Я испытываю благоговейный трепет перед чудом жизни. И более чем за три десятилетия погружения в изучение движения человека мое удивление и любопытство лишь растет. Было ли наше непрерывно эволюционирующее тело создано всезнающим, пусть и озорным Создателем или же эгоистичным геном, слепо пытающимся взобраться на гору Невероятности1–3, – наблюдатель может лишь покачать головой с печальной улыбкой удивления в ответ на те непостижимые разнообразие и гибкость, которые присущи соматическому строению и развитию человека.
Кто-то тщетно пытается разглядеть в оплодотворенной яйцеклетке плод, состоящий из триллионов клеток, в который она превратится впоследствии. Даже самое поверхностное изучение всех сложностей эмбриологии удивляет тем, что ее процессы срабатывают раз за разом при рождении каждого нового здорового младенца. Когда вы держите на руках беспомощного, вопящего новорожденного, кажется невероятным, что большинство из них минуют многочисленные изощренные ловушки, расставленные на пути к здоровой и продуктивной взрослой жизни.
Несмотря на то, что с биологической точки зрения эксперимент под названием «человек» можно считать успешным, в целом он вызывает некоторые сомнения. Признаюсь: читая новости, я нередко испытываю двойственные чувства относительно того, насколько человечество может и дальше продолжать жить на этой планете. Особенно если учитывать то совокупное влияние, которое мы оказываем на населяющие Землю флору и фауну, и наше отношение друг к другу. Однако моя вера в человеческий потенциал вновь возвращается, когда я держу на руках ребенка.
Эта книга (а также семинары и учебные курсы, на основе которых она была написана) посвящена призрачной надежде на то, что человечество как вид сможет выйти за пределы своей нынешней коллективной жадности, – а вместе с тем и за пределы вытекающих из нее технократии и отчуждения, – и выстроить более гуманные отношения с самими собой, друг с другом и со своим окружением. Хочется надеяться, что подробно описанный здесь «целостный» взгляд на анатомию будет полезен и мануальным терапевтам, и специалистам по движению в их работе по облегчению боли и решению других проблем, с которыми к ним обращаются клиенты. Однако более глубокая идея, лежащая в основе книги, заключается в том, что именно развитие нашей «способности ощущать» – то есть нашего кинестетического, пространственного ощущения ориентации и движения тела – является жизненно важным «фронтом», где развернулась битва за более гуманное взаимодействие между людьми и за усиление нашей интеграции с окружающим миром. Постепенное ослабление этой «способности ощущать» у наших детей, – будь то просто от незнания или же в результате намеренного обучения в школе – приводит к коллективной диссоциации, которая ведет к экологическому и социальному упадку. Нам уже давно знакомо понятие «умственного интеллекта» (IQ), и совсем недавно появилось понятие «эмоционального интеллекта» (EQ). Но лишь реализовав всю полноту и потенциал нашего кинестетического интеллекта (KQ), мы сможем надеяться на более сбалансированное взаимодействие с крупными системами окружающего нас мира, чтобы осуществить то, что Томас Берри назвал «Мечтой Земли» 4, 5.
Традиционный механистический взгляд на анатомию, каким бы полезным он ни был, скорее «объективизировал», чем «очеловечил» наше отношение к внутренней составляющей нашего тела. Есть надежда, что интегральная точка зрения, изложенная в этой книге, поможет соединить представление Декарта о теле как о «мягкой машине» и реальный опыт пребывания человека в теле, которое растет, учится, созревает и в конечном итоге умирает. Хотя концепция «Анатомических поездов» является лишь одним маленьким штрихом на картине под названием «развитие человека через движение», само понимание идеи фасциальной сети, а также баланса миофасциальных меридианов определенно может улучшить наше внутреннее ощущение себя как существа целостного. Наши идеи в сочетании с другими концепциями, которые будут представлены в будущих работах, приведут к физическому воспитанию, соответствующему потребностям 21 века6–9.
Таким образом, выражаясь языком научной метафоры, «Анатомические поезда» – это настоящее произведение искусства. Эта книга опережает науку и предлагает точку зрения, которая постоянно уточняется и совершенствуется. Мои студенты и коллеги нередко призывали меня к более смелому изложению моих гипотез, с меньшим количеством условных прилагательных, которые, хотя и необходимы для научной точности, но ослабляют внутреннюю силу аргумента. Как писал Ивлин Во: «Смирение не является добродетелью, благоприятствующей художнику. Нередко именно гордость, подражание, алчность, злоба – все эти отвратительные качества – заставляют человека создавать, разрабатывать, совершенствовать, разрушать и вновь возобновлять свою работу, пока, наконец, он не создаст то, что сможет удовлетворить и его гордость, и его зависть, и его жадность. Действуя по этому принципу, он обогащает мир больше, чем доброта и щедрость. В этом и заключается парадокс художественного достижения»10.
Не будучи ни ученым, ни исследователем, я могу лишь надеяться, что эта работа с ее новыми идеями окажется полезной для хороших людей.
Наконец, я надеюсь, что своим стремлением к правильному пониманию анатомии я почтил память и Везалия, и всех других живших до меня исследователей.
Литература:
1. Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press; 1990.
2. Dawkins R. The Blind Watchmaker. New York: WB Norton; 1996.
3. Dawkins R. Climbing Mount Improbable. New York: WB Norton; 1997.
4. Csikszentimihalyi M. Flow. New York: Harper & Row; 1990.
5. Berry T. The Dream of the Earth. San Francisco: Sierra Club; 1990.
6. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1998;2(2): 101–114.
7. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1998;2(4): 231–247.
8. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1999;3(1):36–43.
9. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1999;3(2): 107–116.
10. Waugh E. Private letter, quoted in the New Yorker; 1999.