Со второго курса в нашей учебной программе появился удивительный предмет – военная подготовка. И продолжался до четвертого курса включительно. Ему (предмету) был посвящен один учебный день каждую неделю. У девушек в этот день был халявный выходной, а мы к 8.00 уже были построены в линейку вдоль коридора 3-го этажа здания военной кафедры для поверки и развода по классам согласно расписанию занятий. Как под копирку, все были упакованы в одинаковую форму: брюки, оливкового цвета офицерскую рубашку, цвета хаки форменный галстук с заколкой по уставу, комсомольский значок. И не приведи Господь появиться в этом ристалище в джинсах. Это был прямой путь к изгнанию из священных стен первым же офицером, которому ты попался на глаза, ибо:
– Товарищ студент, не пристало советскому комсомольцу ходить в штанах вероятного противника! Отставить!
Изучение материальной части танка, вооружения, тактические занятия, строевая подготовка – для наглядности классы были напичканы учебной информацией, плакатами и брошюрами, а также имелись в натуральную величину танковые узлы, агрегаты, пушка с затворным механизмом. Все преподаватели – офицеры в чине не ниже майора. Процесс постижения военной науки неизменно переплетался с суровым армейским юмором, виртуозами которого были все наши командиры без исключения.
Майор Гуськов:
– Товарищи студенты! Бронебойный снаряд, попадая в башню вражеского танка, пробивает броню, и экипаж китайских ланцепупов равномерно растекается по внутренней стенке башни танка (привязано к текущей политической обстановке на тот момент).
Майор …………:
– Товарищ студент, как называется эта часть пистолета?
– Рукоятка, товарищ майор!
– Садитесь, два. Это рукоятка с винтом!
У меня были карманные часы на серебряной цепочке. Один конец пристегнут к поясу, другой, с часами – в кармане брюк. На уроке с мелом в руке отвечаю на вопрос у доски. Преподаватель, майор Пачелин, увидел мою цепь. Комментарий на весь притихший класс:
– Знаете, зачем Соминскому цепь?.. Он на нее яйца пристегивает, чтобы не потерять.
Иногда на практические занятия нас водили в технопарк, входящий в комплекс военной кафедры. В ангарах стояли танки Т-55, по которым нам иногда дозволялось полазить.
– Товарищи студенты! Эта часть двигателя – стальная, сделана из чугуна…
На время разбирали-собирали автоматы и пистолеты, пытаясь уложиться в армейский норматив.
Переодев нас в танковые комбинезоны и поделив на четверки (по количеству членов экипажа машины боевой), проводили тактические занятия «на местности». Называлось это «пеший по-танковому». Каждый из четверки играл свою роль. Двигаясь синхронно, изображали движение танка в бою и взаимодействие его с другими «экипажами». И смех, и грех наблюдать за кучей мордоворотов, играющих в войнушку, издающих при этом разные команды и звуки.
Но живыми легендами военной кафедры и центральными персонажами многочисленных анекдотов были майор Коцюба и подполковник Каскинбаев. Внешне они походили друг на друга формой лиц и пышностью фигур, напоминая две приземистые седовласые груши. Своими перлами на лекциях они постоянно поддавали огня для сочинительства новых историй, из поколения в поколение передаваемых студентами из уст в уста.
Начальник военной кафедры – майору Коцюбе:
– Товарищ майор, почему вы пришли на службу в одном черном и одном коричневом ботинках? Сходите домой, переобуйтесь.