дионов сегодня представляет нам свои живописные картины. Вот они на стенах. Это его вклад в нашу благотворительность. Картины можно приобрести на аукционе, который пройдет после заседания нашего клуба. А пока оцените. Правда, необычно?

Публика согласно закивала, жуя и запивая.

– А вот и знаменитый скульптор Нади Комарова с супругом! Доктор… Надеюсь, вы не подлили свой препарат гравидан, пардон, мочу беременных женщин нам в шампанское?

– Ха-ха!

– А вон за тем столиком сидят господа секретные разведчики. Не пугайтесь, здесь нет журналистов, и запрещено проходить с фотоаппаратом. Никто ничего не узнает. Это наша дружеская новогодняя посиделка.

Чекисты в штатском сурово посмотрели на конферансье, и тот понял, что шутить надо в меру, чтобы не попасть под статью с конфискацией.

– А теперь музыкальный сюрприз! – продолжал Фима, – Перед вами выступит редкая контра… альт или контратенор, даже не знаю, как это назвать. Оцените сами.

На сцену вышел слегка небритый красавчик во фраке с бабочкой и запел чисто женским голосом что-то вроде "Амаретто миа белла". Сначала все были в шоке и подумали, что это розыгрыш. На этот раз мужчины смотрели на солиста с долей презрения и осуждения, а дамы с нескрываемым интересом. Неужели кастрат? Люди, несущие искусство в массы, привыкли к предрассудкам и мещанской взыскательности, однако, здесь собралась непростая публика – искушенная изысками. Поэтому, когда он исполнил искрометную “Tanti affetti” Россини, все понимающе развеселились и не хотели отпускать артиста, требуя исполнить на бис кавантину Нормы, арию Лючии и прочие хиты.

Наконец, конферансье перешел к гвоздю программы.

– Господа! Вы видите эти необычные картины – они принадлежат кисти загадочного доктора Дионова, о котором говорит вся Москва. Во всяком случае, люди знающие, вхожие в круги. Итак, доктор Дионов у нас в гостях, и представляет свои произведения. Просим рассказать нам, что обозначают ваши неясные картины? Это оппозиция социалистическому реализму?

– Социалистический реализм – это аналог буржуазного фэнтези. Реализм в политическом искусстве – это мечты, а не реальность. Вам нужна ясность? Чем четче картинка – тем мутнее воображение.

– Как вы называете ваш стиль? Абстактный экспрессионизм? Флюидизм? Дионизм?

– Пусть будет "фатументализм" – ответил Дионов.

– Да-да, в этих ваших красочных пятнах есть что-то магическое. Вы читаете мысли судьбы? Рука судьбы двигает кистью служителя муз?

– Всё, что нам дано – от Бога, мы вольны распоряжаться талантами во благо, слушая глас Божий, или служим дьяволу.

– Каков ваш манифест?

Мои картины - это всего лишь отражение иллюзорности нашего падшего мира, – скромно отвечал Дионов, – я предпочитаю рисовать в темноте, чтобы не отвлекаться на материальное, и надеюсь, что если вы будете достаточно долго смотреть на эти картины, то поймете, что не всё что видите – истинно. Театр, музыка, литература – это истинная реальность, а война, болезни и смерть – это фальшивая. Вы находитесь на границе между единственно-истинным путем к вечной жизни и бесконечным множеством иллюзорных реальностей, ведущих к гибели.

– Над этим стоит подумать, а значит, настало время послушать сонату Брамса! Объявляю музыкальную паузу! Прошу на сцену наших талантливых музыкантов!

Для Никровляева настал удобный момент для знакомства. Он с Ренатой подошел к доктору Дионову с льстивой улыбкой удава.

– Поздравляю с выставкой. Браво! Мне нравится этот мятежных дух, которым наполнены ваши картины. Разрешите представиться я член масонской ложи розенкрейцер магистр Емельянский. А это наша очаровательная Ванда. Мы весьма заинтересованы вашим искусством. Вот эту картину мы готовы приобрести для нашей конторы. Сколько она стоит?

– Я не продаю эти картины – они все отданы на благотворительный аукцион.

– Ах, как жаль, но у вас наверняка остались подобные шедевры в мастерской?

– Да, – вставила Рената (она же Ванда), – Если бы вы нас пригласили к себе, то…

– Боюсь, моё скромное жилище вам не понравится. Прошу прощения, мне нужно выступить, иначе вижу мало смысла в этой выставке. Эти картины нуждаются в пояснении. Как черный квадрат Малевича – это не просто квадрат черного цвета, а идея о "смерти искусства", "нуля форм" и так далее. Кто что видит, согласно мнению искусствоведов.

Дионов вышел в центр зала и произнес речь:

– Друзья! Позвольте мне сказать пару слов об этих картинах. Здесь прозвучали мнения некоторых критиков искусства, но я хочу сразу сказать, что я не художник. Можете назвать это концептуальным актом философской мысли и как хотите, но суть в том, что настоящий художник всегда служит прекрасному, помогая нам постигать Божественную гармонию. Восхищаясь Божественным творением, художник становится учеником Господа и творит образы подобные идеальным, услаждающие наши эстетические чувства. Таким образом, создавая гармоничные формы, художник творит красоту, делясь вдохновением, данным свыше. То есть главной задачей искусства видится возведение души к прекрасному и божественному. Однако, форма может быть обманчива, если за ней не стоит духовное содержание. Самый простой пример – это красивая женщина, которой при первом знакомстве все восхищаются, принимают за идеал, но когда начинают с ней общаться, может оказаться, что она, извините за выражение, глупа и порочна. Может оказаться, что эта приятная снаружи дама, имеет скверный характер и её ничего не интересует кроме модных журналов и богатых мужчин. Возникает чувство, что перед нами фальшивка. За великолепным фасадом – пустота и бездуховность, а может даже греховность и мерзость. Подделка, а не идеал. Вроде бы образ Божий есть, а чего-то не хватает. Бывает так, что не хватает главного – духовного содержания. В лучшем случае, такая дама может послужить моделью для художника, и картина окажется больше наполнена смыслом и вдохновеньем, чем сам человек, который лишь модель для идеального образа…

Среди публики противоречиво зашептались: "красиво завернул", "я не поняла, что за намеки?" Послышались снисходительные аплодисменты. А доктор продолжал:

– С другой стороны, человек может иметь непривлекательную внешность, но при этом всей душой стремиться к Богу. Такой человек, наполнен светом изнутри, излучает добро и любовь. Итак, трудно судить только по внешности о человеке, да и по словам тоже. Какой-нибудь благообразный старец, говорящий о духовности и любви, в душе может всех ненавидеть. Обман, конечно, рано или поздно вскроется, но бывает так, что и поздно. Простите, что говорю очевидные вещи, но как часто мы попадаемся на крючок, подброшенный нам сатаной? Проверьте себя, как часто вы обманывались? Надо признать, что мы просто варимся в мире иллюзий. Мы живем в мире, где всё может оказаться подделкой. Более того, мы сами создаем эти иллюзии – каждый сам для себя, создает свой мир. И этих миров может быть столько, сколько душ было, есть и будет. У всякой души есть два пути – рай или ад. Осознать мир, в котором она живет, и сделать выбор. Найти истинный путь к Богу, к Царствию Небесному, или запутаться во лжи, и в итоге умереть. Все эти иллюзорные миры пресекаются и имеют общие законы, где-то копирующие истину, иначе всё смешалось бы в хаосе. В конечно итоге, цель дьявола погрузить наши души в хаос, в ад. Но чтобы мы туда погрузились, окончательно прервав связь с Богом, нужно дать нам фальшивую картину мира, некий поддельный рай, который мы выбираем и строим вместе с сатаной. Вот эти картины, которые вы видите – это, с одной стороны, образ мира до Творения, как иллюстрация к книге Бытия: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". С другой, – предупреждение о хаосе, в который может погрузиться наше бытие. Это напоминание о том, что не всё, что кажется прекрасным – истинно…

Понимающие люди похлопали, но это было ещё не всё.

– Так как же не обмануться? Когда о человеке говорят, что у него богатый внутренний мир – это означает, что он не просто наполнен содержанием, но и делится им с другими, иначе никто бы о нем ничего не знал. Да, если бы мы не общались друг с другом, и не делились бы своим содержанием, то наверняка сошли бы с ума. Я бывал в тюрьмах, и видел пожизненно заключенных. Те из них, кто писал письма, читал книги и хоть чем-то пытался заниматься творческим, например, рисовал, – сохраняли разум. А кто был заперт и ни с кем не общался – деградировал до состояния невменяемости. Но есть люди, которые сознательно уходят от общения и удаляются от общества, в пустыню, например. Почему эти отшельники не деградируют, а напротив, наполняются духовным содержанием? Потому, что они прикасаются к источнику жизни, к Творцу вселенной, к Богу…

Закончив речь, доктор Дионов спросил, есть ли у кого вопросы. Посетители выставки, среди которых был известный журналист, пользуясь случаем продемонстрировать свое собственное остроумие и начали наперебой задавать каверзные вопросы: "Я вижу, вы прямо на холсте проводите химические опыты? Это вы пролили на холст эликсир молодости? Говорят, вы разбавляете краски святой крещенской водой? Не кажется ли вам, что это кощунство?"

– Хорошо, я отвечу всем сразу. В программе этого вечера указаны сеансы омоложения, мастер-класс по живописи и шоу иллюзиониста с разоблачением. Вас не обманули, сейчас всё будет. Насчет омоложения я скажу так, если вы верите, что сегодня произойдет чудо, то оно произойдет. Вы станете чуточку моложе. Если хотите радикально измениться, то придется обратиться к Всевышнему, и попросить Его об этом. На всё Его воля. А если вы атеист, то зачем пришли? Как же это вы Богу не верите, а поверили какому-то доктору Дионову? Или вы верите в магию? Хорошо, специально для вас обещанный мастер-класс. Вот видите, на этом столике приготовлен чистый холст и стаканчики с разными красками. Сливаем все краски в один большой стаканчик, добавляем секретный ингредиент и выливаем на холст. Видите, как растекаются узоры? Немного наклоним холст, повертим и готово. Магия не в предмете, а в голове и сердце. Оставим это до завтра – пусть сохнет. Прошу прощения, если кого-то забрызгал красками. Мастер-класс закончен. Все картины, какие вы здесь видите, я бы порекомендовал продать желающим, а вырученные средства направить нуждающимся. Ну и в заключение – обещанный фокус.

Молодой человек взял в руки колбу с фиолетовым раствором, подбросил её вверх, раздался оглушительный хлопок, и яркая вспышка затмила весь зал. Когда оранжевый дым рассеялся, все поняли, что доктор Дионов исчез.

Свидетели описывали это событие по-разному. Одни говорили, что ясно видели, как доктор Дионов вошел прямо в свою картину – растворился в ней и даже оставил темное пятно. Вон оно. При этом их не смущало, что холст был маленького формата – тридцать на тридцать сантиметров, а пятно и того меньше – три сантиметра и семь миллиметров. Другие, утверждали, что доктор Дионов вошел в зеркало. Зеркало было достаточно большое, почти в полный рост, и ему без труда удалось туда протиснуться, в иную реальность. Но тут слово взял иллюзионист, который должен был выступать после и с возмущением воскликнул.

– Это он воспользовался моим реквизитом!

Иллюзионисту не хотелось раскрывать тайны своего ремесла, но под давлением Никровляева и других присутствующих на сеансе сотрудников НХВД пришлось разоблачать трюк. Он показал, как работает ширма, где опускается черная занавеска и открывается проход в закулисье. Но и в кулуарах никого не оказалось. Как доктор Дионов вышел из обложенного агентами здания никто так и не понял.

Никровляев не сразу осознал, что вместе с доктором исчезла и Рената…

Загрузка...