О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
Восток и Запад, Азия и Европа были тесно связаны между собой со времен активного освоения бассейна Средиземного моря представителями разных народов, культур и государств. Особенно интенсивным и плодотворным, при всех отличиях античной цивилизации от цивилизации стран Древнего Востока, стало взаимодействие и взаимопроникновение двух начал в эпоху эллинизма, последовавшую за блистательными походами Александра Македонского. Именно наличие этого синтеза Запада и Востока во многом стало впоследствии культурной подоплекой успешной военно-политической экспансии Древнего Рима, расширившего свои пределы от Гибралтарского пролива на Западе до Междуречья на Востоке.
Противостояние Запада и Востока уходит своими корнями в эпоху Античности, когда, собственно, и зародилась западная цивилизация. Противоборство этих двух неразделимых и неслиянных начал было мировоззренческим, культурным, политическим, а нередко и военным – либо Восток шел покорять Запад, либо Запад отправлялся завоевывать Восток. Крупнейшим конфликтом Античности стали греко-персидские войны, когда Восток хлынул на Запад несметными полчищами народов, подвластных великой державе ахеменидов[2]. Ответом Запада стали знаменитые завоевательные походы Александра Македонского; твердая поступь непобедимых фаланг потрясла Восток, и он был покорен. Позже Запад победит в длительных Пунических войнах Рима с Карфагеном, и со временем чеканный железный шаг римских легионов утвердит мощь Империи в Средиземноморье.
Иисус Христос ведет крестоносцев в Иерусалим (миниатюра XIII в.)
Восток, удерживавший позиции и пытавшийся вернуть утраченное в римско-парфянских, а затем и в византийско-персидских войнах, сможет убедительно отыграться в эпоху арабских завоеваний. Покорив Ближний Восток и Египет, дважды взяв в осаду Константинополь и захватив всю Северную Африку, он завоевал Пиренейский полуостров и не единожды вторгался в южные пределы будущей Франции. Запад устоял лишь благодаря прочному щиту пошатнувшейся, но все еще мощной Византийской империи с одной стороны Европы и острому мечу набиравшего силу Франкского королевства – с другой. Перейти в наступление Западу удалось лишь более трех с половиной столетий спустя, когда началась великая эпоха крестовых походов XI–XIII вв.
Крестоносцы выступают в поход (миниатюра XIII в.)
Крестовые походы стали одним из важнейших факторов упрочения могущества западной цивилизации. Произошедшие одновременно с ними монгольские и после их окончания османские завоевания, при всей их масштабности, застопорились на пороге Западной Европы, потревожив и даже покорив ее дальние подступы и окраины, но ничуть не затронув ее сердцевинного стержня. Два столетия спустя после окончания крестовых походов Запад окончательно перешел в уверенное наступление на Восток и не только завершил Реконкисту, отвоевав Пиренейский полуостров у мусульман, но и положил начало эпохе Великих географических открытий и создания колониальной системы.
Так чем же были благородные и бесчестные, прямодушные и вероломные, бесстрашные и малодушные крестовые походы, знаменовавшие зарю восхода цивилизации Запада? Какими были и к чему стремились их участники? Что принесли они Европе и Азии? Об этом и многом другом – героических подвигах и подлых предательствах, славных битвах и коварстве в переговорах, беззаветной светлой любви и беспримерной черной ненависти – расскажет эта книга.