Евгений Витковский / Россия / (18.6.1950–2.3.2020)


Поэт, писатель-фантаст, эссеист, автор 12 книг стихотворений (вместе с переведёнными на иностранные языки).

Публиковался во многих литературных журналах, в европейских и российских антологиях. Стихи переведены на европейские и восточные языки. Выдающийся переводчик, организатор и создатель сайта «Век перевода», учитель многих и многих переводчиков России. Вечная память!

«Друзья, не зашибить ли нам дрозда?..»

Друзья, не зашибить ли нам дрозда?

Гамыры хряпнуть, съесть гостинец адский?

Накваситься, не ведая стыда?

Принять на грудь товар безумнорядский?

А может – лучше скушать сильвупле?

Иль засосать любимое лечило?

Иль, чтобы гордо быть навеселе,

добавить «чем тебя я огорчила»?

Не помирать же, упаси Господь,

но похмелиться, меру соблюдая;

отрадней ли медведя побороть,

или степенно слопать сиволдая?

Дерябнуть, затушить огонь в груди,

а если нет, то предложить изволю

под вежливое «в школу не ходи»

четырнадцатиклассную франзолю.

Залить за галстук и за воротник,

потом к матрасу до утра причалить.

и драгоценный малый золотник

с умением крутым уфестивалить.

Неплохо также крепко дринкануть,

нарезаться, уважить тунеядца,

шарахнуть, жахнуть, выкушать, кирнуть,

взгрустнуть, поддать, бухнуть, наотмечаться.

Заправиться, коль скоро стол накрыт,

принять на борт, малек побыть в законе, —

и можно даже полететь с копыт,

и все-таки потом не двинуть кони.

Das gebet, das unter den schwarzen himmeln geboren wurde

Молитва рожденного под черным небом

Упаси атеиста, могучий Аллах,

от визита на нищий советский мальчишник,

от бесплатной горчицы на грязных столах

от газеты «Вечорка» за медный семишник.

Упаси от проезда в метро за пятак,

от больных без больниц, от пустых поликлиник,

от повесток на фронт, от учебных атак,

от обеда в столовой за гнутый полтинник.

От гнилых сигарет, от осадка на дне,

от работы за так в инвалидной артели,

от рубля за бутылку вина «Каберне»

и от двух сорока за вино «Ркацители».

От сгорающей лампы за тридцать одну,

от семейных трусов за последнюю трешку,

от игры в домино, в волейбол и в войну,

от решений ЦК и езды на картошку.

От штрафного броска и от сына полка,

от мичуринских слез, от наркомовских дочек,

от ЧК, от УК, ЦСКА, РККА,

от путевки в Артек, от халата в цветочек.

От чужих протеже на крутом вираже,

от селедки в борще, от соседки-кретинки,

от езды на еже и от феи Драже,

от Вивальди, Гуно, Доницетти и Глинки.

От защиты Руси от коварства Оси,

от запрета на внос, от запрета на вынос,

от цены на джерси и посадку в такси,

от чего-нибудь, словом, скорее спаси нас.

…Отзвучал патефон и застыла игла,

разошлись господа и откланялись дамы,

по Коциту ладья дураков уплыла,

увозя реквизит неудавшейся драмы.

Отпуская ковригу по мертвым водам,

съела мякиш эпоха и бросила корки,

утонула в забытом портвейне «Агдам»

и послала империю на три семерки.

Никуда не поспел пресловутый пострел.

Износились кальсоны. Истлела рубашка.

Заколочен лабаз. И шалман прогорел.

И разбрелся конвой. И закрыта шарашка.

«Возьми да и нарушь условия игры…»

Памяти О.А.М.

Возьми да и нарушь условия игры:

Обиженный простит: так что ж, просить прощенья?

Полкружки теплоты, восьмушка просфоры

И полведра воды – всё таинство крещенья.

Да, лучше б на миру, – но, в общем, наплевать,

Какие там пойдут суды и перетолки,

Не время тосковать, не время торговать,

А время – собирать последние осколки.

Улыбкою ответь на каверзный вопрос,

Скажи, мол, тороплюсь, мол, бьют копытом кони.

Загадок больше нет. Отбит у сфинкса нос.

История мидян ясна, как на ладони.

Она-то позади, да темень впереди,

И ни зарубки нет, ни лодки, ни причала.

Так, не спеша, плетись: куда-нибудь приди,

Где можно кол забить, забывши про мочало.

Не бойся вновь уйти в земной круговорот.

Как сердцу не саднить, коль в нём навеки рана?

Трудись и не ропщи, вот так и жизнь пройдёт:

Привычнее, чем смерть – но лучше, чем нирвана.

«Тень креста завращалась, прозрачная, словно слюда…»

Памяти А (ркадия) С (тругацкого)

Братья завещали развеять свой прах…

+++

Тень креста завращалась, прозрачная, словно слюда,

стала храмом летающим белая тень вертолета.

Это правильно: пылью соленой уходишь туда,

где в небесных морях ждет тебя генерал Фудзимото.

Но якшаться с покойником нынче тебе не с руки,

генералу положено гнить в самурайской могиле,

а тебе – вспоминать, как под Нарвой, заслышав рожки,

восставали в крестах те, кого отродясь не крестили.

Видишь, вышние рати идут на последний удар,

размышлять ни к чему, полумеры не стоят усилий.

У пролива скорбит умирающий град Арканар,

что героям опять не хватает албанских фамилий.

Вековая традиция наша – кто смел, тот и съел,

океан Айвазовского мутен, хотя и неистов.

Никакого прогрессорства, это печальный удел

полоумных актеров, отчаянных униформистов.

Не нашлось тебе места в грядущих бездарных мирах,

но едва ли ты станешь томиться у берега Леты.

Никакого надгробия, ибо развеялся прах

над Москвою-рекой, над холмами зеленой планеты.

Война всех против всех. 1918

Ядовитые газы германской войны.

Дирижабли, прививки, котлы, суррогаты.

Как мы были в те годы бездарно бедны!

Как мы были в те годы бездарно богаты!

То цилиндр, то берет, то картуз, то чалма,

и ходили б часы, только сломаны стрелки.

Эту кашу Европа варила сама,

и она же в итоге оближет тарелки.

Если жалко алмаза – сойдет и корунд.

Если жалко ведра – так сойдет и бутылка.

Первой скрипкою будет какой-нибудь Бунд,

и дуэтом подхватит какая-то «Спилка».

То ли хлор, то ли, может, уже и зарин.

Миномет на земле, а в руке парабеллум.

Аспирин, сахарин, маргарин, стеарин

и пространства, где черное видится белым.

А еще есть Верден, а еще Осовец,

и плевать на эстонца, чухонца, бретонца,

а еще есть начало и, значит, конец —

все двенадцать сражений за речку Изонцо.

А еще ледяное дыханье чумы,

а помимо того – начинает казаться

что на свете и нет ничего кроме тьмы,

комбижира, кирзы и другого эрзаца.

И ефрейтор орет то «ложись!», то «огонь!»

и желает командовать каждая шавка,

и повсюду Лувен, и повсюду Сморгонь,

и не жизнь, а одна пищевая добавка.

И кончается год, а за ним и второй,

а на третий и вовсе отчаянно плохо,

а Россия обходится черной махрой,

а Германия жрет колбасу из гороха.

И события снова дают кругаля,

потому как нигде не отыщешь в конторах

ни селитры, ни серы, ни даже угля,

и никто не заметил, что кончился порох.

Полумесяц на знамени бел и рогат,

окровавлены тучи, и длится регата,

и по Шпенглеру мчится Европа в закат,

незаметно пройдя через пункт невозврата.

Генрих Борк 1608

От Борьки до Васьки, от Васьки до Гришки,

от Гришки до тушинских мест,

и к Ваське опять все на те же коврижки,

и все их никак не доест.

Где лен, где крапива, где хрен и где редька,

где хутор, а где и сельцо.

И все-то равно, что Мартынка, что Петька —

лишь бегай да гладь брюшенцо.

За глупых валахов, за мрачных ливонцев,

за прочих вонючих козлов —

отсыплют поляки немало червонцев,

немало отрубят голов.

Коль рая не будет, не будет и ада,

нет друга, так нет и врага;

прибравши подарки, всего-то и надо

удариться снова в бега.

В Москве ли, в Калуге, в Можае ли, в Туле,

восторгом и рвеньем горя,

уверенно, строгость блюдя, в карауле,

стоять при останках царя.

Прыжки хороши и движения ловки,

но лезть не положено в бой;

вот так он и пляшет от Вовки до Вовки

кружась, будто шар голубой.

При нем торжествует закон бутерброда,

скисает при нем молоко.

Он – двигатель вечный десятого рода,

как маятник деда Фуко.

Не действует яд на подонка крысиный,

тот яд для него – перекус,

и нет на земле ни единой осины,

что выдержит эдакий груз.

…Но облак вечерий закатом наохрен,

но тянет с востока теплом, —

а жизнь коротка, и пожалуй, что по́ хрен,

гоняться за этим фуфлом.

«То ли вздремнуть еще, то ли пора…»

То ли вздремнуть еще, то ли пора

глянуть, взошла ли звезда?

Ночь отлетает, как дым от костра,

кто ее знает – куда.

Знать бы теперь, высока ли цена?

Где ты, флейтист-крысолов?..

Городу Гамельну очень нужна

старая песня без слов.

Время прощения давних обид,

время прощанья в ночи,

молча смотри на поток Персеид

и ничего не шепчи.

Веки прищурь и проверь глазомер,

и тишиной опьяней:

помни, услышится музыка сфер,

если ты помнишь о ней.

Завтра все то же, что было вчера,

жизнь избегает длиннот,

только звучат из колодца двора

семь удивительных нот.

Евгений Зимний, Женины именины

Мой друг, не жалуйся, не сетуй,

а присмотрись-ка к жизни этой,

гляди – в округе

коллекция зловещих тварей,

лепидоптерий, бестиарий,

мир Калиюги.

Здесь, что в Багдаде, что в Дамаске,

уж как-то слишком не до сказки

разумной, вечной.

Здесь лишь войной полны театры,

змея – не символ Клеопатры,

а знак аптечный.

Здесь, раздвигая мрак великий,

сквозят чудовищные лики,

вся нечисть в сборе.

Сочится серою планета,

здесь не Россия и не Лета,

здесь – лепрозорий.

Здесь нет для гордости предмета,

здесь ни вопроса, ни ответа,

ни свеч, ни воска.

Одни отчаянье со злобой.

Не пасовать – поди попробуй,

раз карта – фоска.

Уж как ты спину ни натрудишь —

терпи, казак, никем не будешь,

мест не осталось.

Коль можешь – верой двигай гору,

и ежели судьба не впору —

что ж, бей на жалость.

А перемирье – вещь благая,

ушла война – придет другая,

мы тленны, бренны,

бывает в Пасху панихида,

и даже «Красный Щит Давида» —

предмет военный.

А если мир – подобье Бога?

Не жаль тогда ни слов, ни слога,

но будем прямы:

быть может, разница ничтожна,

но мир, в котором всё возможно —

сон Гаутамы.

Что ж, сон как сон – так пусть продлится,

здесь никакой причины злиться:

вот, скажем, атом,

а вот другой – они не схожи,

так нечего пенять на рожи

российским матом.

Спит мотылек – чего уж проще?

Он видит сон – китайца в роще.

Будить не смейте!

И знайте: право есть у Бога —

взяв человека – хоть немного

сыграть на флейте.

Мелодию, что Он играет,

никто из нас не выбирает

да и не слышит.

Но Божий Дух – во сне и в яви,

где хочет – уж в таком он праве —

живёт и дышит.

«Жертвенный знак треугольной звезды…»

Жертвенный знак треугольной звезды,

свет благотворный.

Поздний закат и скамья у воды

темной, озерной.

Символы я до конца не пойму,

данные свыше.

Всё, что вовек не скажу никому,

Боже, услыши.

Дай лишь возвышенный миг тишины,

внемлющий Боже,

песне, которой слова не нужны.

музыка – тоже.

Долгие годы и тяжкие дни

кратко исчисли,

ну, а потом хоть на миг загляни

в душу и в мысли.

Видишь, не ведает строчек и нот

сердце-бедняга,

И настоятельно в бездну зовет

темная влага.

Детской руке удержать не дано

ворот колодца.

Все остается, что пало на дно,

все остается.

«На доске расставляем фигуры. Итак…»

Николаю Моршену

На доске расставляем фигуры. Итак —

грянул гром в кипарисовой роще.

Генерал Кактотак навидался атак,

отдавая приказы попроще.

Отчего б не предаться великим мечтам?

Мы пустыни пройдем и болота,

не жалея снарядов, займем Чтототам,

говорил генерал ван дер Ктото.

Не приличен мужчине постыдный покой,

а война – это все же наука,

и поэтому надобно взять Анакой, —

говорил адмирал Якасука.

Выл любой чинодрал, объявляя аврал,

наступала великая дата,

удирал адмирал, генерал удирал,

умирать отправляя солдата.

Но, скитаясь по разным местам и скитам,

головою стуча о ворота,

уходил от погонь, пропадал Гдетотам,

еретик Оборжал Якогото.

Относительно тихо на свете сейчас,

но, однако, на этой неделе,

мы боимся, к ответу потребуют нас

эти славные Осточертелли.

Но и этот исход недостаточно крут,

соберутся и тонкий, и тощий,

и потянутся к нам, и кураж наберут

пресловутые Бутти Попрощи.

«Блекнет и догорает…»

Блекнет и догорает

закат на грани ночной.

У переправы играет

келпи, конь водяной.

Влага до пены взбита.

слезы в глазах стоят,

бешеные копыта

обращены назад.

Думай не про копытца,

а присмотрись пока:

мокрый конь превратится,

в юношу или быка, —

ржет он, мечется шало:

но не увидишь дня,

если факела или кинжала

не сможешь бросить в коня.

Утро наступит хмуро,

спрячется в тень беда;

но маячит та же фигура

там, где журчит вода;

там, где темнеет заводь,

и что-то тянет ко дну,

туда, где привычно плавать

синему табуну.

Все же окончить надо,

этот немой разговор.

в сердце тлеет досада,

так подними же взор:

за каледонской чащей

ты разглядишь вдали

смутный, но настоящий

западный край земли.

Загрузка...