В полете заменять члена экипажа уже поздно.
Даже если тебе очень не нравится сегодняшний напарник по кабине, для тебя будет лучше, если он не ошибется.
Никаких выяснений отношений в полете. В полете не отношения, а взаимодействие.
Никогда не полагайся на память. Память на то и женского рода, что её капризы памяти предсказать невозможно.
Контрольная карта – это последний шанс исправить ошибку, если ты контрольную карту выполняешь, и основной шанс вляпаться в неприятности, если ты контрольной картой пренебрегаешь.
Если ты не кончил, начни сначала.
Повышенное внимание требуется при выполнении полетов после перерыва, вследствие деавтоматизации навыков, а также при выполнении полетов с высокой интенсивностью вследствие переутомления, при выполнении полетов при обычной нагрузке вследствие монотонии, и вообще, если ты в самолете с целью выполнения полета, то будь повнимательнее.
Закон о спешке
Первые 1000 часов самостоятельного налета проявлять поспешность категорически запрещается.
Дополнение к закону о спешке
Вот когда налетаешь, эти 1000 часов тогда и сам поймешь, что в самолёте торопиться не стоит никогда. Если ты этого не понял, попробуй налетать ещё 1000 часов без спешки. Опять не понял? Ещё 1000. Если и не поймешь, то, по крайней мере, привыкнешь не торопиться.
Закон о неизбежности ошибки
Ошибиться может каждый. Если ты знаешь человека, который не ошибается, это значит только то, что ты не все о нем знаешь.
Исключение из закона о неизбежности ошибки
Исключений из закона о неизбежности ошибки нет. Исключительный случай – это когда еще не ошибался.
Дополнение к исключению из закона о неизбежности ошибки
Чем дольше ты не ошибаешься, тем выше вероятность ошибки.
Начало ошибки
Первый шаг в цепи ошибок – это исключение вероятности самой ошибки.
Значение ошибки
От правого пилотского кресла до левого – это большой налет, тренировки, зачеты, проверки, экзамены. Путь в обратном направлении – одна ошибка.
Выводы из закона об ошибках (основной закон об управлении рисками)
Если в результате чьей-то ошибки происходит неприятность, виновен в неприятности не тот, кто в полете совершил эту ошибку, а тот, кто перед полетом не предусмотрел возможность данной ошибки и не создал процедуры для устранения причин и последствий ошибки.
Требования к процедурам
Процедуры должны обеспечить исключение ошибки одного члена экипажа, которая станет ошибкой всего экипажа.
Дополнение к выводу из закона об ошибках
Вина ложится на капитана, если он или любой член его экипажа игнорирует эти процедуры.
Правило определения надежности системы
В конкретной системе можно не предусматривать риск ошибки человека только в том случае, если человек в ней не участвует.
Безопасность полетов
Если тебе кажется сложным летать безопасно долгие годы, реши задачу проще: выполни безопасно предстоящий полет!
О статистике
Даже если печально заканчивается только один рейс из миллиона, для меня этого будет больше чем достаточно, если я лечу этим одним рейсом.
Начальник – пилот
Начальник для пилота, что отец родной: не позволяет пить, курить, контролирует расходы и жалуется на неблагодарность.
Пилот – начальник
Пилот относится к начальнику, как к отцу родному: тайком курит, пьет, все время просит денег и ждет старости начальника, чтобы за все поквитаться.
Обслуживающий персонал
Капитан должен с уважением относиться к обслуживающему персоналу: уборщикам, техникам, проводникам, инструкторам, командирам эскадрилий, командирам отрядов, летным и генеральным директорам. Особенно к первым четырем категориям, без работы которых самолет реально не полетит.
Требования к руководителю
Хочешь быть моим руководителем? Будь достоин этого!
Объявление взыскания
Объявлять взыскание, что потерять одну перчатку: ни потерявшему радости, ни нашедшему пользы.
Причины дискомфорта пилота
Свое недовольство пилот выражает в двух случаях:
1) когда вводится новая форма одежды, оборудование, технология или курс переподготовки;
2) когда новая форма одежды, оборудование, технология или курс переподготовки отменяются.