Родословная Афаманта
В знаменитом городе Орхомене, центре могущественного царства в Беотии, основанного Минием и его сыном Орхоменом, правил некогда Афамант, сын эпонима одного из основных греческих племен (эолийцев) Эола и Энареты (доблестная) и внук Эллина, легендарного прародителя эллинов, т.е. всего греческого народа.
Эллин же был сыном спасшегося после Великого Потопа благочестивого Девкалиона, сына Титана- богоборца Прометея, давшего людям небесный огонь и Пирры, дочери брата Прометея «думающего после» Эпиметия и первой женщины на земле Пандоры, сотворенной богами в качестве наказания людям.
Братья Афаманта Салмоней и Сисиф были известны как знаменитые богоборцы. Некоторые говорят, что Зевс домогался до дочери Салмонея юной Тиро, с нежного тела которой, с одеяний серебрянотканых свет изливался божественный, веяло милой красою. Якобы именно после того, как Салмоней узнал о том, что царь богов преследует его дочь, он стал издеваться над Зевсом, выставляя грозного для всех Громовержца со всеми его громами и молниями в комическом свете. Он говорил, что он Зевс и приносимые Крониду жертвы присваивал себе. Влача за колесницей высушенные шкуры вместе с медными кувшинами, он заявлял, что производит гром, а бросая в небо зажженные факелы, говорил, что метает молнии. Зевс поразил Салмонея перуном и уничтожил основанный им город Салмония вместе со всеми его жителями.
Хитроумный и корыстолюбивый Сисиф разглашал тайны Зевса, похитившего дочь речного бога Асопа Эгину. Потом он заковал бога смерти Таната в его же колодки и обманул властительных богов царства мертвых Аида и Персефону. Зевс примерно наказал Сисифа, пытавшегося бороться с богами. Нечестивец в Аиде был обречен на вечные мучения: он, напрягаясь изо всех сил, все время втаскивает огромный камень на гору, и тот с вершины всегда скатывается вниз.
Деион, царствовавший в Фокиде, согласно Аполлодору, женился на Диомеде, дочери Ксуфа. У него родились дочь Астеропея и сыновья Энет, Актор, Филак и знаменитый охотник Кефал. Кефал женился на печально знаменитой Прокриде, дочери Эрехтея, случайно погибшей от его копья. Позднее его похитила влюбившаяся в него Эос.
Периер же, овладев Мессенией, женился на Горгофоне, дочери первого знаменитого героя – истребителя чудовищ Персея, от которой у него родились знаменитые сыновья Афарей, Левкипп, Тиндарей и Икарий. Многие другие называют Периера сыном не Эола, а Кинорта, сына Амикла.
Магнет, сын Эола, женился на морской нимфе, и от этого брака родились Полидект и Диктис. Они стали жить на острове Серифе, на который в ящике приплыли по морю Даная с маленьким сыном Персеем.
Сам же Афамант славился своей юношеской красотой и добрым легким нравом.
Нефела
Однажды, пролетая в образе Тучки между двух морских заливов с лазурной водой в цветущей плодородной долине, отгороженной высокими горами от остального мира, богиня Нефела увидела красавца Афаманта, охотившегося на оленя, и с первого взгляда полюбила его за телесную красоту. Всем на Аполлона он был похож: гладкие щеки в первом пушку, нежный румянец и мелодичный голос, светлых кудрей две волны, спускавшиеся от пробора посреди головы – таже стройность и, конечно же, таже цветущая юность, прекрасней которой ничего нет.
Нефела не была счастлива с мужчинами. По воле старой лишь обликом Мойры Лахесис, выразившейся в приказе Зевса, ей долго пришлось возлежать с Иксионом, приняв, при этом, облачный образ супруги царя богов добродетельной Геры. Прямодушной, как все потомки древних Титанов, Тучке не нравилось изображать царицу Олимпа, притом на ложе любви, но она всегда отличалась покорностью мужчинам, тем более она не могла сопротивляться желанию самого Блистателя мощных высей Олимпа.
Некоторые говорят, что богиня туч и туманов родила от Иксиона чудовищного Кентавра, от которого пошел род полулюдей – полуконей, названных кентаврами.
Другие говорят, что Нефела была не бабкой, а матерью двуприродным кентаврам. Несмотря на необычный вид и дикий, свирепый характер кентавров, чадолюбивая Нефела помогала им, чем могла. Когда могучий Геракл перед пленением свирепого и огромного Эриманфского вепря гостил у гостеприимного кентавра Фола тот вспомнил о велении Диониса открыть пифос с вином, когда явится сын Зевса от смертной Алкмены Геракл. Когда пифос был вскрыт, вокруг разлилось такое благоухание старого крепкого вина, что все кентавры, живущие в округе, пришли в большое возбуждение. Сбежавшись толпой к жилищу Фола, кентавры ринулись на грабеж, наводя ужас на жителей Фолои одним своим видом. Даже Фол, хоть и сам был кентавр, в страхе спрятался. Геракл же вступил с четырехногими разбойниками в жестокую битву, поскольку сражаться ему пришлось с необычными существами, которые по матери были богами, обладали быстротой коней, силой двутелых чудовищ и при этом опытом и рассудком мужей. Одни кентавры сражались вывороченными с корнем вековыми деревьями, другие – огромными камнями, третьи – горящими как гигантские факелы соснами, четвертые – огромными секирами для убоя быков. Великий герой-истребитель чудовищ не дрогнул и в одиночку бесстрашно выдержал эту битву, достойную его прежних подвигов. Кентаврам помогала и их мать (или бабка) богиня облаков Тучка Нефела, обрушившая на сражавшихся сильнейший ливень, который нисколько не мешал ее четвероногим сыновьям, Гераклу же было трудно даже стоять, опираясь только двумя ногами, о скользкую поверхность земли. Однако Геракл с удивительным мужеством сражался с кентаврами и большинство из них убил отравленными стрелами, не знавшими промаха, а остальных обратил в бегство.
После того как Зевс приковал нечестивца Иксиона, посмевшего пожелать Геру (ведь он был совершенно уверен, что сжимал в объятьях добродетельную супругу Кронида, а не Тучку в образе Геры) в Аиде к вертящемуся огненному колесу, Нефела долго сторонилась мужчин.
Некоторые говорят, что по непредсказуемой воле зеленоглазой богини Случая Тюхе (или по закономерной воле непререкаемой Ткачихи Лахесис) Тучка встретила бесподобно красивого и доброго сердцем, но очень слабовольного орхоменского царя Афаманта.
Те, которые считают, что отцом Афаманта был не фессалийский правитель Эол, а царь ветров Эол рассказывают, что встреча молодого царя Орхомена с богиней белых облачков и легких туч произошла не случайно. Эол знал, что люди, научившиеся обрабатывать землю, больше всего боятся засухи и потому решил познакомить своего непостоянного в отношениях с девами сына с богиней туч, от которой тоже, как и от самого Зевса, зависели дожди. И вот, однажды, когда Афамант отправился на любимую охоту, царь ветров приказал своим подданным Ветрам – Анемам пригнать животворные тучки, среди которых в это время была и Нефела, в лесистую орхоменскую долину, в которой охотился его сын.
Несчастливый брак Афаманта и Тучки
Нефела возвращалась домой от своей подруги богини Луны, которая ей много рассказывала о своем возлюбленном красавце Эндимоне.
Однажды, по воле резвящейся богини Случая Тюхе, бросив свои серебряные лучи под свод Латмийской пещеры в Карии, серебрянокосая дева Селена увидела спящего юного царя Элиды Эндимиона, которого одни считают сыном Зевса, а другие его внуком.
Пораженная необычайной красотой спящего юноши, Селена навсегда потеряла покой потому, что Эрот по просьбе мстительной матери уметил богиню луны и в сердце, и в печень своей кипарисовой стрелкой с зазубренным крючком на конце. Любовь Селены не могла быть взаимной, ведь Эндимон был погружен в вечный сон.
С тех пор при всяком удобном случае Луна просила свою верную подругу тучку Нефелу прикрыть ее собой на сумрачном небосклоне, и, оставаясь для всех, в том числе и богов, невидимой, останавливала неспешных среброшерстных быков, везущих ее повозку, и спускалась в глубокую пещеру к возлюбленному Эндимону.
Серебряноволосая Селена склонялась над спящим юношей и зачарованно любовалась его неземной красотой. Любя безмолвно, грустно млея, вожделеющая Селена нежно целовала его смежившиеся очи и взволнованно шептала о своей любви…Такая любовь у Селены и Эндимиона продолжалась целых 30 лет, и с тех пор очень долгий сон многие называют «сном Эндимиона».
Нефела ничего не говорила подруге, но завидовала даже такой ее любви и потому, что элидский царевич был очень красив, и потому, что у нее и такой любви не было. Боги, даже из божественной черни, обходили Нефелу стороной, зная, что на нее гневается сама златотронная Гера за то, что она по приказу Зевса принимала ее вид и всходила на ложе с Иксионом и тем порочила ее божественную добродетель.
Поэтому, увидев стройного молодого красавца только, что застрелившего оленя, Нефела стала опускаться с неба к нему, приняв образ юной девы, такой же светловолосой, как он и с такими же голубыми глазами.
Афамант, утомленный долгой погоней, разостлав на изумрудной траве свой плащ только, что заснул. Нефела смотрела на красивое мужественное лицо Афаманта, обрамленное только-только появившейся черной бородкой и сравнивала его с лицом совсем еще юного Эндимона, которое было покрыто нежным золотистым пушком.
Так лежал Афамант, объятый дивным сном, и дышал, как казалось Нефеле, небесным дыханием. Тогда Тучка бесшумно спустилась на землю и подошла на цыпочках, чтобы, разбудив, не напугать его… Впрочем, что последовало дальше, можно легко догадаться и незачем об этом говорить – ведь они оба были прекрасны и молоды, и Эрот сладкоистомный таким свое внимание прежде всего уделяет.
Первые годы супруги жили счастливо, и народ Орхомена благоденствовал. Как только наступали жаркие летние дни Нефела всходила на высокую гору и, подняв руки вверх, призывала сестер – туч появиться над зелеными нивами Беотии, чтоб повидаться с ней. И тут же живительная влага проливалась с небес на сады и посевы, и люди благодарили Афаманта, как бога и его возлюбленную небесную Тучку со светлыми почти пепельными пушистыми волосами.
Вскоре светловолосая богиня облаков родила сыну Эола двух прекрасных детей Фрикса и Геллу. Красавец Афамант был добрым мужем Нефеле, но он был слабохарактерный и любвеобильный и потому не отличался мужским постоянством. Уже через год после свадьбы, когда Нефела родила первенца Фрикса орхоменский царь начал регулярно предавался любовным утехам со служанками и рабынями. Нефела, видевшая все это, лишь скорбно поджимала губы и с грустью чувствовала, как любовь к смертному красавцу постепенно уходит из ее сердца, как дождевая вода неудержимо уходит в прибрежный песок.
Нефелу посещает Мойра Лахесис
Однажды ночью Нефела забылась вещим сном, блаженным, вестником грядущего, дивным оракулом и для богов, владеющих небом широким, и для людей, для смерти рожденных! Бог сна Гипнос, спокойный, тихий и благосклонный в ночной тишине на мягких, пушистых крыльях простертых, прилетая безмолвно, пробудил сердце Нефелы, безмолвно являя, что ждет ее в близком грядущем.
Тучка увидела высокую статную пожилую женщину с молодыми глазами. Она была одета в ослепительно белоснежные одежды, на голове была ромбическая серебряная корона, в левой руке у нее находится постоянно меняющийся шар, а в правой – сверток или кулек. Это была старая лишь обликом старшая дочь жутколикой богини Необходимости Мойра Лахесес. Ромбическая корона символизировала вечность, на меняющемся шаре она намечает Участь каждого человека и бога, а в свертке были наиболее важные предопределения Судьбы – колечки, которые она нанизывает на нити судеб и бессмертных богов, и людей смерти причастных.
Лицо Мойры было, как всегда, совершенно бесстрастно, она посмотрела своими большими глазами, в которых зияла черная пустота, похожая на черную бездну Тартара и, не разжимая бесцветных губ, которые только казались старческими, провещала с виду бодро, но, как всегда, равнодушно:
– Возрадуйся добрая Океанида! Ты зришь пред собой старшую наместницу Ананки на земле Мойру Лахесис. Я явилась к тебе, чтобы сообщить, что мы с сестрами тебе недавно наткали нашими адамантовыми челноками. Я знаю, что тебе очень не нравится, что твой смертный супруг Афамант все чаще изменяет тебе – богине (!), а теперь – открыто даже со служанками и рабынями. Знаю, что ты все время порываешься оставить его, но не знаешь, что делать с детьми, которых ты не можешь взять с собой, поскольку они из-за отца смерти причастны.
Нефела, должно быть, поняла, что в ее жизни грядут большие перемены и от волнения ее грудь стала часто и высоко подниматься, а в потемневших синих глазах появились две крупные слезы, похожих на росинки. Лахесис меж тем бесстрастным ровным голосом продолжала:
– Сразу после нашего разговора ты исчезнешь, ни с ким не прощаясь. Поверь так будет лучше и тебе, и детям. Если собаке необходимо отрубить хвост, то лучше это сделать сразу острым топором, а не резать его тупым ножом по частям. У твоего мужа вскоре после твоего исчезновения появится другая женщина – дочь Кадма и Гармонии Ино, которой мы наткали стать кормилицей будущего олимпийского бога Диониса, сына Зевса от фиванской царевны Семелы. Чтобы обезопасить малютку от непрекращающихся враждебных происков Геры, вездесущий Гермес по поручению Зевса отдаст Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена. По совету хитроумного Гермеса юного бога Диониса Ино и ее муж будут воспитывать как девочку и содержать ее наверху на женской половине дома, чтобы Гера не могла найти его на мужской половине. Как ты сама понимаешь, Ино постарается избавиться от твоих детей, но ты их спасешь, послав к ним взятого у Гермеса златокожего барана Крия, чтоб он перенес их в солнечную Колхиду, где Фрикс женится на местной царевне и станет отцом четырех сыновей. Дочь же твоя Гелла, получив лучшую награду для смертных, даст свое имя проливу между Европой и Азией, который станет называться Геллеспонтом.
Нефела не осталось глухой к вещанию Мойры и на следующее утро, когда все еще спали отправилась на высокую гору.
Только лишь сполох багряный, вестник росистой повозки богини утренней зари Эос с розовыми перстами, мрак ночной разогнал, свежее повсюду разливая сиянье, как светло рассмеялись берега и тропинки в долинах зеленых, где лежали, словно алмазы, росинки на изумрудной траве. Но Тучке было не до смеха, она вся в слезах взошла на колесницу, запряженную красновато-розовыми конями, свой подруги Зари, чтобы никогда сюда больше не возвратиться. Эос вся в красно-желтом одеянии отложила факел из правой руки и сосуд, полный росы в левой руке и, обняв милую подругу, бодро сказала Нефеле:
– Возрадуйся Тучка моя дорогая! Не порть свою вечно юную красоту горькими такими слезами. Я тебе завидую даже, что ты вовремя покидаешь Афаманта, да и о смертных детях сокрушаться не стоит, ведь Фрикс твой проживет счастливо всю жизнь и много детей нарожает. Меня же в моем розовом доме изможденный Титон ожидает за печкой, состарившийся так, что страшно смотреть на него, да и слушать я его не могу – трещит, как цикада или сверчок. А любимых моих сыновей по предначертанию бессердечной Мойры Лахесис скоро убьют – Эмафиона – надменный от силы огромной сын Зевса Геракл, а Мемнона – бесноватый отпрыск среброногой Фетиды Ахилл и помочь я им, видно, никак не смогу.
Ино
Вскоре Афамант познакомился с юной Ино, одной из дочерей брата похищенной Зевсом в образе белого быка Европы героя Кадма и богини согласия Гармонии, дочери милоулыбчивой Афродиты и грозного Ареса.
Нонн Панополитанский поет, что сын финикийского царя Агенора и Телефассы Кадм пожелал скромный напев свирели своей заменить песнопеньем хвалебным на семиструнной кифаре, и очарованный его пеньем незаконный силой Тифон сам быстро ползет в пещеру и там, взяв отрезанные им сухожилья Зевеса, вручает лукавому Кадму. А скотопас этот мнимый за дивный дар благодарен. Кадм коварный берет сухожилья заботливо, будто бы хочет сделать струны для лиры, и прячет их в гроте укромном, дабы на самом деле потом отдать Зевсу.
Впоследствии именно за этот великий подвиг Громовержец отдал за смертного Кадма богиню согласия Гармонию, милую дочь фиалковенчанной Афродиты от буйного мужегубителя Ареса. Их свадьба – героя и богини была первой, на которой присутствовали почти все (за исключением домоседа Аида) олимпийские боги. Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (впоследствии названное Ожерельем Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) большое несчастье. Это ожерелье, изготовленное Гефестом в ответ на измену Афродиты, как говорят многие, было подарено Зевсом Европе, которая подарила его брату Кадму, а тот подарил его своей невесте в день свадьбы.
Ожерелье Гармонии сделало несчастными сначала дочерей Гармонии и Кадма. Агава обезумела и разорвала на части своего сына Пенфея, Семелу, хоть она и была возлюбленной Зевса, сожгла его молния, Ино сошла с ума, сын Автонои юный охотник Актеон был превращен Артемидой в оленя и растерзан его же собаками…
Однако все эти несчастья с дочерями Кадма случились значительно позже, сейчас же не привыкший скучать Афамант отправился в главный город Беотии, в семивратные Фивы, к их могущественному основателю и первому царю Кадму, и там его мужской взор пленила юная дочь героя Кадма и богини Грамонии, темнокудрая Ино. Агава еще не была выдана за Спарта Эхиона, Автоноя еще не вышла замуж за Аристея, в Семелу еще не влюбился Зевс; и сестры Ино еще только мечтали о замужестве.
Пятнадцатилетняя Ино́ была необычайно хороша собой, и молодое веселье било в ней задорным ключом. Прекрасной юнице не пришлось долго уговаривать орхоменского царя, и он вскоре женился на ней, совсем позабыв о Нефеле, которая исчезла так же внезапно и необъяснимо, как и появилась.
Некоторые рассказывают иначе о том, почему Тучка покинула своего мужа Афаманта и детей от него. Гордая Титанида Нефела не захотела бороться со смертной дочерью Кадма и Гармонии за сердце Афаманта, тем более ей не нужна была царская власть. Ино обосновалась в царском дворце, а Нефела с двумя маленькими детьми приютилась в жалкой хижине. Кроткая богиня дождей и туманов терпела, сколько могла, пока ее дети Фрикс и Гелла не подросли и однажды ранним утром на заре, дождавшись сильного ветра, она исчезла вместе с другими тучами и облаками из Орхомена.
Ино́, став законной супругой Афаманта родила ему двух сыновей Леарха и Меликерта. Она чувствовала, что Судьба готовит ей несчастья. Ей предстояло стать кормилицей Диониса, и за это ревнивая Гера, строившая козни против божественного сына Семелы, нашлет на нее безумие с помощью Аты, боги заблуждения и тихого помрачения ума. Она знала, что несчастный Рок будет преследовать ее, вместе со всей ее семьей, из-за Ожерелья Гармонии, сделанного колченогим олимпийским художником Гефестом – оно обрекало на несчастье всех потомков его неверной жены богини любви Афродиты, особенно, по женской линии.
Ино не знала откуда нанесет свой удар Судьба и больше всего боялась за будущее своих детей. Поэтому она с самого начала возненавидела пасынка Фрикса и падчерицу Геллу и все время думала, как их извести, чтобы трон достался Леарху, а не Фриксу. Однако это было не просто потому, что безвольный красавец Афамант был добр со всеми и любил всех своих детей. Он даже посмел, несмотря на протесты Ино́, взять Фрикса и Гелу во дворец после того, как их мать Нефела исчезла.
Ино задумывает погубить Фрикса и Геллу
После того как богиня дождей Нефела вместе со своими спутницами тучами в росистой повозке Эос покинула пределы Орхомена дожди стали большой редкостью во всей Беотии, и даже роса по утрам выпадала мало и редко.
Лишь по воле богини Случая Тюхе заблудившиеся тучки порой оказывались во всегда безоблачном синем небе над Орхоменом и проливались на землю скудной живительной влагой, которой всегда не хватало. Некоторые горожане и, особенно, жители окрестных сел, считали, что царь с новой царицей обошлись несправедливо с Нефелой, и потому боги наказывают их землю засухой.
Когда настал особенно жаркий и засушливый год Ино, предвидя обвинения людей в том, что она изгнала Тучку Нефелу из Орхомена, решила взять инициативу в свои руки. Она задумала погубить Фрикса и Геллу руками орхоменцев, а для этого возбудить в них сильное недовольство и Нефелой, и ее детьми.
Через верных ей подставных людей она распускала в народе слухи, что спесивой богине дождей и туманов с самого начала не понравились беотийцы, и поэтому она из Орхомена ушла и теперь нарочно не посылает дождей. Ино созвала всех незкоподпоясанных орхоменок и подговорила их высушить на солнце (или даже поджарить) семена пшеницы, которые пойдут на посев, якобы для того, чтобы закаленные, они лучше взошли и не боялись засухи.
Высушенные зёрна, попав в сухую землю, без полива не взошли, и тогда жуткий страх обуял всех беотийцев – страшный голод грозил их стране, и мучительная смерть ожидала их вместе с детьми. Травы сохли, и зеленые луга становились желтыми. Голодные животные болели и умирали.
Тщетно молились люди, чтобы боги послали им живительный дождь. Все случилось, как и ожидала Ино, – наступало полное бесплодие. Испытывая сильнейший недостаток в пище, люди в городе стали целыми семьями вымирать от голода, как от мора.
Как всегда, в случае сильной засухи и длительного мора царь решил отправиться в Дельфы, чтобы получить оракул о том, как избавиться от мора и засухи. Ино, притворившись больной, сумела удержать Афаманта от поездки, и тогда тот направил посольство в Дельфийский храм, который в то древнее время еще не был столь прославленным и знаменитым, как через несколько веков, когда он стал главным оракулом всей известной эллинам Ойкумены.
Ино заранее подготовилась к встрече посольства из Дельф. Некоторые говорят, что она подкупила главного царского глашатая. Другие утверждают, что она возлегла с глашатаем и стала его любовницей, чтобы он обманул царя и орхоменский народ и сказал то, что было нужно Ино.
Когда посольство вернулось из Дельф, глашатай, единственный допущенный к Пифии, на городской площади при огромном скоплении народа объявил:
– Внемлите мне граждане Орхомена! Аполлон Локсий устами своей непорочной девы приказывает нам, чтобы избежать мучительной смерти от голода и болезней, принести в жертву Зевсу Омбрию (ниспосылающий дождь) старшего царского сына. Афамант должен сам отвести мальчика на священную гору, чтобы жрец заколол его там над жертвенником. Так его кровь брызнет сначала вместо дождя на иссушенную солнцем беотийскую землю. После этого Фрикс, как сын богини Нефелы будет обожествлен и соединится с матерью, и благодарная Туча вместе со своими сестрами прольется множеством дождей над Орхоменом и всей Беотией.
Афамант сначала был очень опечален таким оракулом, ему было жалко сына. Однако орхоменцы – отцы смотрели на него отчаянно и угрюмо, а матери поднимали на дрожавших руках и показывали царю своих тощих голодных детей. Тогда, подчиняясь неизбежной необходимости, которая правит миром и опасаясь голодного бунта, он по требованию граждан приказал начать приготовления к жертвоприношению сына, что в древние времена было обычным явлением, но сейчас стало совершенно особенным событием.
Фрикс и Гелла улетают во время жертвоприношения
На следующий день на священной горе Лафистий собрались изможденные от голода люди. Многим было жаль царского сына Фрикса, но еще больше люди жалели себя и собственных детей – никто не хотел умирать мучительной смертью от голода.
Когда все было приготовлено для ставшего давно уже необычным человеческого жертвоприношения, все принялись горячо молиться. Афамант привел на священную гору своего сына Фрикса и дочь Геллу, которые, судя по их спокойному поведению, ни о чем не догадывались.
Обычно, окончив молитву, жрец осыпал зернами жертвенное животное, шею закидывал ему вверх, закалывал и потом юноши ему кожу сдирали. Вырезав бедра затем, обрезанным жиром в два слоя их обертывали, мясные обрезки на них возлагая. Бедра сжигали на костре из сухих и безлиственных сучьев, потрохи жертвы протыкали и держали до готовности над Гефестом. После, как бедра сожгли и отведали потрохов жертвы, прочее все, на куски разделив, вертелами протыкали, жарили их на огне осторожно и с вертелов снимали для пира.
Сейчас же все было иначе. Суровый жрец, хоть видом был старый, но никогда в своей жизни ему не доводилось приносить в жертву людей. Держа в правой руке нож изоострый, он решительно левой рукой вдруг схватил за кудрявые волосы Фрикса, который, не видя никакого жертвенного животного, а видя только устремленные на него со всех сторон взгляды, только сейчас понял, что в жертву хотят принести его самого.
Мальчик закричал в неописуемом ужасе и стал вырываться. Светлокудрая Гелла неожиданно прыгнула и повисла на руке жреца. Жрец был опытным и потому предвидел нечто подобное. Он обернулся к своим помощникам и молча дал им знак головой. Два могучих служителя храма быстро бросились к детям, один схватил сзади за локти Фрикса и вывернул их назад, а другой – Геллу.
Казалось, уже ничего не спасет сына и дочь Тучки Нефелы, но тут вдруг над горой что-то сверкнуло, и раздался мощный удар грома такой, что содрогнулся не только ставший плотным воздух, но и сама земля. И жрец, и его помощники, все, кто явился на священнодействие, чтобы видеть, как будет принесён в жертву царский сын Фрикс, вздрогнули и в страхе стали смотреть в небо, на котором появилась огромная черная туча.
Тут явственно сверкнула ослепительная извилистая, словно змея, молния, а затем протяжно загрохотали раскаты грома. Все люди, включая и царя, и жреца, и выпущенных охранниками Фрикса с Геллой от испуга пали на землю, закрыв головы одеждой или руками.
– Дети мои! Фрикс и Гелла! Это я ваша мать! Садитесь скорее на спину этого особенного Овна и держитесь покрепче за его золотистую шерсть. Он отнесет вас в безопасное место, где вы будете счастливы. Поспешите и помните свою мать!
Вскочившие на ноги, дрожащие от страха дети узнали голос своей любимой матери и увидели рядом с собой словно возникшего из раскаленного сухого воздуха крупного барана, необычного тем, что от него исходило золотое сияние.
Фрикс, не раздумывая, первым вскочил на спину барана и крикнул сестре, чтобы не мешкала. Гелла запрыгнула сзади брата и схватилась за него руками. Баран тут же взмыл в поднебесье и плавно поплыл по воздушным потокам, подгоняемый свежим дыханием ветра, словно он был небольшой сияющей лодкой, плавающей по небу.
Так Афамант лишился старших детей. Позже разгневанная Гера отняла у него и тех детей, которые родились у него от Ино. Ино была в течение трех лет кормилицей Диониса, а позже стала его преданной вакханкой. За то, что Афамант с Ино принимали участие в воспитании ненавистного Гере сына Зевса от смертной фиванской царевны Семелы Диониса, царица богов наслала на орхоменского царя богиню помрачение ума Ату. Он в припадке безумия застрелил из лука Леарха, Ино же вместе с Меликертом смогли убежать и броситься в море.
Изгнанный из Беотии, пришедший у себя Афамант спросил у Дельфийского бога, где ему можно поселиться. Оракул ответил, что он должен остаться жить в том месте, где ему предложат угощение дикие звери. Странствуя по многим землям и островам, он встретился однажды с небольшой стаей волков, пожиравших мясо расплодившихся повсюду овец. Увидев Афаманта, волки убежали, бросив мясо; Афамант же, основав там поселение, назвал эту страну Афамантией по своему имени.
Женившись в третий раз на Фемисто, дочери Гипсея, Афамант породил Левкона, Эритрия, Схойнея и Птоя. Некоторые говорят, что страна Афамантия находится на острове, который раньше назывался Крумисса, где чернокудрый Посейдон сочетался с Феофаной, которая родила златорунного барана Крия.
Путешествие на златокожем баране в Колхиду
Гигин рассказывает, что Феофана, дочь Бисальта, была очень красивой девушкой, и ее домогались многие женихи, сватаясь у ее отца. Она долго не давалась воспылавшему страстью к ней чернокудрому Посейдону, и тот по примеру розоперстой Эос, похищавшей понравившихся красавцев, похитил деву, бросив ее как сноп пшеницы в свою красивую колесницу, запряженную белоснежными конями с золотыми гривами и хвостами. Унеся Феофану на остров, похотливый царь морей нашел укромное место и спокойно, без помех сочетался с ней любовью и лаской. У девы от страха не было сил даже сопротивляться, да и кто ж из людей, смерти подвластных, сможет противиться могучему олимпийскому богу – земли Сотрясателю?! Когда многочисленные женихи, среди которых было немало известных в Элладе героев, узнали, где находится Феофана, они снарядили пятидесятивесельный корабль и отправились на Крумиссу. Посейдон обманул их, превратив Феофану в очень красивую овцу, шерсть которой отливала золотом. Сам он тоже превратился в барана, а граждан Крумиссы превратил в остальную отару. Когда женихи прибыли на этот остров и не нашли ни одного человека, они стали убивать скот, чтобы питаться им. Когда чернокудрый Колебатель Земли увидел, что они пожирают превращенных в овец крумиссян, он превратил женихов в волков. Сам же, как был в образе барана, так и сочетался с Феофаной – овцой, которая в положенный срок родила златорунного барана, которого назвали Крий.
Помня вещание Мойры, этого золотого овна стала выпрашивать у Посейдона Тучка-Нефела. Однако похотливый Энносигей потребовал у богини воздушной стихии, чтобы она возлегла с ним, и Тучке ничего не оставалось, как пообещать Владыке подводного мира сочетаться с ним любовью и лаской на указанном им острове, когда она будет проноситься над морем.
Когда золотой баран с Фриксом и Геллой на спине оказался над морем, разделявшим Сигей и Херсонес, Нефела в человеческом облике, все время сопровождавшая их на небольшой высоте, вынуждена была сдержать свое обещание и отклониться к небольшому острову, что там отдаться Посейдону. Боязливая Гелла, все время смотревшая вверх на свою мать, вдруг не увидела ее над собой. Девочка испугалась и стала в поисках матери смотреть по сторонам и вниз. При виде поднимающихся и опускающихся огромных волн, голова у нее закружилась, и она, испугавшись еще больше, не понимая, что делает, разомкнула руки на груди брата и легко соскользнула со спины необычного златокожего Овна.
Фрикс почувствовал, что сестры сзади нет и тут же услышал внизу слабый всплеск. Он закричал барану, что Гелла упала в море, но сын Посейдона и Феофаны даже не обернулся и не замедлил полета:
– Значит, так соткала ее нить жизни непреложная Мойра, и потом мне самому, как я знаю, осталось не долго жить. Когда мы прибудем в Колхиду, ты принесешь меня в жертву вечноживущим богам, и моя кожа, которую назовут «Золотым руном» будет приносить счастье и благоденствие тем, кто будет владеть ею.
Так ответил златокожий баран человеческим голосом, напоминавшем блеянье овцы.
Море, которое поглотило крохотное тельце Геллы, было названо ее именем Понтом (морем) Геллы или Геллеспонтом. Сейчас этот пролив носит название Дарданеллы и соединяет Эгейское с Мраморным морем, а в паре с Босфором – с Черным морем (Эвксинский Понт).
Некоторые мифографы говорят, что отроковица Гелла сорвалась в море из-за похотливейшего владыки морей Посейдона, который воспылал страстью и к совсем еще маленькой девочке. Он подхватил девочку и умчал в свой пышный чертог, расположенный на дне моря. Тем не менее, несмотря на совсем юный возраст, спасенная царем морей Гелла родила ему здорового ребенка, названного Алмопсом, который, возмужав, настоящим стал морским великаном.
Поскольку, рассказанная история о полете детей над морями на бескрылом баране, да еще златокожем, мало похожа на правду, мифограф перипатетик Палефат (о котором издавна говорят) в сочинении «О невероятном» попытался опровергнуть миф о златокожем баране, унесшем по воздуху приготовленных к жертвоприношению детей. Он говорит, что Афамант, сын Эола, внук Эллина, царствовал во Фтии, и при нем был человек, попечитель его имущества и власти, которого он считал самым верным и очень высоко его ценил. Имя же этому человеку было Крий (Баран). Когда умерла жена Афаманта, он, уже будучи стариком, передал власть Фриксу. Когда Афамант женился на Ино, вторая супруга захотела извести детей мужа от первого брака. Узнав об этом, Баран Крий Афаманту ничего не сказал, а обратился к Фриксу, советуя ему вырваться из этой земли. Сам он снарядил корабль, погрузив на него то, чем Афамант особенно дорожил и наполнил его всяким добром и сокровищами. Среди них была статуя из сплошного золота, и слава об этом шла повсюду. Крий взял на корабль все это, и Фрикса, и Геллу, и отплыл. Во время плавания Гелла заболела и умерла (ее именем и был назван Геллеспонт). Баран же и Фрикс, прибыв в Колхиду, остались там жить, и Фрикс женится на дочери царя колхов Ээта, дав в качестве свадебного подарка золотую статую. Впоследствии, после смерти Афаманта, Ясон плывет на "Арго" за этой золотой статуей, а не за шкурой барана.
Согласно Диодору Сицилийскому, Фрикс море переплыл на корабле, носовая часть которого была украшена головой барана, а Гелла, которой стало дурно из-за морской болезни, свалилась за борт в бурное море и утонула.
Ээт, владыка Колхиды
Когда на горизонте показались величественные заснеженные вершины Кавказских гор, золотой Овн плавно опустился на крутой берег реки Фасиса, что течет на побережье, лежащем на краю света, Колхиды (современная Грузия). Эллины называли Колхидой все Юго-Восточное Причерноморье. Колхами здесь издревле правили Титаны, потомки сияющего бога солнца Гелиоса.
О Колхиде подробно рассказывает древний географ Страбон: Через Колхиду протекает Фасис (современное название Риони) – большая судоходная река, берущая начало в Армении; она принимает притоки – воды Главка и Гиппа, текущие с соседних гор. На реке Фасис лежит одноименный город – торговый центр колхов, огражденный, с одной стороны, рекой, с другой – озером, а с третьей – морем. Страна замечательна не только своими плодами (за исключением меда, который большей частью горчит), но и всем необходимым для кораблестроения. Она производит много леса и сплавляет его по рекам. Жители выделывают много льняного полотна, пеньки, добывают воск и смолу.
Мифограф и историк Диодор Сицилийский говорит, что у златояркого Гелиоса было два сына Титана – Ээт и Перс. Ээт стал царем Колхиды, а Перс – Тавриды, и оба они отличались свирепым нравом. У Перса была дочь Геката, дерзостью и беззаконием превосходившая даже своего отца. Увлекаясь охотой, она в случае неудачи вместо зверей убивала из лука людей, а увлекаясь изготовлением смертоносных зелий, она изобрела так называемый аконит, и испытывала силу каждого зелья, добавляя его в пищу чужеземцам. Приобретя большой опыт в этих делах, Геката прежде всего погубила зельем отца и унаследовала царскую власть. Затем она воздвигла святилище Артемиде, в котором стала приносить в жертву богине приплывающих в ее страну чужеземцев, прославившись так своей свирепостью. После этого Персеида вышла замуж за Ээта и родила от него двух дочерей – Кирку и Медею, а также сына Эгиалея.
Другие уверены, что Геката является дочерью титана Перса и титаниды Астерии (как это изображено на генеалогическом древе богов в мифе №1), хотя некоторые считают ее истинным отцом Громовержца. Геката не только не была женой Ээта, но она вообще не была никогда замужем и осталась девой безбрачной трех перекрестков.
Сын солнечного Титана Гелиоса и океаниды Персеиды, царствовавший в Колхиде, действительно звался Ээтом, и он был братом царя тавров Перса, колдуньи и волшебницы Кирки (римляне ее называли Цирцеей) и критской царицы Пасифаи, прославившейся своей неземной красотой и неестественной страстью к быку (под личиной которого скрывался царь морей Посейдон), от которого она родила чудовищного человекобыка Минотавра.
Первая жена Ээта кавказская нимфа Астеродея родила ему дочь Халкиопу. Вторая супруга океанида Идия родила Ээту дочь Медею (замысел) и сына Апсирта (разрубленный).
Как и его сестра Кирка, Ээт был весьма сведущим в магии и отчасти – в прорицаниях, и потому он давно знал, что к нему прибудет Фрикс на золотом баране и ласково принял мальчика, на щеках которого уже начал пробиваться первый золотистый пушок.
Некоторые говорят, что Ээт сам влюбился с первого взгляда в отрока, который был так же красив, как его отец Афамант. Юный Фрикс еще не мог понять, почему с такой нежностью на него смотрит колхидский царь, но Золотой Овн все понял и решительно защитил мальчика:
– Моя шкура будет еще очень долго приносить благоденствие Колхиде, но только, если Фрикс женится на твоей старшей дочери Халкиопе.
– Я все знаю и всегда буду любить Фрикса, как родного сына. Ты же готовься для жертвы великому Зевсу.
Так с деланым миролюбием ответил всегда суровый сердцем Ээт барану Крию, а Фриксу нежно, но властно сказал голосом, не допускающем возражения:
– Возрадуйся милый Фрикс. Мне очень жаль, что твоя сестра Гелла не долетела до моего прекрасного царства. Но смерть в молодом возрасте – это лучшая награда богов для людей, смерти причастных. Поэтому порадуемся за нее. Тебе же не о чем волноваться. Я воспитаю тебя, как родного сына и когда чуть подрастешь отдам тебе свою дочь Халкиопу. Сейчас же твоего необычного Овна надлежит принести в жертву великому Тучегонителю, всемогущему Зевсу, а шкуру его золотую под надежной охраной в священной роще Ареса – неистового оплота Олимпа, повесим на высокое дерево дуб.
По Гекатею Милетскому, златорунный баран, опять заговорив человеческим голосом, ободрил расстроенного Фрикса и сам попросил принести себя в жертву.
На следующий день сотворили молитву и осыпали Золотого Овна ячменем и солью. Шею ему подняли, срезали совсем немного золотистой шерсти со лба и закололи, но бедра не отсекали, а сначала очень аккуратно сняли с него всю золотую кожу вместе с литыми копытами, которая отныне стала Золотым руном. И только потом останки сырые Ээт сам сжигал на сухих кипарисовых дровах, обильно багряным вином окропляя.
Смуглые колхидские юноши, искрометным местным вином наполнив доверху двуручные чаши, красивыми серебряными кубками всех обносили, от правой страны начиная. Целый день колхи без всякого аккомпанемента заунывным ублажали пением всемогущего бога; громкий пеан Зевсу Крониду – колхидские отроки, вместе с Фриксом пели, славя его, Громовержца, и он на нетленном Олимпе, кустистыми помавая бровями, веселился всем сердцем, внимая.
Гигин в «Астрономии», ссылаясь на ученого поэта Эратосфена Киренского, говорит, что баран даже сам снял с себя золотую шкуру, отдал Фриксу и вознесся на небо, став созвездием.
Золотое руно
Фрикс вместе с царем колхов Ээтом и золотым руном отправился в священную рощу неистового бога кровавой войны Ареса, которая находилась на самом берегу Эвксинского Понта.
Высоко над рощей Арея толпились суровые вершины Кавказских гор, покрытые вечными снегами, ярко сияющими на солнце. Место для хранения сокровища было удачным – со всех сторон рощу окружали неприступные скалы с почти отвесными стенами. Кроме того, роща была обнесена высокой крепкой стеной с единственными запирающимися воротами.
Фрикс залез на указанный Ээтом самый мощный раскидистый дуб, росший в роще Ареса, и повесил на его высокую ветвь еще сыроватое золотое руно. Когда уставший Фрикс осторожно спускался с дерева послышался страшный рев, и у дуба оказался огромный дракон, рожденный исполинской змеедевой Ехидной от незаконного силой Тифона, обуреваемого гордыней; эти чудовищные брат и сестра были произведены на свет Геей, сочетавшейся с бездонным Тартаром. Ехидна была прекрасной с лица, цветоглазою нимфой, но ее часть ниже колен была чудовищным змеем, большим, кровожадным, покрытым сверкающей разноцветной чешуей и потому особенно страшным.
Дракон, прозванный Колхидским, из самой глубокой колхидской пещеры, где до этого он обитал для всех безобидно, был вызван Ээтом, который скармливал ему раз в месяц трехлетку корову или быка. Теперь днём и ночью ни на миг, не смыкая зорких глаз, дракон должен был сторожить висящую на дубе бесценную драгоценность. Золотое руно, согласно древнему прорицанию, должно было стать магическим гарантом благоденствия колхов и их владыки, вися в священной роще бога кровавой войны Ареса на могучем дубе. Ээт приказал Дракону никого даже близко не подпускать к Руну, кроме него самого и его дочери Медеи, которая тоже была колдуньей и волшебницей.
Диодор Сицилийский рассказывает, что царь скифов, который был зятем Ээта, посетил колхов в то самое время, когда Фрикс и его наставник Крий были захвачены в плен, воспылал к юноше страстью, получил его от Ээта в дар и, полюбив как родного сына, оставил ему царскую власть. Наставника же, по имени Крий, принесли в жертву богам, содрали с него кожу и, согласно обычаю, сначала повесили в храме.
Диодор говорит так же, что Ээт получил предсказание от своего прорицателя, что лишится сначала власти, а потом, возможно, и самой жизни, если прибывшие на корабле чужеземцы увезут с собой золотую кожу Крия. По этой причине, а также из-за своей врожденной жестокости Ээт велел приносить всех чужеземцев в жертву богам, так что по всем странам распространилась молва о дикой свирепости колхов, и ни один из иноземцев не решался прибыть в их края. Святилище было обнесено высокой стеной, а вокруг него стояла многочисленная стража из уроженцев Тавриды, о которых среди эллинов рассказывали страшные истории. Так, молва гласила, что святилище окружали огнедышащие быки, а руно сторожил неусыпный дракон, причем само слово "тавры" стали употреблять в переносном смысле, называя так могучих быков, огнедышащими же миф называет их из-за свирепости, с которой они убивали чужеземцев. Равным образом и страж святилища по имени Колхидский Дракон, был превращен поэтами в чудовищное, повергающее в ужас животное, похожее на огромного пятнистого змея. Ээт, как обещал говорящему златокожему овну Крию, перед тем как содрать с него кожу, дал Фриксу в жены свою старшую дочь Халкиопу, которая потом родила ему четырех сыновей. Владыка Колхиды все время боялся, как бы Фрикс не лишил его царства, потому что знаменья предсказали ему, чтобы он опасался несчастий от пришельца, потомка Эола. Поэтому царь, опасаясь гнева богов из-за убийства гостя, ставшего к тому же зятем, выждал несколько лет и коварно убил Фрикса – сильно напоил вином и столкнул его, как бы случайно, со скалы во время совместной прогулки.
Разные рассказы о золотом руне
Некоторые, подобно историку и географу Страбону, рассказывают об основанном Фриксом над притоками Фасиса святилище Левкофеи и оракуле Фрикса, где по понятной причине не приносят в жертву баранов. Некогда богатый, в наше время оракул был ограблен персидским сатрапом Геллеспонтской Фригии, правившим в V веке до н. э. Фарнаком II и несколько позднее царем Боспора Митридатом Пергамским, ибо, по словам Еврипида в «Троянках», после разорения страны страдает божество, не жаждет поклонения.
Страбон же, рассказывает, что в стране диких колхов, как передают, бурные горные потоки приносят так много золота не только в виде песка, но и в виде небольших слитков, что варвары ловят его решетами и даже косматыми шкурами диких зверей и домашних животных. Из этого обилия золота в этой стране, говорят, и возник знаменитый миф о золотом руне, хранящемся в Колхиде.
Действительно, если представить, что в золотоносной реке добывают золотой песок и небольшие слитки с помощью бараньих шкур, то шкура может выглядеть почти золотой от застрявших в ней многих крупинок и слитков, выглядевших, как копыта барана.
Говорят, что суровый Ээт с сердцем жестоким мечтал избавиться так же и от своих внуков, однако боялся разгневать богов, предав их смерти открыто. Однажды он уже испытал силу зевсова гнева, когда Олимпиец хотел его низвергнуть в Тартар за помощь Титанам во время Титаномахии. Лишь, благодаря заступничеству отца могучего Титана исполина Гелия, незаменимого подателя света и тепла на широкодорожную землю и нетленный Олимп, Ээт отделался почетной ссылкой царем в варварскую Колхиду на вечные времена.
Когда сыновья Фрикса и Халкиопы Арг, Фронтис, Мелас и Китисор подросли, они по коварному совету Ээта сели на старый корабль, которым не умели даже хорошо управлять и отправились к своему деду по отцу Афаманту. Далеко они не уплыли и потерпели крушение. Судьба оказалась к ним благосклонна и, спасаясь вплавь на бревнах, братья добрались до острова Дия и остались там жить, благо там была и пресная вода, и разные фрукты.
Время летело и, несмотря на изолированность Колхиды, по всему свету прошёл слух о великом чуде. Все стали говорить про необычное Золотое руно, сияющее, как маленькое солнце, в роще далекой Колхиды на берегу Эвксинского Понта.
Смешанные с верными, тысячи Слухов облыжных носятся по многодарной земле и даже на кораблях по бескрайнему хребту широкодорожного моря; поделиться спешат новостями Слухи друг с другом. Богиня Молва все видит, что в небе творится, на море и на земле, – и все в мире ей надобно вызнать и другим рассказать!
Дошёл слух о руне Золотом и до Эллады. Орхоменцы говорят, что их царь Афамант, часто вспоминая на протяжении своей жизни о таинственном исчезновении своих детей Фрикса и Геллы на спине золотого барана, завещал своим потомкам во что бы то ни стало добыть и вернуть в Грецию это приносящее счастье Руно. Это было еще до убийства Афамантом сына Леарха, когда, ища спасения, его третий сын Меликерт и его мать Ино бросились в море.
Другие рассказы о Фриксе и Нефеле
История о Золотом руне, т.е. о Нефеле, Фриксе и необычном (золотом, летающем и говорящем) баране Крие была изложена согласно классическому варианту Аполлодора, который сам основывался на утраченном «Фриксе» Еврипида, однако есть и другие рассказы о Фриксе.
Гигин так же рассказывает о голоде, вызванном засухой в Беотии. Афамант послал стражника в Дельфы вопросить о том, как вызвать дожди, а Ино подучила того солгать и принести ответ, что мору придет конец, если он принесет Фрикса в жертву Зевсу. Когда Афамант наотрез отказался сделать это, Фрикс по своей воле заявил, что он сам спасет город от несчастья. И вот когда его уже привели в жертвенной повязке к алтарю, стражник из жалости к юноше открыл Афаманту замысел Ино. Узнав о ее преступлении, царь передал свою жену Ино и ее сына Меликерта Фриксу, чтобы тот умертвил их. Когда Фрикс вел их на казнь, Отец Дионис окружил его тьмой и похитил Ино, свою кормилицу. Потом, когда Афаманта поразила безумием Гера, он убил своего сына Леарха, а Ино вместе с другим сыном, Меликертом, бросилась в море. Вакх решил, чтобы ее звали морской богиней Левкофеей, а Меликерта – богом Палемоном. В его честь каждые пять лет справляются гимнастические состязания, которые называются Истмийскими. Когда Фрикс и Гелла, пораженные безумием, посланным Дионисом, бродили в лесу, к ним явилась их мать Туча и привела с собой золоченого барана, сына Посейдона и Феофаны. Она велела своим детям сесть на него, переправиться в Колхиду к царю Ээту, сыну Солнца, и там принести барана в жертву Арею. Когда они сели на барана и он понес их по морю, Гелла упала с него, отчего это море стало называться Геллеспонтом, а Фрикса баран принес в Колхиду. Там Фрикс принес Овна в жертву и положил его золоченое руно в храме Ареса. Фрикса радушно принял Ээт и дал ему в жены свою дочь Халкиопу, которая потом родила ему детей. Но Ээт боялся, как бы Фрикс не лишил его царства, потому что знаменья предсказали ему, чтобы он опасался смерти от пришельца, потомка Эола. Поэтому он убил Фрикса. А сыновья Фрикса, Арг, Фронтис, Мелас и Цилиндр, сели на плот и отправились к своему деду Афаманту.
У Софокла виновницей голода стала сама богиня Нефела, наславшая на землю долговременную засуху из ревности к Ино; в его несохранившейся трагедии именно Тучка была злой мачехой Фрикса.
Совсем иначе говорит о судьбе Фрикса Диодор Сицилийский, опираясь на Дионисия Скитобрахиона: царь скифов, сосед Ээта, полюбил красивого мальчика, получил его от Ээта в подарок и оставил ему свое царство.
О необыкновенной красоте Фрикса немало рассказывают и сами орхоменцы. Он был очень красивым юношей, и в него влюбилась его собственная тетка незаконная супруга Крефея (имя которой Демодика или Биадика, законную жену звали Тиро), а когда он отверг ее, она обвинила его в попытке изнасилования. Мужчины Беотии, завидовавшие красоте Фрикса, поверив жене Крефея, дружно одобрили искупительную жертву лучезарному Аполлону и стали требовать смерти Фрикса. Афаманту пришлось отвести Фрикса на вершину священной горы. Он уже был готов отдать сына жрецу, чтобы тот перерезал Фриксу горло, но тут явился златокожий баран.