Если вы хотите знать, для чего вы здесь, как вы можете стать более любящими, как пройти через трудную ситуацию, мой ответ – медитируйте. Разница между молитвой и медитацией состоит в том, что, когда мы молимся, мы просим о чём-то, а когда медитируем, слушаем ответ.
Думаю, каждый говорит с Богом. Кто-то в моменты абсолютной радости и умиротворения, кто-то в периоды отчаяния. Сложно найти более достойного слушателя. Бог терпелив, мудр и понимает все языки. Он для каждого в отдельности и для всех одновременно. Он – основа мироздания и гарантия будущего.
Иногда мне кажется, что Бог существует для того, чтобы мы верили в себя, чтобы терпеливо прислушивались к своим ощущениям и переживаниям, чтобы умели отличить «хорошее» от «плохого».
Сама идея Бога учит быть честными с собой, а честность учит жить своей жизнью. Звучит как пустяк, но каждый, кто пробовал, знает, сколько препятствий на пути человека, живущего жизнью, хоть сколько-нибудь отличающейся от уклада его семьи и социума.
Я сталкиваюсь с ними каждый день… и, когда особенно тяжело, закрываю глаза, делаю глубокие вдох-выдох и возвращаюсь к себе домой. В такое место под сердцем, где могу сказать: «Бог, нам нужно поговорить…» – и он говорит со мной. Всегда понятными словами и родным голосом. Думаю, Бог – наш самый терпеливый наставник.
Этот момент внутреннего единения с собой известным и незнакомым можно сравнить с медитацией. И скорее всего каждый читающий эти строки, сам того не подозревая, однажды или многократно «медитировал».
Стихийная медитация прекрасна, потому что ты к ней не готовишься и ничего не ожидаешь, она случается сама. Но представьте, каким может быть эффект, когда мы приходим в медитацию не от отчаяния, а от намерения заботиться о себе в любом состоянии. Медитация – это навык «просто быть», не оценивая каждую секунду, а проживая её. Навык, который можно развить.
Медитация случилась со мной спустя много лет регулярной практики и преподавания хатха-йоги. Это произошло в Таиланде, где я проводила ретрит. Один из моих учеников предложил найти на острове место для медитации. В течение месяца каждый день после практики мы по часу проводили в буддийских храмах, где молча сидели в медитативных позах, ничего не понимая в том, что мы делаем.
Целый час на каменном полу в тишине и без движения для моего подготовленного тела оказался пыткой. Тогда я поняла, что это – новый уровень, что работа с умом требует того же усердия, терпения и регулярности, что и с телом, когда мы осваиваем асаны. Это было откровением. Теперь, спустя время, я понимаю, что усердия, терпения и регулярности при работе с умом требуется гораздо больше.
Мне хотелось бы написать, что тот месяц в Таиланде бесповоротно изменил мою жизнь, но по возвращении в Москву рутина мегаполиса вытеснила медитацию из моего графика. Поэтому честно будет сказать: изменил, но не сразу. Не корите и вы себя за то, что в один момент не получается перестроить свой мир, который формировался годами – любому семени нужно время, чтобы прорасти… и толика промысла мироздания.
Так, спустя несколько месяцев при невероятном стечении обстоятельств я провожу новый ретрит на Байкале, а прекрасный Ольхон дарит мне встречу с Учителем, под руководством которого я вхожу в мир медитации уже осознанно, а не интуитивно. Правду говорят: «Учитель приходит, когда готов ученик».
Мой учитель Пхра Ачарн Так принял посвящение в монахи в 1991 году, когда ему исполнилось 30 лет. Первые пять лет, как того требуют правила монашеской дисциплины, он провёл в монастыре, где изучал медитацию и теоретические основы буддизма.
В настоящее время Пхра Ачарн Так настоятель двух монастырей: Вата Хуай Кханун в провинции Чианг Май и Вата Па Пэ в провинции Лампхун. Он посвящает много времени обучению медитации и помощи своим ученикам: как Тайцам, так и иностранцам. Он по-прежнему много путешествует и на момент написания этих строк кроме Индии посетил Мьянму, Лаос, Японию, Тайвань, Непал, германию, Австрию, Швейцарию, Голландию, Россию и Монголию.
Основной метод медитации, который рекомендует Пхра Ачарн Так своим ученикам и которому училась я, – развитие сосредоточения ума с помощью наблюдения за дыханием «Анапанасати». А также медитация развития доброты «Метта-бхавана», с которыми мы обязательно познакомимся на страницах этой книги.
Но прежде, чем мы приступим к изучению основ медитации, её техник и тонкостей, я хочу уберечь вас от распространённого заблуждения: медитировать – не значит прекратить думать, потому что медитация не связана с прекращением мышления.
Мышление – это естественная деятельность ума, а медитация – это просто процесс пребывания ума в его естественном состоянии, состоянии открытости для возникающих мыслей, эмоций и ощущений.
Йонге Мингьюр Ринпоче говорит: «Ум подобен реке – как и в случае с рекой, бессмысленно пытаться остановить его течение. С таким же успехом вы можете попытаться остановить своё сердце или дыхание. Но что из этого выйдет?..»
И раз уж мы разобрались с этим, пришло время исследовать Океан, который внутри нас. Приготовьтесь, мы отправляемся в долгое плавание, полное трудностей и чудес или, как говорил классик, невыносимой лёгкости бытия.