Законы режима – это хитроумная сеть правил, созданных не только для того, чтобы наказывать оппозицию, но и для полного контроля над жизнью обычных граждан. В Конституции, которую когда-то восхваляли за её демократические принципы, были внесены многочисленные поправки, дающие диктатору и его окружению безграничные полномочия. Одним из первых законов, который был принят, стала “Чрезвычайная мера безопасности”. Этот закон позволял властям в любой момент арестовывать подозреваемых в “антигосударственной деятельности” без предъявления обвинений и удерживать их в заключении неопределённое время.
Под эту расплывчатую формулировку можно было подвести практически любого человека. Закон действовал как паутина, медленно охватывающая все слои общества. Каждое новое постановление диктатора лишь увеличивало контроль над свободой граждан. Ограничение на свободу слова было введено под предлогом “защиты национальной безопасности”. Это означало, что любые СМИ, которые осмеливались критиковать власть или даже намекать на возможные проблемы, могли быть закрыты в одночасье.
Контроль над СМИ был введён сразу же после прихода диктатора к власти. Все ведущие газеты, телеканалы и радиостанции были национализированы и перешли под контроль государства. Руководителей редакций заменили на лояльных сторонников режима, которые были готовы подчиняться любым указаниям сверху. Публикация любой информации должна была пройти проверку через Министерство правды, специально созданное ведомство, которое занималось цензурой и распространением пропаганды.
Редакции получали строгие инструкции о том, какие темы освещать, как именно их подавать и, самое главное, о чём нельзя говорить. Например, кризис в экономике не освещался вовсе. Вместо этого СМИ активно продвигали нарратив о “национальной угрозе” – внешних врагах, которые якобы планировали нападение на страну. Постоянное нагнетание страха позволило режиму не только отвлекать внимание народа от реальных проблем, но и легитимизировать репрессии против оппозиции.
Телеканалы ежедневно транслировали торжественные новости о “успехах” режима – запуск новых инфраструктурных проектов, улучшение социальных программ (которые на самом деле существовали лишь на бумаге), и даже фальсифицированные данные о росте ВВП. В новостных выпусках диктатор всегда изображался как мудрый лидер, который заботится о народе. Слова критики звучали исключительно в адрес “внешних врагов” и “внутренних предателей”, которые, по версии режима, подрывают стабильность государства. Камеры никогда не показывали пустые полки в магазинах или очереди за базовыми продуктами.
Отдельное внимание уделялось выборным процессам, которые были выстроены как абсолютный фарс. Внешне всё выглядело так, будто демократия в стране существует: выборы проводились регулярно, кампании организовывались, бюллетени печатались, а участки открывались для голосования. Однако за этой иллюзией скрывалась система полной фальсификации результатов. Оппозиционные кандидаты, если такие осмеливались участвовать, подвергались постоянным преследованиям. Их агитационные материалы уничтожались, встречи с избирателями срывались, а в некоторых случаях их просто не допускали до участия под предлогом “нарушений законодательства”.
Фальсификации выборов были отработаны до совершенства. Вечером, перед днём голосования, председатели избирательных комиссий получали закрытые указания – конкретные проценты, которые должны были быть выданы в поддержку действующей власти. Эти цифры заранее согласовывались в министерстве внутренних дел и соответствовали заранее прописанному “сценарию” выборов. Каждый район имел свои заранее установленные результаты, и даже если в какой-то области реальная поддержка режима была низкой, на бумаге всё выглядело иначе.
В день голосования участки открывались в строго отведённое время. Камеры государственных СМИ снимали сцены с участием пожилых людей, которые с улыбками на лице опускали бюллетени в урны, сопровождая это патриотическими комментариями репортёров: “Вот так наш народ поддерживает своего лидера!”. По телевидению регулярно показывали очереди из граждан, которые якобы пришли голосовать за стабильность и процветание. Тем не менее, после закрытия участков начиналась настоящая работа.
Члены избирательных комиссий, контролируемые правительством, вскрывали урны и заменяли настоящие бюллетени заранее подготовленными. Многочисленные жалобы на нарушения просто игнорировались. Те, кто пытался заявить о фальсификациях, рисковали не только потерять работу, но и оказаться в тюрьме по обвинению в антигосударственной деятельности. Наблюдателей от независимых организаций просто не допускали к подсчёту голосов.
Когда результаты оглашались, они всегда выглядели одинаково: подавляющее большинство голосов было отдано за действующую власть. Процент поддержки диктатора всегда находился в районе 85-90%, оставляя лишь мизерную долю для формальной оппозиции, которая, впрочем, состояла из подконтрольных режиму партий. Настоящая оппозиция к этому моменту либо была уничтожена, либо скрывалась в подполье.
В официальных сводках результаты выборов подавались как “праздник демократии”. Власть подчёркивала, что это “выбор народа”, который решил продолжить доверять своему лидеру. Государственные СМИ вещали об “исторической победе”, в то время как улицы оставались пустыми, и большинство людей избегали обсуждения выборов, понимая, что они были лишь спектаклем. Даже те, кто поддерживал режим, знали, что это всё фикция, но страх перед репрессиями удерживал их от любых публичных высказываний.
Главной задачей режима было не просто удержание власти, но и создание иллюзии её легитимности. Законы, фальсификации выборов и контроль над СМИ формировали мир, в котором правда и ложь перемешались так, что люди уже не могли отличить одно от другого. Режим старался, чтобы в сознании граждан возникала картина, где любое инакомыслие ассоциировалось с предательством и хаосом, а поддержка диктатора – с порядком и стабильностью. Но за этой иллюзией скрывался хрупкий мир, где всё могло рухнуть в любой момент, и внутри оппозиции начинала зарождаться надежда, что этот момент уже близок.