Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества с таким относительно новым видом СМИ, как «сетевые», о степени свободы интернет-СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых – в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций – приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, просветителя общества, но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль, роль провокатора, псевдореволюционера, борца за справедливость.
Деятельность сетевых СМИ, по мере невероятно быстрого распространения сети Интернет, все больше оказывает исключительное влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, его политическое мировоззрение. С появлением и распространением Интернета появились интернет-СМИ.
По мере того, как количество людей, пользующихся услугами сети Интернет, растёт, также повышается и важность, весомость сетевых СМИ. Людей всё больше привлекает то, что интернет СМИ обладают большей степенью независимости, в отличие от классических видов масс-медиа: телевидения и печатных изданий. К тому же подкупает удобство и скорость предоставления информации: любой пользователь, тратя минимум времени и энергии имеет возможность узнать всё, что его интересует, не выходя из комнаты.
Электронными масс-медиа называют средства донесения словесной, визуальной, слуховой информации, которые основаны на принципе широковещательного канала, охватывают большую аудиторию, работают на постоянной основе и технически прибегают к использованию электронных средств коммуникации.
На сегодняшний день наибольший интерес представляет такая ветвь электронных масс-медиа, как Интернет-СМИ, которая развивается все более и более динамично. В 1969-м году впервые были переданы данные по сети Интернет. Электронная почта появилась в 1971-м году, а в 1984-м году были разработаны первые системы доменных имен. Первый браузер появился в 1993-м году. В то время уже работали новостные сайты.
Старейший Интернет-журнал существует с 1984 года, так что сказать, что электронные масс-медиа это что-то совершенно новое, – нельзя. Электронные масс-медиа существуют на протяжении длительного времени, но в современном мире, когда Интернет стал массово популярен и продолжает распространяться по всему земному шару, интерес к электронным масс-медиа неустанно растет.
Невзирая на то, что термин «электронные масс-медиа» и его синонимы «сетевые СМИ», «Интернет-СМИ», онлайн-СМИ за последние несколько лет стали частью лексикона медиаисследователей, до недавних пор устоявшегося и нормативного определения этого термина не было.
Среди опытных пользователей Интернета сегодня немало тех, которые выделяют ряд сетевых проектов, которые могут быть названы электронными масс-медиа. Такие пользователи выделяют следующие критерии, которыми они зачастую руководствуются при представлении определения понятия электронных масс-медиа:
1. Постоянное обновление информации;
2. Высокий процент посещаемости;
3. Авторитетность;
4. Профессиональный современный дизайн;
5. Наличие контактной информации либо имени главного редактора;
6. Свидетельство о регистрации;
7. Грамотный язык.
Мы наблюдаем, что среднесуточная посещаемость электронных масс-медиа ежегодно возрастает. Это говорит о повсеместно растущем интересе к информационным ресурсам Интернет-сети. В среднем наблюдается средний рост около 8% в год. Эти данные дополняются динамикой по количеству ресурсов. И здесь наблюдается развитие – в среднем около 27% в год.
Эпоху электронного общества предсказал известный канадский философ Маршал Маклюэн еще в 1962-м году. Благодаря вкладу науки в развитие электронного общества, у мира появились новые коммуникационные технологии, а также новые инструменты и методы взаимодействия с широкими массами общественности.
Вклад науки в изобретение и развитие электронных масс-медиа сложно переоценить. Благодаря науке сегодня Интернет доступен не только через компьютерные сети, но и через кабельное ТВ, телефон, спутники связи, радиосигнал, сотовую связь, электропровода и специальные оптико-волоконные линии.
Интернет-пользователи получают доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам за довольную невысокую цену – зачастую это ежемесячная, фиксированная сумма за используемые линии. И чем больше развивается наука, плоды деятельности которой развивают и расширяют цифровую революцию, тем более становится зависимым человек от медиасреды.
Из этого можно заключить, что сегодня человек стал медийным, получив различные индивидуальные разносторонние информационные потребности. И для того, чтобы хоть каким-то образом держать под контролем эмоциональный климат новой информационной среды, журналистике приходится расширять поле своих производственных и функциональных задач.
Помимо изучения последних научных достижений в сфере электронных масс-медиа, а также умения грамотно применять эти знания при организации проектов и овладения навыками свободного пользования Интернет-ресурсами, важно уметь создавать такие электронные масс-медиа, которые будут выполнять всевозможные заказы на интеграцию, рекреацию и информирование.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день журналистика и масс-медиа стремятся к тому, чтобы универсальным образом обслуживать информационные интересы общества, осуществление которых является возможным исключительно в пространстве киберпространства.
Благодаря различным научным достижениям сегодня в электронных масс-медиа можно увидеть большой объем журналистских текстов, и примечательно то, что чем больше в таких текстах исторически более «зрелого» и технологически более традиционного, тем больше в них содержания.
Из существующий на сегодняшний день масс-медиа наиболее древним является газета. Причина этому заключается в том, что именно газета почти полностью создавалась журналистами или теми людьми, которые были непосредственно связаны с журналистикой. Быть может, именно поэтому газета стала первым из традиционных средств массовой информации, которое освоило Интернет-пространство. Это произошло в 1992-м году. Далее было радио (в 1998-м году) и ТВ (в 1999-м году).
У электронных масс-медиа – неограниченный объем информации по различным интересующим темам. Помимо этого, пользователи в любое время имеют возможность обратиться к новостному архиву, материалам по журналистике, всевозможной документации, упорядоченной по заголовкам, рубрикам, датам за несколько месяцев и даже за несколько лет. Ни у одного печатного средства массовой информации нет такой возможности.
Все интернет-издания базируются на нелинейном принципе получения информации, что предполагает совершенно другой уровень мастерство, при котором у аудитории есть возможность соавторства при развитии темы материала. Из этого следует, что посетители сетевой газеты выполняют функцию активного зрителя, у них появляется возможность выбирать интересующие их блоки, а также просматривать фрагменты из широкого набора предложений.
Таким образом, Интернет-пользователи имеют возможность просматривать нужную им информации, исходя из собственной стихийно созданной хронологии. Именно по этой причине перед всей сетевой редакцией стоит требование максимального профессионализма в продумывании подачи материалов. То есть речь идет о том, чтобы группировать всю собранную информацию по теме не отдельными блоками, а в серии связанных между собой текстов – с тем, чтобы привлечь большее количество аудитории и удержать ее.
20 век стал веком удивительных научных технических открытий. Это касается и открытий коммуникационных – таких, как изобретение радио и телевидения, что создало широкое поле для создания новых методов и форм массовой коммуникации. К концу столетия существовало уже несколько миллиардов телевизоров и радиоприемников. Возник такой термин, как «медиакратия» – то есть власть средств массовой информации, которые занимаются не только отражением действительности, но и формированием действительности в нашем представлении.
Насколько возможно проследить происхождение термина «медиакратия», впервые его использовал К. Филипс в своей книге «Медиакратия: американские партии и политика в эпоху коммуникации». Впоследствии этот термин пришел и на территорию Европы.
Наука способствует невероятному росту глобализации во всем мире, и основы нашего коммуникативного сознания и дополняются, и трансформируются. В конце 21-го века глобализация массовой коммуникации выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Это стало новым этапом, новой вехой развития коммуникаций.
Развитие электронных масс-медиа начиналось по мере развития персональных компьютеров. Это стало заметно в конце 1970-х годов благодаря компании Apple Computer. Тогда в мире еще не существовало понятия «глобальная паутина», однако владельцы персональных компьютеров уже обладали возможностью объединения их в Сети благодаря специальным линиям.
Научным прорывом в развитии персональных компьютеров стало появление персональных компьютеров, которые функционировали при помощи операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом.
Другим научным событием в развитии электронных масс-медиа стало расширение сети Arpanet, которая позднее стала называться Internet. К конце 1980-х годов эта сеть объединяла уже порядка 28000 компьютеров.
Благодаря научным достижениям World Wide Web («Всемирная паутина») была создана в начале 1990-х годов, и в связи с этим появилась возможность скачивать разные файлы. Она же стала и главным интерфейсом для всевозможных деловых операций. К середине 1990-х годов множество газет и журналов стали присутствовать в Сети. Идея создания сетевых версий периодических изданий у издателей зачастую не означало переманивание своей аудитории в Интернет-пространство, однако эти люди понимали важность освоения Интернет-пространства и его перспективность.
Научные достижения поспособствовали тому, что Интернет стал выходом системы массовых коммуникаций на новый уровень. В то время, как традиционные средства массовой информации отличались только однонаправленным характером коммуникации, Интернет характеризуется двухсторонней коммуникацией. Аудитория электронных масс-медиа участвует в информационном обмене.
Благодаря Интернету возникает новая информационная среда, которая видоизменяет характер деятельности традиционных СМИ необходимостью конкурировать с собой. В краткие сроки новая технология передачи информации (Интернет) изменилась до формата совершенно нового медиа-явления. Уже к 2000-му году свободный доступ к Глобальной сети было примерно у 200 миллионов человек в мире.
На сегодняшний день активно развиваются мобильные платформы, в частности, для электронных газет. К примеру, компания Apple занимается трансформацией своего проекта The Dailyв полноценное, самостоятельное издание для мобильной платформы.
Другой интересной тенденцией является монетизация. Суть монетизации состоит в том, что все желающие изучить содержание того или иного издания (или другого средства массовой информации) должен заплатить за это (как в случае с традиционными, бумажными изданиями).
В основе происходящих в последние десятилетия изменений всего рынка СМИ лежат два близких по своей природе процесса, взаимосвязь которых можно было бы представить как причинно-следственную. Это дигитализация и конвергенция.
Дигитализация – перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат. Цифровой формат нивелирует ряд факторов, ограничивавших сферу воздействия СМИ.
Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные связанные с ними индустрии.
Слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат cодержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.
Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации.
Наконец, конвергенция – это слияние рынков. От газетных баронов – ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века – современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, а также с производством бытовой электроники и информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.
В связи с развитием Интернета за исторически кратчайший срок были созданы тысячи сетевых «газет» и «журналов», теоретически доступных любому пользователю Сети, в какой бы стране мира он ни находился. Особенно быстрыми темпами развивалась электронная пресса с 1995 года. Уже в 1996 году в США существовало более 1300 сетевых изданий газетного формата, а журналоподобные электронные издания исчислялись сотнями. Среди электронных версий печатной прессы были как читаемые с монитора копии первоисточника, так и издания, в полной мере использующие технические возможности Интернета для передачи и усвоения информации.
Примерно в это же время появились собственно сетевые издания. Их печатные версии являлись вторичными по отношению к сетевым и существенно отличались от них, а то и отсутствовали вовсе. Учредителями подобных виртуальных информационных проектов выступили концерны и корпорации, работающие на стыке компьютерной, издательской и новостной индустрий.
Рубеж веков стал периодом перелома и во многих странах Европы, где происходил взрывообразный рост количества пользователей Интернета, а также порталов и сайтов, принадлежащих медийным организациям. Газеты и журналы быстрее прочих СМИ освоили Интернет в силу естественных причин – для переноса текста с бумажного носителя на электронный требуются относительно простые технологии. Но уже в середине 90-х годов реальностью стали интернет-трансляции радиопередач и телевизионных программ.
Сегодня Интернет открывает гораздо более широкие по сравнению с бумажным носителем возможности. Это стало причиной того, что в кризис многие газеты и журналы полностью переместились на цифровую платформу. И хотя мировая финансово-экономическая ситуация стабилизируется, тенденция миграции изданий в сегмент электронных версий все усиливается, и большинство издательских компаний во всем мире рассматривают Интернет как одно из наиболее перспективных направлений своего развития.
Медиа-технологии начинают давать результат только тогда, когда они становятся востребованными в обществе. Воплощение технологии в жизнь ставится в прямую зависимость от социальных потребностей общества: даже если уровень развития экономики позволяет внедрить новую информационную и коммуникационную технологию, для ее массовой реализации необходимы новые системы социальной коммуникации»30. Это положение иллюстрируется тем фактом, что сеть Интернет, несмотря на динамичный прирост своих пользователей, в целом не обрела статус единственного источника массовой информации. «Внутри регионов Интернет по-прежнему остается в значительной степени маргинальной средой, на серьезный успех могут рассчитывать только ресурсы, ориентированные на информацию, значимую для страны в целом».
Применительно к реальности постсоветского пространства это препятствие выглядит особенно важным: время Интернета как доминирующего канала социальной коммуникации здесь еще не пришло.
Глобализация в сфере массовых коммуникаций происходит главным образом за счет активности и укрепления позиций мировых коммуникационных конгломератов.