Для проведения качественного расследования происшествия необходимо определить причину до начала расследования.
Существуют только две возможные причины происшествия:
– полная вина экипажа без смягчающих обстоятельств;
– полная вина экипажа со смягчающими обстоятельствами (может применяться в редких случаях, только если происшествие произошло на стоянке через 5—7 часов после того, как экипаж покинул самолет, и у каждого члена экипажа есть показания не менее трех свидетелей, что на момент происшествия он находился на расстоянии не менее 3 часов полета от места происшествия).
Лучший источник определения причин происшествия – объяснительные записки членов экипажа.
Если экипаж не в состоянии написать объяснительные записки, это намного облегчает расследование. В этом случае оспорить решение о вине экипажа некому.
Необходимое условие написания объяснительных записок
Для того чтобы иметь возможность написать объяснительную записку, летчик как минимум должен остаться живым.
Первое правило написания объяснительных записок
Не пиши объяснительную записку до тех пор, пока не будешь уверен, что последствия будут хуже, если ты ее напишешь.
Второе правило написания объяснительных записок
Написанию объяснительной должен предшествовать здоровый восьмичасовой сон, консультация с коллегами и специалистами, а также осознание того, что самое страшное уже позади.
Третье правило написания объяснительных записок
Всегда можно сослаться на капризы памяти.
Приложения к правилам написания объяснительных записок
Приложение 1. Форма написания объяснительной записки
Основная часть объяснительной записки должна быть написана следующим образом:
Тогда-то и там-то произошло то-то и то-то. (Не более 20 слов.)
Далее: В сложившейся обстановке экипаж действовал в соответствии со сложившейся обстановкой и согласно руководящим документам. (Тавтология обязательна.)
При требованиях уточнить подробности, обращайтесь к третьему правилу написания объяснительных записок.
Приложение 2. Форма написания объяснительной записки по поводу ненаписания объяснительной записки
Если вы воспользовались первым правилом написания объяснительных, будьте готовы к написанию объяснительной записки по поводу ненаписания объяснительной записки. Для этого случая приводится следующая форма.
Тогда-то и там-то (указать место и время) я не смог написать объяснительную записку, потому что не было такой возможности, потому что (далее на выбор): кончилось рабочее время, плохо себя чувствовал, не было бумаги (варианты: ручки, очков, настроения), не мог сосредоточиться, тряслись руки, нет навыков написания объяснительных на трезвую голову, без ошибок пишу только в Word'е, писать объяснительные по понедельникам (вторникам, средам, на голодный желудок, после обеда и т. д.) противоречит моим моральным принципам.
Самое правильное решение – не принятое.
Первое обоснование правила принятия решений
Обосновать непринятое решение много проще, чем принятое.
Второе обоснование правила принятия решений
Последствия от непринятого решения всегда более благоприятны, чем от принятого.
Первый вывод из правила принятия решений
Если можешь не принимать решение, не принимай его.
Второй вывод из правила принятия решений
Если не можешь, тем более не принимай.
Предупреждение
Если нет возможности избежать принятия решения, запомни одно: тебя предупреждали.
Полет был, есть и всегда будет чередой принимаемых решений.
Первый закон принятия решений
Самое правильное решение – первое, потому что оно принимается без эмоций.
Второй закон принятия решений
Никогда не меняй решения, если не изменились обстоятельства, на основании которых решение принято.
Дополнение ко второму закону принятия решений
При изменении обстоятельств, на основании которых решение принято, корректировка решения так же естественна, как смена одежды при изменении погоды.
Третий закон принятия решений
Принимая решение, помни: сейчас все еще можно изменить.
Оценка профессионального уровня
Профессиональный уровень тем выше, чем больше факторов учитывается при принятии решения.