Учить летать – это регулярно совершать чудо.
Настоящий инструктор должен обладать пятью качествами.
1. Терпение. Курсант не умеет делать того, что умеешь ты. В противном случае его не надо было бы учить.
2. Терпение. Курсант осваивает программу медленнее, чем предусмотрено программой. Программа написана для среднестатистического курсанта, а ты имеешь дело с конкретным человеком.
3. Терпение. Техника пилотирования курсанта не соответствует твоему представлению об идеальном выполнении полета. Пилотирование – это почерк. Надежным пилот станет только тогда, когда у него будет свой почерк, а не копия твоего.
4. Терпение. Курсант допускает отклонения. Если нет отклонений в процессе обучения, они появятся позже, и курсант может быть не готов к ним.
5. Терпение. За все вышесказанное не предусмотрена благодарность.
Учись учить. Учить летать не просто труднее, чем летать самому, – это другая профессия.
Для обучаемого нет ничего само собой разумеющегося.
Отсутствие информации намного предпочтительнее наличию информации недостоверной.
Инструктору лучше сказать: «Не знаю», чем дать сомнительную информацию.
Освоить профессию, не ошибаясь, невозможно – это все равно что научиться ходить не спотыкаясь.
Нужно не только учить, как летать правильно, но и как исправлять неправильный полет.
Между понятиями «рассказать (показать), как нужно делать» и «научить, как нужно делать» – пропасть, только преодолев которую можешь называться инструктором.
Если у твоего курсанта нет прогресса в обучении, подумай, может, это его инструктор не справляется.
Инструктор постоянно сдает экзамен, даже когда экзамен принимает.
Учить летать – все равно что учить жить. В смысле одинаково сложно.
Не учи всему, что умеешь сам, но только тому, чему без тебя ученик не научится. Не лишай его радости самосовершенствования и возможности пойти дальше тебя.
Примечание: Учитель (инструктор) – это тот, кто хорошо помнит, как сам был ребенком (курсантом).
Хорошие курсанты бывают только у хороших инструкторов.
Курсант так же может быть виновен в плохом прохождении программы летного обучения, как сопровождаемый может быть виновен в том, что проводник заблудился.
Хороший инструктор, что хороший садовник. Он растит сад, а не жалуется на деревья.
Но летная работа – это особая среда, где не все деревья приживаются.
Эмоции есть непозволительная роскошь для профессионала вообще и для инструктора в частности.
Как только ты перестаешь учиться сам, ты теряешь право учить других.
Как невозможно посетить город, которого нет, так невозможно достичь цели, которая не поставлена.
Самое сложное в профессии пилота не научиться летать, а понять, что учиться летать нужно всю летную жизнь.
Главная оценка в методике летного обучения
Летная работа – это экзамен, длинною в летную жизнь. Сказать «Я хороший летчик» можно, только сдав этот экзамен. Поэтому между словами «я» и «хороший летчик» в утвердительной форме может стоять только глагол прошедшего времени.
Цель обучения
Хороший инструктор учит, как выйти из сложной ситуации, а очень хороший – как в эту ситуацию не попасть. Нужно учить даже тому, как быть удачливым.
Парадокс в методике летного обучения
Для того чтобы линейный пилот был надежным, его нужно учить быть готовым действовать в аварийной ситуации.
Пилот, которого научили действовать в аварийной ситуации, готов проявить свои навыки на практике.
Готовность проявить свои навыки на практике приводит к тому, что ситуация, при которой эти навыки потребуются, становится более вероятной.
Подготовка пилота к действиям в аварийной ситуации повышает вероятность аварийной ситуации и делает пилота менее надежным.
Профессионализм не есть уровень владения профессией, но постоянное стремление к повышению этого уровня.
Совершенствоваться может только тот, кто способен начинать с начала столько раз, сколько потребуется.
Не существует другого критерия профессионализма инструктора, кроме профессионализма его ученика.
Закон о профессиональном уровне инструктора
Инструктор не должен быть лучшим летчиком, но надежным летчиком.
Дополнение к закону о профессиональном уровне инструктора
Никто не должен быть лучшим летчиком.
Исключение из дополнения к закону о профессиональном уровне инструктора
Карлсон.