Глава 3 Потребность во внимании

Мы говорили в первой главе о том, что «плохое» поведение ребенка чаще всего указывает на его неудовлетворенные психологические потребности. В этой главе мы рассмотрим одну из таких базовых потребностей. Каждому ребенку жизненно важно чувствовать, что он занимает определенное место в семейной системе, что между ним и значимыми для него взрослыми существует эмоциональная связь, что его замечают, видят, любят, обращают на него внимание.

Представьте, что целый день ребенок ходит с корзинкой, на которой написано «Внимание». Ему очень важно, чтобы в течение дня взрослые эту корзинку постепенно наполняли. Как только внимания в корзинке остается мало, почти «на донышке», ребенок начинает беспокоиться и направляет все свои усилия на то, чтобы ее снова наполнить. При этом ему настолько необходимо внимание взрослых, что он согласен даже на негативное внимание, лишь бы оно было. И это нам очень важно понимать! Для ребенка даже негативное внимание лучше, чем вообще никакого.

Что такое позитивное внимание? Это нежный взгляд, улыбка, добрые слова, приятные прикосновения (обнять, погладить, поцеловать), совместные игры, занятия, разговоры.

Нетрудно догадаться, что негативное внимание – это выражение недовольства в адрес ребенка, строгий и сердитый взгляд, критические замечания, повышенный голос, крики, любые наказания.

Важно помнить: если ребенку не хватает позитивного внимания со стороны взрослых, он будет всеми силами стремиться получить хотя бы негативное внимание в свой адрес. А что для этого нужно? Правильно, «плохо» себя вести. Это гарантированно поможет ребенку привлечь к себе внимание взрослого (замечания, крики, угрозы) и, таким образом, наполнить свою корзинку негативным вниманим. Опытным путем ребенок научился тому, что «плохое поведение» помогает ему получить то, что нужно.

Как дети учатся с помощью «плохого» поведения получать необходимое внимание?

Рассмотрим пример.

Ребенок несколько раз подходит к маме, обнимает ее, зовет поиграть, показывает ей свои игрушки. Мама очень занята и не может отвлечься от своих дел (например, переписывается в телефоне). После нескольких безуспешных попыток обратить внимание мамы на себя, ребенок с ногами залезает на стол и смотрит на ее реакцию. Мама сразу бросает свои дела, подбегает к нему, снимает со стола, начинает ругать за такое поведение и объяснять, почему так делать не нужно. Как вы думаете, насколько велики шансы, что в следующий раз, когда малыш захочет обратить на себя мамино внимание, он снова заберется с ногами на стол? Ведь такое поведение успешно помогло ему получить внимание мамы, пусть даже и негативное. У него сложилась прочная причинно-следственная связь: «Когда мне нужно внимание мамы – надо залезть на стол».

Пожалуйста, помните – ребенок, которому не хватает позитивного внимания со стороны взрослого, скорее всего, будет «плохо» себя вести, чтобы привлечь к себе негативное внимание.

Чтобы этого не происходило (или происходило как можно реже), важно в течение дня уделять ребенку позитивное внимание, чтобы он чувствовал эмоциональную связь с вами.

Вот как вы можете это делать.

1. Без повода говорите ребенку добрые, ласковые слова о том, как он важен для вас, как вы его любите, как скучаете по нему, когда долго его не видите:

• Я люблю тебя

• Я скучала по тебе

• Как я рада тебя видеть

• Я люблю проводить с тобой время

• Мне нравится с тобой играть

• Я люблю с тобой разговаривать (гулять, лепить, рисовать)

• Я так рада, что ты у нас есть!

2. Если ребенок подходит к вам и хочет что-то рассказать или показать, а вы заняты – постарайтесь отвлечься хотя бы на минуту и обратить все свое внимание на него: повернуться в его сторону, посмотреть ему в глаза, если возможно – присесть, чтобы оказаться с ним на одном уровне, выслушать, помочь в том, о чем он просит, рассмотреть то, что он вам показывает.

3. Находите возможность проводить вместе с ребенком качественное время – это настолько важно, что данной теме я посвящу отдельную главу.

4. В подходящих ситуациях говорите ребенку вслух о тех чертах характера, которые которые вы в нем замечаете. Например:

«Мне нравится, что ты такой… (и далее выбирайте зависимости от ситуации): любознательный, любознательный, коммуникабельный, добрый, умный, ласковый, упорный, щедрый, хороший друг, старательный, настойчивый, жизнерадостный, смышленый, добросовестный, ответственный, заботливый, энергичный, понимающий, неунывающий, веселый, смелый, артистичный, улыбчивый, понятливый, шустрый, с отличным чувством юмора и широким кругозором, активный, хозяйственный, фантазер, сочувствующий, с добрым сердцем» и так далее.

5. Отмечайте ребенка вслух за его старания, маленькие и большие успехи. Мы часто радуемся поведению и поступкам детей в глубине души, а говорить об этом вслух забываем. Например, вы можете отмечать то, что видите:

• Вот это да, какая комната чистая!

• Ух ты! Постель застелена!

• Как ровно ты сложил книжки на полке!

• Я вижу, тебе очень нравится рисовать.

• Какие яркие краски ты используешь!

• Я вижу, что ты очень постарался!

• Я вижу, ты сам выбрал себе одежду!

• Я вижу, как аккуратно ты сложил свою пижамку.

• Я вижу, что ты сам убрал со стола!

• Получается очень здорово.

• Могу представить, сколько времени на это ушло!

• Представляю, как долго ты старался!

• Как хорошо ты придумал!

• Я так рада, что у тебя получается.

6. Благодарите вслух, когда ребенок старается вам помочь.

• Спасибо большое тебе за то, что ты… (конкретное действие).

• Спасибо за твою помощь.

• Ты мне так хорошо помогаешь!

• Благодаря тебе я все закончила быстрее.

• Благодаря тебе у нас теперь так чисто.

• Благодаря тебе вещи теперь не раскиданы по полу.

• Я очень ценю твою помощь.

7. Говорите, как вам нравится проводить время вместе.

• Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе.

• Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра.

• С тобой очень интересно.

• Мне очень понравилось, как мы поиграли.

• Я рада, что ты дома.

• С тобой так интересно болтать обо всем.

8. Чаще смотрите на ребенка добрым, любящим взглядом, который сообщает ему: «С тобой все в порядке. Я люблю и принимаю тебя таким, какой ты есть. Я рад (рада), что ты есть в моей жизни».


Если вы будете выполнять хотя бы одну десятую этих простых рекомендаций каждый день хотя бы в течение недели, то увидите, как изменится поведение вашего ребенка и насколько ближе будут ваши отношения. Психологическая потребность во внимании будет удовлетворена, а значит, вести себя «плохо» не будет необходимости.

Чтобы поддержать вас, мотивировать и вдохновить, делюсь с вами историями-отчетами родителей, которые проходили курс «Золотая Середина» и делились о том, насколько спокойно и без раздражения у них получалось реагировать на поведение детей, когда они понимали, почему дети так себя вели. Во многих ситуациях ниже вы, наверняка, узнаете себя. Они помогут вам лучше «примерить» знания из этой главы на себя.

ЕКАТЕРИНА

«Утром готовила завтрак, ребенок как обычно баловался, пытался привлечь внимание. Вместо привычных слов о том, что мама занята и не может сейчас поиграть, я просто обняла его. Помогло отлично: малыш успокоился, не стал еще больше «висеть» на мне и дождался завтрака.

Также удалось несколько раз удержать себя от поучительного и директивного тона. Мы смогли договориться, и в итоге ребенок вел себя лучше».


ЛЮДМИЛА

«Стараюсь с сыном больше говорить, улыбаться, рассказывать, что мы все его очень любим. Заметила: когда он слышит, что его любят, очень радуется и много раз повторяет за мной эти фразы. Еще за собой заметила, что я мало улыбаюсь при общении с ребенком. Чаще выражение лица у меня какое-то строгое… Это стало открытием для меня. Буду обращать на это внимание».


ЮЛИЯ

«Сегодня вечером сын очень устал и проголодался. Мы поздно вернулись из гостей, и он начал ныть, что голодный, а я не успела приготовить ужин. Раньше я бы начала раздражаться, но сегодня я его обняла и сказала: «Я понимаю, что ты устал и голодный, потерпи, пожалуйста, скоро будем ужинать». Он успокоился и перестал ныть. Когда раньше он подбегал что-то сказать или спросить, то я обычно отвечала, не отвлекаясь от своих дел. Тогда он делал что-то запрещенное – бил кошку или собаку, бросал вещи, игрушки. Сейчас стоит просто оставить свои дела, обнять и выслушать, он радостный убегает играть дальше».


ВИКТОРИЯ

«Когда дочь что-то делает, например, уроки, и у нее не получается, она очень злится, прямо кипит вся, может бросить книгу, начать кричать. Раньше такое поведение меня очень раздражало, я могла на нее за это накричать. Но сейчас понимаю, что я сама такая же. Когда пытаюсь что-то сделать, а у меня не выходит – ох, как я злюсь! В общем, вчера мою посуду и слышу – дочка злится. Подхожу к ней, обнимаю, целую, беру на ручки, начинаю с ней, как с маленькой, разговаривать. Она сразу успокоилась, ведь она очень любит, когда я ее ласково обнимаю».


ТАТЬЯНА

«Младший сын разревелся перед сном, отказывался ложиться в кровать, хотел бежать к игрушкам. Я взяла его на руки и обняла, попыталась понять, что он сейчас чувствует: устал, но не наигрался, а еще – не получил достаточно моего внимания. Он еще некоторое время плакал, но лег в кровать, прижался ко мне. На следующее утро он не хотел чистить зубы. Я погасила привычную реакцию раздражения в этой ситуации и подключила игру с его любимыми персонажами, как вы учили нас на курсе. И зубы почистили, и утро не испортили».


МАРИНА

«Мой трехлетний сын рано утром плакал и просил молока. Я ему предложила немного подождать, а он стал плакать сильнее. Собралась ему строго сказать, чтобы не плакал, но вспомнила про потребность во внимании и обняла его. Ласковым голосом сказала, чтобы он тихонечко полежал, а я схожу за молочком. Он сразу успокоился».


НАДЯ

«Старший сын переживал, что я буду его ругать, – он съел на занятии конфеты, которые ему в награду дал тренер. Расплакался, сам признался, что не смог удержаться. Решил, что я его побью, отругаю и накажу. Мне стало стыдно за себя, что он так подумал. Я обняла его, поцеловала и объяснила, что за признание никто не наказывает и не ругает, что я ценю его искренность. Ребенок перестал плакать, улыбнулся, и мы в хорошем настроении пошли домой».


НАТАЛЬЯ

«Ребенок злился, что не будет смотреть мультик. Вместо привычных «сам виноват» я взяла его за руку, посадила к себе на колени и обняла, а потом объяснила, почему принято такое решение. Ребенок успокоился».


ЗОЯ

«Сегодня рассказала мужу про потребность во внимании, и он решил сына обнять, когда тот в очередной раз велел ему уходить. Не молниеносно, но сработало! Сын стал мягче, и конфликт был исчерпан. А еще – в последнее время ребенок любит меняться ролями и просит иногда нас побыть детьми, а он – «папа» или «мама». И вот я, будучи якобы им, села на коленки прямо на дороге, возмущаясь, что нельзя есть мороженое перед обедом. Изображала капризы. Сын просто подошел ко мне и крепко обнял. Видимо, в его понимании именно так надо решать проблемы. Буду пробовать. Это было очень трогательно».

Загрузка...