Глава 5 Потребность в «личной силе»

Каждому ребенку важно чувствовать себя значимым и важным, иметь возможность проявлять свою волю и хотя бы немного контролировать то, что происходит. Для обозначения такой психологической потребности будем использовать словосочетание «личная сила». Оно короткое, удобное и хорошо передает смысл.

Потребность в «личной силе» можно описать такими словами:

• Я значимый и важный

• Я могу влиять на ситуацию

• Я могу принимать решения

• У меня есть контроль над тем, что происходит

• К моему мнению прислушиваются

• Мои чувства уважают

• У меня есть право выбора

• У меня получается

• Я могу

• Я умею

• Я знаю

Когда ребенок испытывает дефицит «личной силы», он начинает упрямиться, спорить, протестовать, устраивать истерики и сопротивляться правилам. Он как будто пытается сказать взрослым: «Я тоже хочу хоть что-то решать и на что-то влиять! Хочу, чтобы ко мне прислушивались и чтобы со мной считались!»

Некоторым родителям такое поведение может показаться просто возмутительным. «Ребенок меня не слушается! Он бунтует! Надо показать ему, кто тут главный! Я заставлю его во что бы то ни стало делать то, что я говорю!» У взрослых сразу возникает желание любой ценой добиться от ребенка послушания и повиновения. Но чем больше на ребенка давить, заставлять его с помощью угроз, криков и наказаний – тем меньше «личной силы» у него остается и тем сильнее он будет пытаться восполнить ее дефицит. Возникает эффект пружины – чем больше ее сжимают, тем сильнее сопротивление. Получается замкнутый круг: вы давите на ребенка, он сопротивляется, вы давите еще больше, он еще больше сопротивляется и так далее.

Чтобы лучше понять, что происходит, представьте, что на узком мосту встретились два барашка и уперлись друг в друга рогами. Ни один не хочет уступать. Чем больше давит один, тем сильнее сопротивляется другой. Именно так мы, взрослые, часто боремся с детьми, а они – с нами. В психологии это называется «борьба за власть» или «борьба за влияние».

Если вместо привычной реакции на «плохое» поведение ребенка (гнев, раздражение) вы вспомните, что он просто хочет быть для вас в этот момент более значимым и важным, то сможете реагировать спокойнее и разумнее, не вовлекаясь с ним в борьбу.

Далее мы обязательно поговорим о том, как помогать ребенку чувствовать свою «личную силу». Но сначала давайте посмотрим, какие привычные методы воспитания лишают ребенка этой самой силы.

• Приказы, команды, директивный тон

• Сравнения с другими детьми

• Крики

• Угрозы

• Шантаж

• Негативные ярлыки (лентяй, драчун, плакса-вакса)

• Обесценивание его мнения

• Пренебрежение его чувствами

• Высмеивание

• Сарказм

• Замечания при других людях

• Обидные слова

• Унижение

• Физические наказания


Если вы используете в общении с ребенком что-либо из перечисленного, постарайтесь отказаться от этого в самое ближайшее время. Такие слова и действия взрослых нарушают психологические границы ребенка, подрывают его веру в себя, занижают самооценку, внушают ему, что он не достоин уважения, лишают его «личной силы».

Помните, если часто говорить с ребенком директивным, командным тоном, требовать от него подчинения, повиновения, если не оставлять ему пространства для выражения своей воли, унижать, стыдить, сравнивать, кричать на него, пренебрегать его чувствами – он будет сопротивляться, упрямиться, устраивать истерики, отказываться делать то, что вы просите, делать «наоборот», «назло» и «вопреки» – лишь бы показать вам, что он значимый и важный, что тоже личность и у него есть свое «Я».

Чтобы таких реакций было как можно меньше, родителям очень важно помнить о потребности ребенка в «личной силе» и помогать ему, где возможно, ее проявлять.

Загрузка...