2. Правила игры

Хотя «Анатомические поезда» задумывались как пособие для практикующих врачей, мы опишем их простым языком, используя железнодорожные метафоры. Есть несколько простых правил, выделяющих среди большого количества возможных миофасциальных связей те, которые имеют общее клиническое значение (рис. 2.1). Поскольку описанные здесь миофасциальные непрерывности не являются единственными, читатель может использовать приведенные ниже правила для построения дополнительных «поездов», не исследованных в рамках данной книги. У тех, кто имеет серьезные структурные изменения, – например, в результате инсульта, сколиоза или ампутации, – будут свои уникальные миофасциальные линии передачи сил, отличающиеся от линий в теле обычного человека.

Итак, действующие миофасциальные меридианы должны пролегать на определенной глубине и в заданном направлении, проходя непосредственно в направлении волокон, по которым передается усилие. Также с клинической точки зрения полезно отмечать те участки, где фасциальные «поезда» сходятся, расходятся или меняют свое направление.

Время от времени будут встречаться места, где нам придется отступать от этих правил или даже нарушать их. Подобные нарушения в правилах мы назвали «сходом с рельсов», при этом каждый раз мы приводим рациональное обоснование почему, несмотря на отступление от правил, линия считается миофасциальным меридианом.

1. «Пути» непрерывны и пролегают в определенных направлениях

Чтобы обнаружить Анатомический поезд, мы смотрим на «пути» из миофасциальных или соединительнотканных единиц (то есть на мышцы и связки, которые являются отличительной особенностью строения тела человека, а не божественными, эволюционными или даже анатомическими отдельными единицами). Эти структуры должны демонстрировать непрерывность фасциальных волокон, создающих линии передачи силы через миофасцию. Как и в случае настоящих железнодорожных путей, линии должны проходить достаточно прямо и менять свое направление постепенно. Некоторые миофасциальные соединения образуют прямую линию натяжения только в определенных положениях тела или при определенных условиях нагрузки на него.

Также, поскольку фасции чаще всего представлены в теле в виде плоскостей, прыжки между плоскостями с одной глубины на другую равносильны спрыгиванию с рельсов. Таким образом, резкое изменение направления или глубины недопустимы (если только не будет продемонстрировано, что сама фасция действует на разных уровнях); также не допускаются «прыжки» через суставы или через фасциальные листы, пролегающие в других плоскостях. Любой из этих факторов сводит на нет способность растяжимой фасции передавать усилие от одного звена цепи к другому.

А. Направление

Малая грудная и клювовидно-плечевая мышцы соединяются между собой посредством фасции на клювовидном отростке лопатки (рис. 2.2А и см. Гл. 7). Однако это соединение не будет функционировать как миофасциальная непрерывность, когда рука расслабленно свисает вниз, поскольку в таком положении резко меняется направление между этими двумя миофасциальными структурами. (Далее мы откажемся от длинного и неудобного термина «миофасциальная структура» в пользу более удобного термина «мышца», если любезный читатель будет помнить, что мышцы без окружающих, пронизывающих и прикрепляющих их фасций – это просто говяжий фарш.) Когда же рука поднята вверх и согнута, как это происходит при подаче в большом теннисе, или когда человек висит на турнике или на ветке, как обезьяна на рис. 2.2В, то эти две мышцы выстраиваются в единую линию и образуют единую цепь, которая соединяет ребра с локтем (и далее в обоих направлениях: Глубинная Фронтальная Линия руки переходит в Поверхностную Фронтальную Линию, занимая пространство от большого пальца руки до таза).

Практическая польза данной теории приходит с осознанием того, что проблема, возникающая в теле при выполнении подачи в теннисе или при подтягивании на турнике может быть связана с функцией любой из этих двух мышц или возникать в точке их соединения. При этом источником проблемы могут быть дисфункции структур, расположенных выше или ниже по рельсам. Знание концепции Анатомических поездов позволяет практикующему специалисту принимать обоснованные целостные решения при выборе стратегии лечения, независимо от используемого им метода.

С другой стороны, сами фасциальные структуры в некоторых случаях могут проводить усилие натяжения «за угол». Так, например, короткая малоберцовая мышца описывает крутой изгиб вокруг латеральной лодыжки, однако едва ли кто-то усомнится в том, что при этом сохраняется миофасциальная непрерывность ее действия (рис. 2.3). Наши правила, безусловно, допускают использование фасцией подобных «блочных механизмов».

Б. Глубина

Несмотря на то, что тело человека – это единая фасциальная сеть, в процессе эмбриологического развития она складывается снова и снова, формируя фасциальные пласты (рис. 2.4). Каждый миофасциальный меридиан остается в своей фасциальной плоскости, не перепрыгивая на другие.


Рис. 2.2. Хотя между мышцами, прикрепляющимися к клювовидному отростку, всегда присутствует фасциальное соединение (A), в нашей игре механических связей натяжения это соединение функционирует как единое целое лишь тогда, когда рука находится выше уровня параллели с полом (В). (A, Воспроизведено с любезного разрешения Grundy, 1982 г.)


Рис. 2.3. Сухожилия, огибающие кость, выполняющую роль «блока», и сухожилия, проходящие под удерживателями, передают усилие по цепи и являются допустимым исключением из правила «никаких резких поворотов». (© Ralph T. Hutchings. Воспроизведено из Abrahams, et al. 1998.)


Рис. 2.4. В ходе эмбриологического развития фасциальная сеть укладывается в слои. Она представляет собой сложнейшее оригами, которое только можно себе представить. На рисунке вы можете видеть такое фасциальное оригами. В зависимости от скорости движения человека и состояния тканей, между слоями может происходить скольжение и передача усилия. Однако каждый Анатомический поезд остается в рамках одного заданного слоя. (Фото любезно предоставлено доктором Hanno Steinke и Anna Rowedder.)


В. Промежуточные Пласты

Не поддавайтесь искушению проложить путь Анатомического поезда через пласт фасции, проходящий в другом направлении, – разве можно передать силу натяжения через подобную стену? Приведем пример: длинная приводящая мышца идет вниз к шероховатой линии бедренной кости, в то время как короткая головка двуглавой мышцы бедра проходит от шероховатой линии в том же направлении. Похоже, что они составляют миофасциальную непрерывность? Но на самом деле это не так, поскольку присутствует промежуточный пласт большой приводящей мышцы, который будет прерывать любую передачу усилия между длинной приводящей мышцей и двуглавой мышцей бедра (рис. 2.6). Конечно, между двумя этими мышцами может иметь место некоторое соединение посредством кости, но передача миофасциального усилия становится невозможной из-за наличия между ними фасциальной стенки.

Как и резкие изменения направления, резкие изменения глубины, – например, переход от поверхностного к более глубокому фасциальному пласту, – не приветствуются. Когда мы смотрим на туловище спереди, то с точки зрения направления логично соединить одной линией прямую мышцу живота и фасцию грудины, продолжить ее вверх по передней части ребер к подподъязычным мышцам, расположенным в передней части глотки (рис. 2.5A). Ошибка создания подобного «поезда» становится очевидной, когда мы понимаем, что подподъязычные мышцы прикрепляются к задней части грудины и соединяются с более глубокой вентральной фасциальной плоскостью, расположенной внутри грудной клетки (часть Глубинной Фронтальной Линии). Поверхностный пласт в действительности проходит выше к черепу по грудино-ключично-сосцевидной мышце (рис. 2.5В).


Рис. 2.5. Хотя при чрезмерном разгибании всей верхней части позвоночника можно обнаружить механическое соединение от грудной клетки до горла, между поверхностной фасцией грудины и подподъязычными мышцами нет прямого соединения из-за разницы в глубине пролегания соответствующих фасциальных пластов. Подподъязычные мышцы прикрепляются к грудине изнутри, соединяясь с внутренней выстилкой ребер, внутригрудной фасцией и поперечной мышцей груди (А). Более поверхностный фасциальный пласт соединяет грудино-ключично-сосцевидную мышцу с фасцией, проходящей по поверхностной стороне грудины, и с грудино-хрящевыми соединениями (В)


Рис. 2.6. На первый взгляд, длинная приводящая мышца и короткая головка двуглавой мышцы бедра (как показано слева) удовлетворяют требованиям миофасциальной непрерывности. Но когда мы видим, что между ними проходит пласт большой приводящей мышцы (как показано справа), который прикрепляется к шероховатой линии, становится ясно, что такое соединение не может передавать усилие


2. Эти «пути» присоединяются к костным «станциям» или местам прикрепления мышц

В концепции Анатомических поездов места прикрепления мышц («станции») рассматриваются как зоны, в которых происходит взаимное проникновение волокон мышечного эпимизия или сухожилий в надкостницу соответствующей кости или, что встречается реже, в коллагеновый матрикс самой кости. Другими словами, «станция» – это место, где внешняя миофасциальная сумка прикрепляется к внутренней «костно-суставной» оболочке.

Можно заметить, что поверхностные волокна миофасциальной единицы проходят дальше, к следующему участку миофасциального «пути», тем самым сообщаясь с ним. Например, на рис. 2.7 мы видим, что некоторые волокна на конце миофасции справа явно связаны с надкостной оболочкой лопатки, в то время как некоторые другие переходят в следующий миофасциальный «путь». Ременная, ромбовидная и передняя зубчатая мышцы соединены прочным пластом биологической ткани большого размера, в связи с чем можно сказать, что разделение их на отдельные мышцы – это всего лишь удобная фикция.


Рис. 2.7. На этой фотографии диссекции мы видим мышцы, отделенные от их мест прикрепления к надкостнице. Фото демонстрирует непрерывность фасциальной ткани от места прикрепления ременной мышцы к черепу (слева) до места прикрепления передней зубчатой мышцы к латеральной части ребер (справа). Обратите внимание, что мы смотрим на переднюю (глубокую) поверхность мышц, так что лопатка с этого угла зрения находится под «ромбовидно-зубчатой мышцей» (см. Гл. 6)


Рис. 2.8. Традиционное изображение крестцово-бугорной связки (А) показывает, что она соединяет седалищный бугор с крестцом. При более пристальном рассмотрении (В) сухожилие мышц задней поверхности бедра – особенно двуглавой мышцы бедра – вплетается в поверхность крестцово-бугорной связки и поднимается выше, к крестцовой фасции


Рис. 2.9. Более глубокие волокна фасции на костных «станциях» передают усилие хуже, чем поверхностные. Поверхностные волокна лучше передают усилие, и до них можно легко добраться при мануальной работе


Так, например, очевидно, что мышцы задней поверхности бедра прикрепляются к задней стороне седалищных бугров. Столь же ясно, что некоторые волокна миофасции мышц задней поверхности бедра проходят через крестцово-бугорную связку и внутрь нее и поднимаются к крестцу (рис. 2.8). В большинстве современных текстов роль этих непрерывных соединений неизменно преуменьшалась. В них мышцы или фасциальные структуры традиционно рассматривались по отдельности. В основе такого разделения лежала разница в их функциях. Современные изображения опорно-двигательного аппарата еще больше подчеркивают эту разницу.

Передача усилия через «станцию» в основном осуществляется посредством поверхностных, а не более глубоких фасциальных волокон, и наглядным тому примером является крестцово-бугорная связка. Ее более глубокие слои соединяют кость с костью и имеют очень ограниченное движение или способность передавать усилие за пределы этого соединения. Чем ближе мы находимся к поверхности, тем больше связей с другими миофасциальными «путями» (рис. 2.9). Слишком много движения в более глубоких фасциальных слоях приводит к «ослаблению» связок. Снижение «податливости» миофасции приводит к травмам из-за жесткости или неподвижности фасциальных тканей, а также снижает способность тела адаптироваться к движению.

3. «Пути» соединяются и расходятся на «стрелках» и в особых «депо»

Фасциальные пласты часто переплетаются, соединяясь друг с другом и разъединяясь. Следуя логике железнодорожных метафор, мы будем называть такие области «стрелками». Например, фасциальный пласт мышц живота начинается от поперечных отростков поясничных позвонков и разделяется в области латерального шва на три отдельных фасциальных слоя наружных и внутренних косых мышц и поперечной мышцы живота. Они огибают прямую мышцу живота, а затем вновь соединяются в области белой линии и повторяют весь этот процесс в обратном порядке с противоположной стороны (рис. 2.10), образуя «пояс» вокруг туловища. В качестве еще одного примера можно привести фасциальные пласты, которые сливаются в грудопоясничной и крестцовой областях, объединяясь в еще более плотные наслоения, часто неразделимые при диссекции.

Наличие «стрелок» требует, чтобы наше тело, – а иногда и терапевт – делали свой выбор. Ромбовидные мышцы проходят от остистых отростков к медиальному краю лопатки. В области лопатки есть явное фасциальное соединение ромбовидных мышц с передней зубчатой мышцей и с подостной мышцей. Фасция на внутренней стороне ромбовидных мышц вплетается в переднюю зубчатую мышцу, которая проходит под лопаткой к грудной клетке. А фасциальные слои на поверхностной стороне ромбовидных мышц соединяются с подостной мышцей, которая идет дальше к руке (рис. 2.11). Мы часто будем наблюдать, как фасциальные и миофасциальные плоскости сходятся или расходятся, и в зависимости от положения тела и действующих на него внешних сил, для передачи усилия будет выбираться тот или иной «путь». Выбор конкретного Анатомического поезда в том или ином положении тела или при его движении не будет произвольным. Но индивидуальные паттерны мышечного сокращения и корректировка техники выполнения движения – как, например, при выполнении той или иной асаны в йоге или при поднятии тяжестей – могут изменять точный путь прохождения усилия. Однако в целом величина силы, передаваемой по любому из представленных «путей», задается физическими аспектами конкретной ситуации.

«Депо» – это место, где встречаются и/или пересекаются сразу несколько векторов миофасциальной силы; примерами «депо» являются лобковая кость или передняя верхняя подвздошная ость (рис. 2.12). «Депо» нередко являются костными ориентирами миофасциальных «путей». Их положение имеет решающее значение для анализа структуры по схеме Анатомических поездов, так как через них проходят конкурирующие силы натяжения.


Рис. 2.10. Слои фасции брюшной полости сходятся и расходятся, создавая сложный функциональный рисунок. (Воспроизведено с любезного разрешения Grundy, 1982 г.)


Рис. 2.11. Пример «стрелки»: от большой ромбовидной мышцы усилие передается либо на переднюю зубчатую мышцу по «пути», проходящему вокруг туловища (мышца под лопаткой, обозначенная красным цветом – часть Спиральной Линии, см. рис. 2.7 и Гл. 6), либо в подостную мышцу по другому «пути», проходящему к руке (часть Глубинной Задней Линии руки, см. Гл. 7)


Рис. 2.12. Через «депо» (В) передней верхней подвздошной ости (А) во всех направлениях проходит множество противоборствующих векторов миофасциальной силы


4. «Экспрессы» и «электрички»

На поверхности тела располагается множество многосуставных мышц (пересекающих более одного сустава). Эти мышцы часто перекрывают ряд односуставных мышц, каждая из которых дублирует какую-то отдельную часть общей функции многосуставной мышцы. Когда такая ситуация возникает в Анатомическом поезде, тогда многосуставные мышцы принято называть «экспрессами», а лежащие под ними односуставные мышцы – «электричками».

В качестве примера можно рассмотреть длинную головку двуглавой мышцы бедра, которая пересекает тазобедренный сустав и проходит вниз под колено, и, таким образом, оказывает влияние на оба сустава, а соответственно, является «экспрессом». Глубоко под ней находятся две «электрички»: большая приводящая мышца – односуставная «электричка», пересекающая тазобедренный сустав и отвечающая за разгибание и приведение бедра; и короткая головка двуглавой мышцы бедра – односуставная мышца, пересекающая только колено и отвечающая за его сгибание и ротацию (рис. 2.13).


Рис. 2.13. Длинная головка двуглавой мышцы бедра – это двухсуставный «экспресс», часть Cпиральной Линии (слева). Под ней проходят односуставные «электрички»: короткая головка двуглавой мышцы бедра соединяется через шероховатую линию бедренной кости со средней частью большой приводящей мышцы (справа). Соединение образованно плотным пересечением их фасциальных тканей. Функция этих двух «электричек» аналогична функции одного «экспресса»


Рис. 2.14. На рисунке показаны пять более или менее прямых продольных линий (считая левую и правую Латеральные Линии за две), отображенные на поперечном сечении тела позвоночного (как будто вы смотрите на срез рыбы). Обратите внимание на взаимодействие между самими линиями, а также между линиями и основными органическими структурами


По нашему глубокому убеждению, состояние осанки определяется не столько поверхностными «экспрессами», сколько более глубокими «электричками», которые нередко игнорируются (как говорится, «с глаз долой – из сердца вон»). Предполагается, что при переднем наклоне таза (постуральное сгибание бедра) в большей степени может помочь высвобождение гребенчатой и подвздошной мышцы (односуставные сгибатели бедра), чем релиз прямой мышцы бедра или портняжной мышцы. А, например, хроническое сгибание локтевого сустава лучше всего лечить посредством расслабления плечевой мышцы, а не концентрировать все внимание на более доступной и знакомой двуглавой мышце плеча.

Краткое изложение правил и руководящих принципов

В этой книге мы попытались достаточно подробно познакомить читателя с основными крупными миофасциальными меридианами, функционирующими в человеческом теле (рис. 2.14). В то же время читатели могут найти и построить свои собственные меридианы, руководствуясь описанными ниже правилами. (Например, некоторые студенты и коллеги аргументированно пытались построить миофасциальный меридиан «Глубинной Задней Линии» в соответствии с этими правилами, но автор скептически относится к полученному результату.)


• Следуйте за волокнами соединительной ткани, сохраняя постоянное направление, не перепрыгивая между уровнями и не пересекая промежуточные пласты фасции.

• Обращайте внимание на «станции», где миофасциальные «пути» соединяются с пролегающими под ними тканями.

• Обращайте внимание на любые другие «пути», которые расходятся или сходятся с выбранной линией.

• Ищите нижележащие односуставные мышцы, которые могут повлиять на работу линии.

Чем концепция Анатомических поездов НЕ является

… Всеобъемлющей теорией мануальной терапии

Данная книга и теория Анатомических поездов имеют дело лишь с «внешней сумкой» париетальной миофасции, как описано в Приложении 1. Все вопросы, касающиеся манипуляций с суставами, выходят за рамки концепции миофасциальных меридианов и остаются предметом рассмотрения работ по остеопатии и хиропрактике. Безусловно, мы обнаружили, что достижение баланса между линиями снижает нагрузку на суставы и, таким образом, возможно, продлевает жизнь суставов. Работа и внимательное отношение к «внутреннему мешку» околосуставных тканей, а также к соединительным тканям дорсальной и вентральной полостей (краниальные и висцеральные манипуляции) имеют крайне важное значение, но эта тема не входит в круг вопросов, освещаемых в данной книге.

… Всеобъемлющей теорией функционирования мышц

Теория Анатомических поездов разработана не для того, чтобы заменить имеющиеся знания о функции мышц, а для того, чтобы их дополнить. Функцией подостной мышцы по-прежнему будет латеральная ротация плечевой кости, контроль чрезмерной медиальной ротации, а также стабилизация плечевого сустава. Мы просто добавляем к этому идею, что она также является частью Глубинной Задней Линии руки, функционально связанного миофасциального меридиана, который проходит от мизинца к грудному и шейному отделам позвоночника.

В то время как описанные в этой книге миофасциальные меридианы включают в себя большинство известных мышц человеческого тела, некоторые мышцы нелегко описать посредством нашей метафоры. Так, например, глубокие латеральные ротаторы бедра фасциально являются частью Глубинной Фронтальной Линии. Однако в действительности их с трудом можно отнести к какой-либо длинной фасциальной линии передачи усилия. Эти мышцы легче всего представить в сочетании с другими мышцами, окружающими тазобедренный сустав, в виде трех взаимосвязанных вееров1.

Мышцы, не названные в качестве элементов карты Анатомических поездов, несомненно по-прежнему функционируют, координируя свою работу с другими мышцами в теле, но, возможно, не действуют вдоль описанных здесь миофасциальных цепей.

… Всеобъемлющей теорией движения

Хотя некоторые движения определенно происходят вдоль линий меридианов, любые движения, более сложные, чем рефлексы или жесты, едва ли можно описать действием одной линии. Так, например, при колке дров топором укорачивается Поверхностная Фронтальная Линия и удлиняется Поверхностная Задняя Линия, но смещение топора в вашу доминирующую сторону при замахе для каждого следующего удара задействует целый комплекс линий – Спиральную, Функциональную, Латеральную. Движения всего тела, связанные с фиксацией суставов, стабилизацией туловища или с вытяжением всего тела, в большей степени поддаются анализу посредством концепции Анатомических поездов и легко описываются с помощью карты меридианов. Таким образом, наша система позволяет проводить постуральный анализ, который, в первую очередь, зависит от фиксации в теле.

Каждый меридиан описывает одну очень точную линию натяжения, проходящую через тело. Но большинство сложных движений (например, удар футболиста по мячу или метание диска спортсменом), конечно же, охватывает все тело, каждую секунду меняя угол вектора натяжения линий. Хотя концепцию Анатомических поездов можно применять для анализа сложных движений, не совсем понятно, внесет ли это какое-то новшество в современную кинезиологию. С другой стороны, будет очень полезен анализ того, какие линии ограничивают реакцию тела на первичное движение или стабилизируют тело для выполнения такого движения. Иными словами, полезно уметь выявлять чрезмерно стянутые, зажатые, неработающие или, наоборот, опасно ослабленные миофасциальные линии. Эта информация помогает в разработке новых стратегий по раскрытию структур тела для восстановления его баланса.

… Единственным способом структурного анализа тела

В мире существует множество форм структурного анализа2–4. Описанный в Главе 11 метод оказался полезным с практической точки зрения, при этом он нейтрален с психологической точки зрения, что является его заметным преимуществом. В некоторых подходах используется определенная «сетка», линия отвеса или некоторая форма абстрактной «нормы» или нейтрали, которые накладываются на разнообразие человеческого телосложения. Мы же предпочитаем ориентироваться исключительно на взаимосвязи внутри тела конкретного человека.

… Полным описанием анатомии человека

Хотя предметом этой книги является мышечно-скелетное взаимодействие, она не является всеобъемлющим учебником по анатомии. Анатомические поезда можно охарактеризовать как «продольную анатомию». Поэтому, в дополнение к данному тексту, мы рекомендуем использовать любой хороший подробный анатомический атлас5–9.

… Научно подтвержденной теорией

Концепции, изложенные в этой книге, являются результатом многолетней практики, в которой встречалось немало анекдотических примеров. И эти концепции успешно применяются терапевтами в различных дисциплинах.

Подтверждением наших идей являются приведенные здесь доказательства, полученные в ходе диссекций; при этом они еще не были подтверждены более детальной диссекцией или другой научно-достоверной оценкой. Caveat Emptor – концепция Анатомических поездов находится в процессе развития.[3]

Как мы описываем линии

Еще с самой эпохи Возрождения, когда Ян Стефан ван Калькар начал делать рисунки для Андреаса Везалия, преподаватели анатомии мучились от необходимости описывать трехмерную, живую и движущуюся анатомию на неподвижных двухмерных страницах. Миофасциальные меридианы можно описывать по-разному: как четкую одномерную линию, как составную цепь миофасций, как часть более широкого фасциального пласта или как объемное пространство (см. рис. 1.20–1.22). В данной книге мы попытались объединить все четыре варианта в надежде поразить воображение читателя одним или несколькими из них. И хотя карта является лишь посредником и не всегда в точности описывает всю территорию, тем не менее она может оказаться весьма полезной.

В начале каждой главы приводятся описания точных линий, с «путями» и «станциями», с кратким описанием постуральной и двигательной функции; а внутри самих глав описываются суставные цепи миофасций. Более важные вопросы, касающиеся линий, обсуждаются в конце каждой главы; более второстепенные отмечены в тексте значками. В описании первой линии (Глава 3, Поверхностная Задняя Линия) представлены терминология и концепции, используемые в последующих главах, поэтому его стоит изучить в первую очередь.

Кроме того, в каждой главе содержится руководство по пальпации линии и по ее участию в движении. Оно написано как инструкция и для потребителя, и для практикующего врача. При обсуждении некоторых клинических подходов приводятся отдельные техники, многие из которых взяты из библиотеки Структурной интеграции2. Эти техники обсуждаются лишь поверхностно, и тому есть несколько причин.

Во-первых, Анатомические поезда можно успешно применять к различным мануальным и двигательным техникам; описание любого одного конкретного набора техник привело бы к исключению других. Намерение автора состоит в том, чтобы эта теория способствовала диалогу и обмену опытом вне технических и профессиональных границ.

Принимая во внимание ограниченные возможности описания живых техник текстом, автор предпочитает обучение «из рук в руки», которое недостижимо в формате книги. Если читатель заинтересуется методами работы с паттернами, выявленными посредством анализа меридианов, тем лучше: он сможет найти соответствующее обучение или наставника. Но несмотря на все ограничения, многие из упомянутых приемов описаны в другой книге10. Кроме того, на сайте www.anatomytrains.com доступно онлайн обучение техникам фасциального релиза.

В главах 10 и 11 представлены конкретные примеры использования данной системы и других знакомых автору методик, применяемых для структурного анализа и оценки движения. Мы очень надеемся, что практикующие специалисты разных направлений смогут перенести такого рода анализ в свою область знаний.

Литература

1. Myers T. Fansofthehipjoint.Massage Magazine No.75, 1998.

2. Rolf I. Rolfing. Rochester, VT: Healing Arts Press; 1977.

3. Aston J. Aston Postural Assessment Workbook. San Antonio, TX: Therapy Skill Builders; 1998.

4. Keleman S. Emotional Anatomy. Berkeley, CA: Center Press; 1985.

5. Netter F. Atlas of Human Anatomy. 2nd ed. East Hanover, NJ: Novartis; 1997.

6. Clemente C. Anatomy: A Regional Atlas. 4th ed. Philadelphia: Lea and Febiger; 1995.

7. Biel A. Trail Guide to the Body. Boulder, CO: Discovery Books; 1997.

8. Ross L, Lamperti E. Atlas of Anatomy. New York: Thieme; 2006.

9. Gorman D. The Body Moveable. Guelph, Ontario: Ampersand Press; 1978.

10. Earls J, Myers T. Fascial Release for Structural Balance. 2nd ed. Berkeley: North Atlantic; 2017.

Загрузка...