Журнально-публицистическая деятельность А.П.Чехова

Творчество Антона Павловича Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности. Чехов затрагивал в своих рассказах, пьесах множество актуальных тем для своего времени: темы судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества, – а также ряд вечных тем: любви, человеческого счастья, смысла жизни. Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат в себе глубокие вопросы бытия.

Антон Павлович Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества не разгадана. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира. Сколько написано статей, докладов, книг, монографий, и все же никому не удалось найти однозначного решения многих проблем, которые поставлены Чеховым в его творчестве. Творчество прозаика остается современным, так как в наше время людей продолжают волновать вопросы любви, нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и другие. Особенно важно довести эти проблемы не только до сознания взрослого читателя, но и для школьников.

В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 писал для петербургского журнала «Осколки», вел обозрение «Осколки московской жизни» (1883 – 85). В 1884 выходит первая книга рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л.Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история».

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу «Остров Сахалин» (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата № 6». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В конце 1880 много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.

В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л.Толстой, М. Горький, И.Бунин, А.Куприн, художник И.Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О.Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 и 1903) в издательстве А.Маркса.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня он скончался.

Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» – всего около пятидесяти.

Чехов печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно из-за финансовых проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены», увидел свет в 1884 году.

К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и критики тех лет.

Но именно благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов. Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие – и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.

А. П. Чехов – превосходный мастер сатирики. Его творческий путь начался, когда ему не было и 20-ти лет, однако тогда его звали немного иначе. Сегодня мало кто знает об Антоше Чехонте, Человеке без селезенки или Панько, хотя именно с этих псевдонимов началась литературная и журнально-публицистическая деятельность писателя.

Когда на дворе был 1879 год, молодой девятнадцатилетний Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет, который считался одним из самых сложных. Такой выбор писатель объяснить так и не смог, но и сожаления он не чувствовал. В это же время творец начинает писать. Свои маленькие произведения он отправлял в разные газеты и журналы. Его первой публикацией стал рассказ «Письмо к ученому соседу», искусно подписанный как «вь», в журнале «Стрекоза». Дебют, созданный в эпистолярном жанре, кстати, актуальном и обширно применяющимся на тот момент, увидел свет в том же году. Так и зародился Чехов-писатель с уникальным умением письма и необычным взглядом на мир. Здесь у многих возникает вопрос. Почему человек, который занимался медициной, точной наукой, требующей не мало времени и умственных затрат, увлекся литературным трудом, полностью противоположным выбранной профессии? Чехов на этот вопрос отвечал, как всегда, с ноткой юмора и иронии: «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой».

Публика радостно приняла нового автора, ожидая каждое последующее его творение. Но были и те, кто воспринял менее положительно молодого писателя. «Хейтеры», как бы навали недоброжелателей в XXI веке, критиковали все, за что могли зацепиться: «ваше творчество безыдейно», «вы умрете под забором», «не расцвев, отцветаете». Чехов не реагировал на подобные высказывания, хотя в душе ему было крайне больно. Последствия этого выльются в дальнейшем его творчестве.

Писатель был огромным трудоголиком. Часто ему приходилось писать по 3-4 раза в неделю, чтобы хоть как-нибудь прокормить себя и семью. Он печатался в таких популярных журналах как «Зритель», «Свет и тени», «Будильник», «Сверчок», «Мирской толк», «Развлечение». В сатирическом журнале «Осколки» у него даже была собственная рубрика «Осколки московской жизни», где он писал на самые разные злободневные темы, высмеивая последние новости и текущие ситуации в городах России, в частности Москвы и Санкт-Петербурга.

Печатание в газете «Новое время» считается одним из главных периодов в жизни Чехова. В конце 1885 года уже с багажом опыта и десятками публикаций А. П. Чехов начинает сотрудничать с А. Сувориным – одним из крупнейших в России книгоиздателей, одаренным прозаиком и драматургом. С этого момента писатель отказывается от многочисленных псевдонимов и начинает подписываться своим настоящим именем. Чехов очень ценил работу в газете, поэтому старался придумывать как можно больше текстов, выражая в них свои взгляды. Позднее, разочаровавшись в Суворине как в добропорядочном человеке, автор сатирических рассказов, очерков и заметок уходит из «Нового времени».

Чехову начинают поступать предложения из многих других Московских изданий, но он соглашается лишь на одно. Он начинает работать в Петербургском литературном журнале «Северный вестник» ближе к 1890 году, где печатаются «Степь», «Огни», «Скучная история». Однако и это сотрудничество не продлилось долго. Через год Чехов устраивается в «Русскую мысль», литературно-политический журнал, где выпускаются его знаменитейшие творения: повесть «Палата №6», рассказ «Дама с собачкой», пьеса «Три сестры» и очерки «Остров Сахалин», впоследствии ставшие книгой.

В 1895 году Чехов помогает по просьбе И. Сытина появиться на свет одному изданию. Рождается новое детище, а именно – общественно-политическая, экономическая и литературная газета «Русское слово». Писатель внес большой вклад в создание еженедельника, настаивая на том, чтобы газета была не просто интересной, но и общедоступной, настоящей.

Чехов был не просто великим писателем, но и журналистом. Его фельетоны служат примером настоящей журналисткой сатирики и иронии, а его рассказы – образцы честности и качественного юмора, которого сейчас так не хватает в нашем мире.

В заключение хочется ещё раз сказать о великом мастерстве А.П. Чехова. Когда читаешь рассказы А.П. Чехова, а потом перечитываешь и изучаешь их, неизбежно подаёшься обаянию чеховского юмора и задушевного лиризма и всё больше понимаешь мастерство великого писателя.

С годами мы открываем в Чехове – писателе, всё новые и новые «сокровища», а журналисты черпают великие уроки простого, экономного, сдержанного письма, учатся у Чехова «очищать ценный материал от засоряющего шлака, делать рассказы наиболее правдивыми, содержательными, впечатляющими.

Загрузка...