Недостатки поверхностны, а достоинства присущи изначально.
Утро. Немного уставшая. Стряхиваю с себя остатки бессонной ночи… Иногда я плохо сплю. В такие дни кажется, что начинаю думать, когда тело к этому ещё не готово. Последние два года встаю почти всегда в шесть. Это моё время.
Время побыть наедине с собой. Иногда с очень ранней чашкой эспрессо и просыпающимся городом или морем… Впереди урок, а сейчас есть время на тишину. Тишина медитативна. Она полна такой пронзительной глубины, она настолько многоголоса.
Моя тишина не про одиночество. Хотя, что уж там, иногда и про него тоже. Но чаще – про что-то очень плотное, тёплое и немного шуршащее. Про ту субстанцию, из которой рождается всё: звуки, слова, день, первые лучи солнца, любимые люди, телефонные звонки, стук шагов моей черепахи, новый урок, слова, которые я буду говорить через час, и энергия, с которой я выйду к людям… Тишина – огромный ресурс для нашей души, а значит, и для самопознания. Ей не нужны оценки и слова. Здесь спрятаны мир и покой.
Как говорил Шекспир: «Нет ни плохого, ни хорошего. Есть только наше отношение к чему-либо». Простыми словами, опыт формируется не столько событиями жизни, сколько нашими их оценками. Это очень важно, потому что мы привыкли думать наоборот.
Наши мысли определяют качество жизни. Пусть эта мысль станет мантрой. Неприятные вещи, действительно, случаются. Но гораздо реже, чем нам кажется. И пасмурная погода, которая вносит коррективы в планы на выходные, в их число не входит. Но сколько раз мы огорчались подобным?..
Когда мы уже расстроены, перестроиться на позитивное мышление сложно. Но если мы внимательны к своим мыслям всегда, расстроенные состояния будут случаться реже. Возникает закономерный вопрос: как оставаться внимательным? Мой ответ: использовать магию йоги и медитации, потому что они помогают замечать мысли, не оценивая, и лучше понимать их природу, а значит, и себя настоящего. Регулярная же практика учит не просто замечать, а контролировать их.
Популяризатор медитации Марти́н Бэтчелор говорит так: «Мы должны быть очень осторожны, чтобы не подумать, что медитация – это процесс избавления от мыслей. Напротив, я бы сказала, что медитация помогает нам творчески взаимодействовать с нашими мыслями, а не зацикливаться на них».
Я хочу, чтобы мы входили в любую из описанных далее техник именно с таким настроением.
♦ Короткими периодами, многократно
♦ В любом месте, в любое время
♦ Главное, регулярно
Конечно, классическая буддийская медитация предполагает соблюдение и других устоявшихся правил (в какое время медитировать, какую позу принимать), и мы их разберём, но прежде важно понять, что медитация – не универсальная практика и не ритуал в религиозном смысле. Правила, которые существуют, существуют для того, чтобы дать нам точку опоры для медитации, а не для бездумного их исполнения. К тому же, мы не монахи, мы – жители мегаполиса.
Часто бывает так, что из отчаяния и намерения раз и навсегда изменить свою жизнь к лучшему, человек кардинально и резко перестраивает своё расписание: утром понедельника – йога и бассейн, среда – беговой день, вечером пятницы – 2 часа непрерывной медитации Тонглен[1], а между всем этим – работа, семья, накопившаяся усталость и ежедневная трёхчасовая дорога до офиса и обратно. Как долго можно просуществовать в таком режиме?..
Если мы хотим результата на длинной дистанции и качественных изменений в себе и вокруг, мы должны ставить достижимые цели, вписанные в контекст реальной, а не предполагаемой жизни. Дело в том, что практики, привезённые из Китая, Тибета и Индии, в основном происходят от аскетов или монахов, а здесь, на Западе, им пытаются следовать домовладельцы – люди, живущие обычной жизнью. Со всем уважением к вековым традициям, я предлагаю честный и, как мне кажется, более реалистичный взгляд на восточные практики в нашем мире, в котором медитация вписывается в контекст городской жизни, а не наоборот.
Многие техники, которые я даю в этой книге, пришли к нам из буддизма, но для их выполнения не обязательно придерживаться особых убеждений или считать себя буддистом. Кстати, буддизм часто практикуют не как религию, а как набор методов, помогающих вести более полноценную жизнь в «непостоянстве и хаосе Вселенной».
Одна из классных цитат на эту тему: «Буддизм – не то, во что нужно верить, а то, что нужно делать». В любом случае, то, чему мы учимся сейчас, есть простое, лишённое всяческого религиозного подтекста упражнение для мозга, которое может сделать нас счастливыми.
Когда мы выделяем время для формальной практики (формальной я называю такую, которую мы выполняем целенаправленно и по определённой технике), мы вырабатываем полезную привычку. Такую, например, как чистить зубы каждый день и начинать утро с чашки эспрессо. Они ведь не тяготят нас, правда? Но делают нашу жизнь лучше! Так это и работает: привычка обеспечивает регулярность, а регулярность гарантирует результат.
Медитировать может каждый.
Давайте приступать!