Интернет и журналистская этика

Эпоха интернета внесла большой вклад в динамичное развитие журналистики. Последствия присутствия Интернета в журналистике меняют, по крайней мере, две основные вещи, а именно презентацию журналистской продукции и поведение журналистов. Интернет породил новые медиа-платформы, а именно онлайн-СМИ и изменил распространение информации, сделав его более быстрым и массовым. Интернет также влияет на поведение журналиста на местах в процессе поиска, обработки и распространения информации. С одной стороны, журналистская этика как знаки, регулирующие журналистскую продукцию и поведение журналиста, изменилась в эпоху интернет-журналистики. Считается, что Кодекс журналистской этики регулирует только этическую сторону обычной журналистской практики и не распространяется на онлайн-журналистику. Именно это приводит к многочисленным нарушениям журналистской этики в онлайн-СМИ.

Революция в средствах массовой информации коренным образом и безвозвратно меняет природу журналистики и ее этику. Средства публикации теперь находятся в руках граждан, в то время как Интернет поощряет новые формы журналистики, которые являются интерактивными и непосредственными.

С момента появления виртуального и интерактивного Интернета почти каждый человек имеет доступ к информации по всему миру и может распространять информацию и мнения в глобальном масштабе, не полагаясь на посредника в области публикации или вещания. Все, что необходимо для публикации контента (текста, видео, аудио) в Интернете, ‒ это доступ в Интернет. Тот факт, что вы даже можете действовать анонимно или под псевдонимом, снижает порог для многих людей, чтобы публиковать что-либо в Интернете, что, в свою очередь, приводит к огромному увеличению генерируемых пользователями содержание, хотя не все издатели информации в Интернете являются журналистами.

Процесс конвергенции СМИ неразрывно связан с развитием интернет-платформы средствами массовой информации. Работа в интернет-пространстве вызывает множество проблем и вопросов, непосредственно связанных с профессиональной этикой журналиста, а значит, связанных с журналистским образованием. Специфика Интернета не позволяет полностью перенести в виртуальное пространство нормы заезженных кодексов этики, чтобы они обеспечивали полную саморегуляцию деятельности журналиста в Интернете. Сегодня никто не ставит под сомнение тот факт, что газеты должны использовать интернет-версию для публикации «горячих» новостей, чтобы привлечь пользователей на сайт. На первый взгляд, это просто ускоряет доставку материала. Но здесь могут возникнуть важные этические вопросы. Акцент на скорость ‒ неотъемлемая часть новостного бизнеса, но в прошлом для большинства газетных журналистов производство контента растягивалось на целый день, вся фактическая информация тщательно проверялась.

В настоящее время в журналистике во всем мире наблюдается тенденция к слиянию профессиональной журналистики и гражданской журналистики. Это означает, что массовые коммуникации, возникающие в рамках социальных сетей (социальных медиа), приобретают важную роль. Они существуют отдельно или в комплексе с коммуникацией, осуществляемой через профессиональные СМИ (заголовки на сайтах СМИ, страницы СМИ в социальных сетях). Эти процессы привели журналистику к новым проблемы в области профессиональной этики.

Журналистская деятельность, начиная от сбора фактов и заканчивая журналистской работой, быстро развивается наряду с технологическими достижениями и легким доступом к информации. Изменения происходят главным образом из-за появления Интернета, который делает процесс в журналистике похожим на две стороны медали. С одной стороны, это дает положительные преимущества, но, с другой стороны, может привести к вредным последствиям. Как одна из форм новых медиа, онлайн-МЕДИА стали выбором многих людей для доступа информация. Обладая различными преимуществами, общественность получает все больше возможностей для получения доступа и обновления информации в онлайн-СМИ без ограничений по расстоянию и времени. Если раньше печатные СМИ утверждали, что являются формой углубленной журналистики, которая способна отображать новости в широком диапазоне, то теперь, благодаря сопутствующим технологиям, онлайн-СМИ даже не имеют границ страниц для всестороннего, длительного и глубокого освещения. Этот факт все чаще ставит онлайн-СМИ в положение примадонны сообщества цифровой эпохи для доступа к информации.

Интернет-журналистика – это новый вид журналистики, возникший в конце 20 века с развитием и распространением Интернета. Веб-журналистика существенно отличается от традиционной журналистики. Первой точкой разветвления здесь является масштаб статей: аудитория электронных СМИ не проглатывает материал, объем которого превышает 8-10 тысяч печатных символов. Во-вторых, традиционные и интернет-издания имеют принципиально разную читательскую аудиторию. Наконец, онлайн-СМИ имеют конкурентное преимущество с точки зрения качества и скорости обратной связи. Интернет-журналистика может принимать интерактивные формы за счет включения в материал комментариев и вариантов форума, что помогает быстро получать обратную связь от читателей и анализировать качество проделанной работы, а также актуальность выбранной темы. Анализ такого живого диалога с публикой часто приводит к новой серии статей или постоянной рубрике.

В новых технологических условиях развития цифровой среды журналистика меняется. Речь идет о двустороннем процессе, где каждый пользователь глобальной сети может стать потенциальным автором. Первую попытку «уладить» интернет-общение в русскоязычной версии предпринял Роман Шевченко. Он создал сборник правил поведения в сети в серии параграфов «Сетевой этикет: современная этика». Под «сетевым этикетом» понимается общепринятый формат поведения участников интернет-сообществ, обеспечивающий комфортное общение между ними. Следует отметить, что «сетевой этикет» не так широко известен и используется не на всех сетевых ресурсах, не говоря уже о конкретных журналистах. Кроме того, некоторые сообщества, сайты, компании имеют свои внутренние правила.

Создание журналистских кодексов основано на общих этических принципах. Но важно учитывать тот факт, что реальная ситуация в ценностно-этическом ландшафте журналистики напрямую зависит от сложившихся в обществе отношений, от общего состояния нравственности, а современные социальные противоречия вызывают массовые нарушения профессиональной этики журналистов.

Сегодня деятельность журналистов в Интернете стала более регламентированной: вводятся или дополняются существующие законы о СМИ, веб-сайты саморегулируются с помощью правил использования, а некоторые страны, например, Германия, следят за распространением запрещенной литературы на государственном уровне такой, как «Моя борьба» А. Гитлера. Публикации на собственных веб-страницах, даже в частных электронных письмах, любой журналист должен рассматривать как публичные, а не частные действия, поскольку любое опубликованное слово может повлиять на профессиональный авторитет. Правовой статус журналиста, работающего в интернет-СМИ в России, также определяется Законом Российской Федерации о средствах массовой информации. Блогеры занимаются деятельностью, аналогичной журналистской деятельности в Интернете, ‒ создают контент для различных веб-сайтов. Таким образом, Интернет стирает грань между деятельностью профессионального журналиста, обладающего особыми правами и определенными обязанностями (регулируемыми законом), и тем субъектом, деятельность которого во многом совпадает с журналистикой.

Онлайн-СМИ позволили каждому стать потенциальным журналистом. Сегодня практически каждый может внести свой вклад в создание новостей, например, отправив советы и фотографии в отделы новостей, заведя блог или приняв участие в онлайн-дискуссиях. В результате определение журналистики оказывается под давлением. То, как следует определять журналиста, занимает центральное место не только в социологических и профессиональных дебатах, но и имеет важные юридические последствия. Поскольку не существует международного признанного юридического определения журналиста как такового, нет юридической определенности относительно того, могут ли самопровозглашенные журналисты в Интернете, такие как блогеры или другие «гражданские журналисты», подчиняться кодексу журналистской этики или, наоборот, могут ссылаться на определенные права, такие как конфиденциальность журналистских источников, которые со временем были приписаны исключительно профессиональным журналистам.

В 19-20 веках в журналистике появились кодексы, регламентировавшие их профессиональное поведение. Стоит сказать, что их появление условно. В этот период была необходима жесткая регламентация поведения журналистов. Это связано с развитием и формированием мощных журналистских монополий в странах Европы и Америки. Пресса активно используется для манипулирования массовым сознанием. Кодекс профессиональной этики журналиста является важнейшим инструментом саморегулирования журналистской деятельности, документально фиксируя добровольно принятые на себя обязательства журналиста, четко и конкретно выражая ответственность СМИ перед обществом.

В статье Маслова приводится пример из швейцарской газеты «Женевский журнал», которая в 1908 году занималась манипулированием СМИ своей аудиторией. Речь шла о г. Пирсон и его сопернике, владелец Daily Mail лорд Нордклифф. Они вводят в Англии новый метод журналистики, суть которого не в том, чтобы рассматривать читателя как мыслящее существо, способное воспринимать информацию и критически осмысливать ее. Не должно взывать к вашему уму и моральным качествам ежедневное наполнение вас этой информацией, которая, по сути, не содержит ничего, кроме восторженных заголовков. Такой подход, по сути, отвечает потребностям человека, который в быстром темпе стремится познать все происходящее в мире в целом и в общих чертах.

Точной даты принятия первых журналистских этических кодексов нет. Некоторые данные указывают на то, что в 1890-х годах в США, 1896 году в Галиции и примерно в 1990 году в Швеции у журналистов уже были какие-то юридические документы, регламентирующие профессиональные правила нравственного поведения. Однако отнести их к авторитетным документам непросто, так как они не используются широко. Сегодня, опираясь на различные источники, сложно назвать точное количество кодексов журналистской этики в разных уголках мира. Многие из них носят национальный характер, что подтверждает высказанную выше мысль о том, что в каждом обществе существуют свои представления об этических принципах. Все принятые кодексы журналистской этики помогают правильно ориентироваться при выполнении своих профессиональных задач, придерживаться установленных принципов.

Только недавно начали формулироваться правовые и этические нормы для Интернета. Для журналистов компьютерное общение выполняет несколько функций: оно собирает и распространяет информацию; это способ выразить свое мнение. Вся деятельность журналиста регулируется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Юрисдикция Закона о СМИ распространяется на зарегистрированные интернет-СМИ, которые в то же время имеют свои особенности. Среди отличительных черт таких медиа основными являются гипертекст, интерактивность и мультимедиа. Кроме того, сетевые СМИ имеют тенденцию идентифицироваться как средства массовой информации, что отражается в названии заголовков, в жанрах материала (журналистских жанрах). На интернет-журналистов распространяются положения Кодекса профессиональной этики российского журналиста и интернет-журналиста.

Для более эффективного регулирования этических аспектов деятельности журналиста в Интернете необходимо учитывать специфику сети, которая имеет свою терминологию, свои правила и регламенты, представления о дозволенном и недозволенном. Интернет-журналист в своей работе должен руководствоваться не только кодексом профессиональной этики, но и нормами сетевой этики, развитие которой активно развивается как в западном, так и в отечественном сегменте Интернета.

Существует несколько ключевых этических стандартов, которые применяются во всех глобальных новостных организациях. На самом высоком уровне они призывают журналистов искать правду, действовать в общественных интересах и минимизировать вред.

Журналисты обязаны искать правду и сообщать о ней как можно точнее. Это требует усердия: это означает приложить все усилия для поиска всех фактов, имеющих отношение к истории. Журналисты также должны подтверждать любую информацию несколькими источниками.

Журналисты должны избегать принятия политических решений и не должны действовать от имени групп с особыми интересами. Любая политическая принадлежность или финансовые вложения, которые могут представлять собой конфликт интересов с темой, о которой они пишут, должны быть объявлены редакторам и читателям. Некоторые организации характеризуют этот принцип как «объективность», в то время как другие, особенно некоммерческие проекты гражданской журналистики, отвергают этот термин, поскольку они явно позиционируют себя на стороне общественных интересов.

В дополнение к тому, чтобы быть независимыми, журналисты должны проявлять беспристрастность и взвешенность в своих репортажах. У большинства новостных сюжетов есть более чем одна сторона, и журналисты должны фиксировать это. Тем не менее, они не должны ставить две разные точки зрения на равную основу, если одна из них не подкреплена доказательствами. Исключением из правила беспристрастности является написание мнений, а также журналистика «гонзо» и творческая научная литература.

Новостные организации должны прислушиваться к своей аудитории. Чтобы общественность могла привлечь их к ответственности, журналисты должны писать под своими собственными заголовками и нести ответственность за свои слова. Когда новостные агентства публикуют фактические ошибки, им необходимо внести исправления.

Не каждый факт, который может быть опубликован, должен быть опубликован. Если объем вреда, который может быть нанесен частным лицам ‒ особенно детям ‒ в результате раскрытия информации, превышает полученное от этого общественное благо, то новостные агентства могут принять решение не публиковать эту историю. Это менее важно, когда речь заходит об общественных деятелях. Однако это имеет огромное значение в вопросах национальной безопасности, когда на карту могут быть поставлены жизни людей.

Это является как юридическим, так и моральным императивом для журналистов. Журналисты не могут публиковать ложные заявления, которые наносят ущерб репутации человека. В большинстве юрисдикций правдивые заявления не могут быть клеветническими, поэтому журналисты могут защитить себя, тщательно проверяя факты.

Журналисты никогда не должны заниматься плагиатом. Если они используют информацию из другого средства массовой информации или журналиста, они должны приписать ее им.

Журналистская этика ‒ это общие ценности, которыми руководствуются репортеры. В них излагаются как стремления, так и обязательства, которым должны следовать журналисты, редакторы и другие лица, работающие в этой области, чтобы ответственно выполнять свою работу. Журналистская этика эволюционировала с течением времени. Большинство новостных организаций имеют свои собственные письменные кодексы этики, как и профессиональные членские организации. Если профессиональный журналист или новостная организация нарушат эти этические нормы, они потеряют доверие.

Существует заблуждение, что профессиональная этика в интернет-среде может соблюдаться менее строго, что правила поведения журналистов при выполнении заданий и общении с источниками могут быть более «свободными» от общепринятых норм, а тексты, подготовленные для Интернета, даны быстрее, может допускать использование непроверенных фактов и эффективных кликбейтных заголовков, привлекающих внимание адресатов без этических норм, тех интернет-редакций и таких авторских каналов журналистов, не заботящихся о своей репутации, а также офлайн-печатных и аудиовизуальных издания, которые мы называем «желтой» прессой.

Этика цифровых СМИ имеет дело с различными этическими проблемами, практикой и нормами цифровых средств массовой информации. Цифровые средства массовой информации включают онлайн-журналистику, ведение блогов, цифровую фотожурналистику, гражданскую журналистику и социальные сети. Он включает вопросы о том, как профессиональная журналистика должна использовать эти «новые медиа» для исследования и публикации историй, а также о том, как использовать текст или изображения, предоставленные гражданами.

Независимо от того, создаются ли онлайн-СМИ командой или отдельными авторами, позиционирующими себя как профессиональные журналисты, они по умолчанию должны соблюдать этический кодекс. Этические принципы и стандарты в онлайн-среде ничем не отличаются от принятых в офлайне: журналисты должны учитывать потребности общества, а не отдельных стейкхолдеров; конфликты интересов должны быть исключены. Их основной задачей остается распространение достоверной и объективной информации, тем более, что в Интернете циркулирует много лжи и неправды. Незыблемым правилом также является неразглашение конфиденциальной информации и защита источников, так как ее легко «слить» и разоблачить в Интернете. Журналисты, работающие в Интернете, должны избегать посягательств на частную жизнь, хотя информация о конфиденциальности публикуется в неограниченном количестве на всех платформах и во всех социальных сетях.

В современной российской и мировой практике СМИ нередко становятся источником недостоверной информации, выступают транслятором информационных искажений, превращаются в инструмент информационных противоборств. В результате массовая аудитория испытывает мощное негативное информационно-психологическое воздействие, угрожающее информационной безопасности не только личности, но и других субъектов общественно-политической жизни. В свою очередь сами СМИ также нередко становятся объектом неправомерных претензий, например, со стороны органов власти разного уровня.

Для достижения справедливости, защиты своих прав в информационной сфере рядовые граждане, представители СМИ чаще всего обращаются в суд. Помимо судебной практики, существует практика правового контроля в информационной сфере со стороны специальных государственных органов. Речь идет о таких структурах, как Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Сегодня проблема саморегулирования СМИ волнует, как общество, так и государственные органы. Существующие вопросы обсуждаются на различных форумах, реализуются научно-практические проекты по совершенствованию взаимодействия СМИ с некоммерческими организациями (НКО).

Основными причинами формирования системы саморегулирования в сфере СМИ в России являются снижение государственного контроля за деятельностью СМИ, защита редакционной свободы, повышение качества материалов, представляемых в СМИ, и новые средства связи, установление ответственности за разглашение информации и обеспечение доступа потребителей к продуктам СМИ. Зарубежный опыт демонстрирует эффективность действующего механизма саморегулирования СМИ: во многих странах профессиональная ответственность журналистов коррелирует с нормами и стандартами профессиональной этики, установленными профессиональными организациями. Крупнейшей саморегулируемой организацией СМИ является Европейский альянс независимых советов прессы, международная неправительственная организация, объединяющая независимые органы саморегулирования СМИ. Деятельность Альянса направлена на сотрудничество и систематический обмен информацией и мнениями профессиональных сообществ.

Саморегулирование СМИ тесно связано с этической стороной профессии, так как сама идея саморегулирования заключается в признании медиабизнесом своей социальной ответственности. На практике речь идет о совместных усилиях медиасообщества по добровольному определению и соблюдению принципов своей работы, регламентации профессиональной деятельности на основе собственного опыта, знаний и умений. Но здесь необходимо одно условие, а именно гарантированная законом свобода слова. Типичные мотивы создания саморегулируемых институтов, к сожалению, не всегда альтруистичны; напротив, они в основном прагматичны, так как, как правило, это проактивное действие. Журналисты справедливо считают, что лучше соблюдать профессиональную этику, чем делать это, скажем, по решению суда. В обмен на независимость государства СМИ возлагают на общество обязанность вести с ним диалог, своевременно реагировать на его запросы и не упускать из виду вопросы, вызывающие общественную озабоченность.

Саморегулирование необходимо рассматривать как сложный, комплексный механизм, который направлен на регулирование общественных отношений, а, значит, он представляет собой разновидность социальной регуляции наряду с правом, моралью, корпоративными нормами и другими социальными регуляторами. Данный механизм наиболее тесно связан с правом как социальным регулятором, поскольку во многом опирается на него, например, механизмы саморегулирования сегодня устанавливаются законом. В этом смысле возникает вопрос о возможности рассмотрения саморегулирования как особого сложного института права и одновременно способа регулирования общественных отношений и особого вида деятельности. Однако саморегулирование гораздо сложнее и не может рассматриваться исключительно как часть права. Это положение может быть подтверждено тем, что саморегулирование за рубежом развивалось самостоятельно или параллельно правовому регулированию, а применительно к сфере массовых коммуникаций ‒ зачастую исключительно самостоятельно.

Механизм саморегулирования СМИ традиционно выражается в следующем. Объединение профессионального сообщества СМИ и журналистов (оно может быть реализовано на основе союза печатных или аудиовизуальных СМИ, СМИ определенной направленности, например, рекламных, медицинских, спортивных) в виде ассоциации, союза, совета устанавливает требования к своим членам в лице отдельных журналистов и СМИ в принимаемых актах саморегулирования. Как правило, это этические кодексы. Они публично определяют функции, права и обязанности журналистов и тем самым предоставляют им руководящие принципы оптимального осуществления их профессиональной деятельности.

В некоторых случаях компании и государственные учреждения совместно принимают конкретные кодексы поведения. Примером такой модели является Кодекс поведения по Противодействие незаконным высказываниям ненависти в Интернете (Кодекс поведения), разработанный Европейской комиссией в сотрудничестве с несколькими крупными компаниями, занимающимися цифровыми технологиями (Facebook (Meta – запрещенная в РФ организация), Microsoft, Twitterи YouTube).

Наиболее амбициозной задачей в этом отношении было бы создание независимого органа саморегулирования социальных сетей (Совет по социальным сетям); он мог бы быть создан на национальном или международном уровне, или в сочетании того и другого. Он будет заниматься вопросами модерации контента и будет адекватно финансироваться компаниями социальных сетей и соответствующими заинтересованными сторонами. Совет мог бы разработать этические стандарты, характерные для онлайн-распространения контента, и охватить такие темы, как правила и условия, руководящие принципы сообщества и практика регулирования контента компаниями социальных сетей.

Сделав работу прозрачной для широкой общественности и посредством соответствующих консультативных процессов, этот механизм мог бы обеспечить общественный форум для важных общественных дискуссий по регулированию распространения онлайн-контента. С помощью легких санкций и, в основном, полагаясь на прозрачность, давление со стороны коллег и общественности, этот орган мог бы отслеживать и поощрять соблюдение соответствующих этических стандартов компаниями социальных сетей. Прозрачность и открытость в сочетании с независимостью могли бы придать этому механизму необходимый авторитет для завоевания общественного доверия.

Разработка новой системы независимого саморегулирования могла бы обеспечить прочную основу для оценки инициатив, предпринятых до сих пор доминирующими компаниями социальных сетей и их партнерами. Таким образом, это побудило бы задать вопросы об этих существующих инициативах, например, включают ли они всех соответствующих заинтересованных сторон; являются ли они чисто внутренним механизмом или извлекают выгоду из форма внешнего независимого пересмотра решений; подотчетны ли они общественности; работают ли они в общественных интересах; и затрагиваются ли они частными или особыми интересами.

Информационно-коммуникационные технологии в целом и Интернет, в частности, создали четвертый вид журналистики в дополнение к печатной, радио- и телевизионной журналистике – так называемую кибер-журналистику, цифровую журналистику или онлайн-журналистику. Эта новая цифровая среда ставит перед журналистами ряд этических дилемм. В то время как цифровые журналисты по-прежнему сталкиваются с теми же дилеммами, с которыми всегда сталкивались журналисты и журналистская профессия, теперь у них также есть некоторые новые дилеммы.

На самом деле сам журналистский процесс радикально изменился, и мы находимся в центре меняющегося медиа-ландшафта. Мы говорим о двунаправленном процессе, в котором каждый может принять участие в создании и представлении новостей. Другими словами, каждый человек становится потенциальным издателем. Это лишь одно из нескольких ‒ и серьезных ‒ преобразований, произошедших в журналистике за последние годы. Интерактивность, гипертекстуальность, использование мультимедиа и непосредственность – вот некоторые из основных особенностей цифровой журналистики, и каждая из них, конечно же, поднимает свои собственные новые этические проблемы.

Как и при создании любой новой системы, создание механизма регулирования журналистской этики в сети Интернет поднимает ряд сложных вопросов. Кроме того, как показывает опыт создания советов по прессе, это может быть длительным и сложным процессом, поскольку все соответствующие заинтересованные стороны должны согласовать систему, которую все они могут создать самостоятельно. Любая новая система может появиться и доказать свою эффективность только в том случае, если все участники готовы заставить ее работать. Путем смещения акцента в сторону процесса разработки нового механизма, а не пытаясь навязать решение, механизм саморегулирования мог бы позволить применять индивидуальные и адаптируемые средства правовой защиты, не подвергаясь угрозе серьезных юридических санкций.

1. Онлайн-публикация дает возможность обслуживать аудиторию новыми и значимыми способами. Журналисты несут важную ответственность за изучение этого потенциала в рамках своих конституционно защищенных обязанностей по привлечению сильных мира сего к ответственности и выполнению функций общественного наблюдателя.

2. Ценности журналистики в таких областях, как правда, сообщество и демократия, сохранятся только в том случае, если мы примем кардинальные изменения в давлении и конкуренции, с которыми мы сталкиваемся, и в продуктах, которые мы публикуем. Журналисты должны принять вызов и воспользоваться возможностью для создания новых бизнес-моделей, которые будут процветать в эпоху цифровых МЕДИА. Высшие ценности журналистики могут сохраниться только в том случае, если они опираются на прочную экономическую основу. Очень важно, чтобы журналисты, придерживающиеся этих ценностей, были активными, а не просто реактивными участниками процесса инноваций.

3. Письменные руководящие принципы этики, основанные на этих ценностях, являются важным компонентом процесса принятия решений, необходимого в различных формах новых средств массовой информации. Такие руководящие принципы будут наиболее полезны, если они сформулированы как устремления, а не как правила, и, если они составлены или пересмотрены при активном участии аудитории. Принципы этики не следует считать исключительной прерогативой тех, кто называет себя журналистами. Их полезность связана с актом журналистики, а не с суммой ее создателя.

4. Прозрачность является необходимым аспектом отношений, которые журналисты и новостные организации поддерживают со своей аудиторией. Прозрачность должна быть связана с подотчетностью ‒ как институциональной, так и индивидуальной.

5. Ограниченные ресурсы, новизна онлайн-публикаций или отсутствие протоколов не могут стать оправданием для некачественной работы или причинения вреда.

6. Журналисты должны уважать принцип независимости. Они должны избегать конфликтов интересов или возникновения конфликтов, которые могут поставить под угрозу их способность сообщать или доверие к их сообщениям или комментариям. Они не должны принимать подарки или услуги от людей или организаций, которых они освещают или на которых они могут повлиять.

7. При решении проблемы или вопроса независимости решение может быть достигнуто с помощью стратегии прозрачности или раскрытия информации.

8. Журналисты и новостные организации должны понимать необходимость определения и четкой маркировки новостей и мнений. В такой открытой среде, как Интернет, последовательность изложения может помочь читателю четко увидеть, где проходят границы между новостями и мнением. Всякий раз, когда журналисты или организации размывают, или смешивают эти роли, они должны осознавать опасность и взвешивать последствия.

Для дальнейшего развития интернет-СМИ необходимо учитывать и выполнять несколько условий.

1. Необходимо закрепить в законодательстве понятия «интернет-СМИ», «блог», что позволит более полно регламентировать деятельность интернет-СМИ и отделить фигуру журналиста от других пользователей сети Интернет, тем самым конкретизировав статус журналиста в сети.

2. Поскольку правовой статус журналиста носит дуалистический характер и определяется не только нормами Закона о средствах массовой информации, но и уровнем правосознания носителя данной профессии, необходимо побуждать журналистов интернет-СМИ более внимательно изучить законодательство в сфере средств массовой информации.

3. Необходимо усилить саморегулирование СМИ путем разработки правил и стандартов для онлайн-журналистики.

4. Включить международные стандарты свободы выражения мнений и надлежащей правовой процедуры в свои правила и условия и руководящие принципы сообщества.

5. Обеспечить большую ясность и прозрачность в отношении процессов принятия решений об удалении контента на своих платформах.

6. Обеспечить, чтобы все политики и практики, связанные с контентом, в том числе касающиеся «разжигания ненависти», разрабатывались и внедрялись с помощью прозрачных процессов, открытых для конструктивного участия организаций гражданского общества и всех соответствующих заинтересованных сторон.

7. Совместно с организациями гражданского общества, представителями средств массовой информации, учеными и другими соответствующими заинтересованными сторонами изучить возможности создания новых механизмов независимого саморегулирования и разработки хартии этики для социальных сетей. Это должно быть сделано в рамках процесса, который является прозрачным и открытым для участия заинтересованных сторон, включая гражданское общество.

Журналистика ‒ это профессия написания, редактирования и публикации высокочастотных периодических изданий, целью которых является освещение и комментирование событий, представляющих общественный интерес, обычно называемых новостями, с ее передовыми практиками ‒ теми, кто собирает данные ‒ репортерами, фотографами, видеооператорами ‒ и теми, кто утверждает данные и готовит коллекцию текста и визуальных эффектов для презентации ‒ редакторы и продюсеры. Уникальная ответственность журналистов, связанная с ролью, которая включает всех этих практиков, в демократии заключается в том, чтобы сообщать гражданам информацию, необходимую для самоуправления. Самоуправление включает в себя самые обыденные решения, например, к какой погоде готовиться, когда едешь на работу, и самые сложные решения, такие как голосование на референдумах или кандидаты на государственные должности.

Во всем мире для журналистов были предложены кодексы поведения. На самом деле этика неотделима от журналистики, потому что журналистская практика основана на наборе по существу этических концепций: свобода, демократия, правда, объективность, честность, конфиденциальность. Если надлежащая роль журналистики рассматривается как предоставление информации, то этические вопросы сосредоточены на одной проблеме: поддержании качества информации. Этот вопрос стал предметом политических споров и общественного беспокойства.

Как профессия, журналистика зависит от определенных этических стандартов для поддержания авторитета, необходимого для выполнения своих обязанностей, связанных с ролью. Профессиональные действия по обнаружению, сообщению и распространению новостей зависят от различных технологий. Таким образом, поскольку изменения в науке и технике изменяют практику журналистики, а журналисты сообщают о научных и технологических новостях, журналистская этика имеет отношение к науке, технике и этике, и наоборот.

Журналистская этика на макроуровне описывает и критикует практику новостных организаций и ту роль, которую журналистика играет в обществе. Опираясь на дисциплины истории, социологии, философии и политической теории, ученые работают над тем, чтобы различать те практики, которые являются этически обязательными, желательными и запрещенными. На микроуровне журналистская этика описывает и обосновывает нормативное поведение отдельных практиков и профессии.

Загрузка...