Еще никогда миллениалы и центениалы не относились так бережно к природе и не реагировали так остро на происходящее в мире, как сейчас. Крупные компании активно работают в этом направлении, так как миллениалы и центениалы – их основные клиенты. Они будут летать с S7 Airlines, потому что эта авиакомпания заботится об экологии, и носить одежду Мирославы Думы, потому что она спасает планету.
Экология – это тренд и в то же время необходимость. Критическое состояние планеты взволновало общественность в 2019 году и до сих пор остается одной из главных тем в СМИ.
Причин было достаточно: лесные пожары в 2019 году, когда жители крупных городов Сибири, Урала и Казахстана жили в задымлении около четырех месяцев; изменение климата и выступление юной активистки Греты Тунберг на климатическом саммите ООН в октябре 2019 года; строительство Юго-Восточной Хорды возле радиоактивного могильника Московского завода политметаллов в марте 2020 года.
Каждый второй бренд хочет быть эко-френдли. Чтобы минимизировать вред для окружающей среды, одни компании меняют технологии, а другие – производят и популяризируют экологические товары.
Экология и крупные компании. S7 Airlines всегда быстро реагирует на происходящее в стране и благодаря этому выделяется среди других авиакомпаний.
Летом 2019 года Сибирь охватили лесные пожары. Авиакомпания S7 Airlines запустила инициативу по сбору средств для посадки 1 миллиона деревьев и вернула на время проекта свое историческое название «Сибирь». Чтобы собрать необходимую сумму, компании потребовалось чуть больше месяца.
11 февраля 2020 года авиакомпания S7 Airlines первой в России запустила переработку упаковки бортового питания. На фабрике бортового питания аэропорта Домодедово появился специальный сепаратор для сортировки мусора: касалеток (алюминиевых контейнеров для горячего), пластиковых приборов и снек-боксов.
В июне 2020 года Amazon анонсировал создание венчурного фонда на 2 миллиарда долларов для поддержки компаний, разрабатывающих «зеленые» технологии. Это часть программы Amazon по борьбе с изменением климата. К 2025 году компания планирует полностью перейти на использование альтернативных источников энергии.
Экология и соцсети. На протяжении 2019 года блогеры и инфлюенсеры освещали в соцсетях разные экологические проблемы: от очистки океана до разделения мусора. Важно понимать, что эти люди не выйдут на пикет и вряд ли будут делать что-то масштабное. Максимум – пост в Instagram, потому что нельзя требовать от других того, что сам не можешь сделать.
Экология и искусство. Летом 2019 года певец Иван Дорн выпустил экоманифест в поддержку выставки «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в Музее современного искусства «Гараж». В трех видеоглавах Дорн говорит об экологических проблемах и берет на себя ответственность за окружающую среду.
Экология и бьюти. Безопасный состав и экологичное производство стали одними из главных критериев выбора косметики. Компании подстраиваются под запросы потребителей: выпускают продукты без вредных компонентов, бережно используют природные ресурсы, предлагают альтернативу пластиковой упаковке или перерабатывают ее.
В 2020 году бьюти-ментор и основательница сети салонов Keep Looking создала sustainable бренд Cirkle. В линейке представлены четыре твердых шампуня для разных типов волос. У шампуней биоразлагаемая упаковка. Они не содержат сульфатов, парабенов и мыла; не тестируются на животных, подходят веганам. По словам владелицы бренда, пользуясь шампунем, вы заботитесь не только о себе, но и об окружающем мире.
Экология и мода. С каждым годом количество потребителей, выбирающих бренды с устойчивым развитием, будет увеличиваться. Компании, которые игнорируют sustainable fashion, потеряют аудиторию.
Если не брать в расчет скандал с переработкой вещей, H&M старается придерживаться осознанного подхода. В 2018 году компания запустила экологичную линию Conscious Exclusive из переработанных пластиковых бутылок, шерсти и кашемира. В мае 2020 года представила новую технологичную ткань Coolmax для мужской одежды (в ее состав входят органический хлопок и переработанный полиэстер). А в июне бренд H&M вместе со швейцарским концерном Sulzer проинвестировал новый проект стартапа Worn Again Technologies, который занимается переработкой полимеров.
Экология и другой подход. В работе салонов красоты и производстве косметики сложнее придерживаться экологических принципов, но это возможно. Существуют компании, которые помогают бизнесам уменьшить негативное влияние на окружающую среду.
Экобюро GREENS – российская консалтинговая компания, которая занимается проектами в области экологизации бизнеса. Экобюро предлагает услугу «Зеленый офис». В нее входит помощь в закупке правильной бумаги, организация раздельного сбора отходов и выбор надежных поставщиков для их вывоза, экологические тренинги и мастер-классы для сотрудников, энергоменеджмент и многое другое.
В 2014 году основатель Экобюро GREENS, кандидат экономических наук и эксперт WWF России Елена Смирнова опубликовала книгу «Зеленый офис. От цвета к делу». Это первая в России книга по экологизации офисного пространства.
Посадка деревьев. Если бы не пандемия, в апреле 2020 года все бы сажали деревья. Хотя еще в прошлом году фонд «Посади дерево» сообщил, что в Сибири посадили деревья на три года вперед. Компании потратили огромные суммы, чтобы принять участие в восстановлении лесов после пожаров.
Если вы не проявите осознанность к окружающей среде в 2020 году, к вам не будут лояльны. Посадите дерево хотя бы во дворе и расскажите об этом друзьям в Instagram. Это тоже работает.
Субботники. Вам кажется, что это прошлый век, но при правильном подходе вы получите суперэффект от такой работы с репутацией и аудиторией. Людям нравится участвовать в экологических мероприятиях, они будут просить вас позвать их с собой в следующий раз. Плюс пресса хорошо поддерживает подобные инфоповоды.
Селебрити. Блогеры, инфлюенсеры и звезды призывают относиться друг к другу внимательнее и добрее.
Обычные люди. В 2020 году на обложках июльского Vogue UK появились не модели и не известные люди, а обычные жительницы Великобритании: сотрудница супермаркета, акушерка и машинистка метро. В выпуске редакция рассказала об их буднях во время пандемии. Также стоит отметить, что героини принадлежат к разным национальностям.
В том же году бренд нижнего белья Рианны Savage x Fenty выпустил рекламную кампанию летней коллекции с участием поклонниц марки. Они победили в конкурсе, который бренд проводил весной.
Я – они. Поддержка стала трендом и способом освещения проблемы. «Я – они, я – мы» – один из главных принципов современного PR. Людям важно соотнести себя с обществом, проявить солидарность. Это может не привести к реальному решению проблемы, но инфоволна накроет всех.
Примеры: #МыСибирь, #ЯМыИванГолунов, #ЯМыСестрыХачатурян, #ЯМыКарантин.
Пандемия. После введения карантина Instagram создал наклейки «Спасибо за помощь», «Оставайтесь дома» и «Поддержи малый бизнес», чтобы компании не теряли связь с клиентами и привлекали новую аудиторию. Так соцсеть проявила участие к проблемам малого бизнеса в кризис.
Self-PR: Мирослава Дума, Ирена Понарошку, Наталья Османн.
Компании: H&M, Starbucks, S7 Airlines, Amazon.
Премии: Live Organic Awards, Eco Best Award, Green Awards.
• Прочитать книгу Елены Смирновой «Зеленый офис. От цвета к делу».
• Организовать посадку деревьев.
• Установить контейнеры для сбора вторсырья в своем районе или дворе (как это сделать, можно узнать на сайте экологического движения «РазДельный Сбор»).
• Связаться с проектом или организацией по защите окружающей среды: Собиратор, WWF, Greenpeace.
• Поддержать проекты, которые нуждаются в информационной огласке.
• Организовать субботник на территории компании и привлечь партнеров; продумать, как можно осветить инициативу.