Ни один родитель в мире не просыпается с мыслью о том, как сделать несчастным своего ребенка. Ни одна мама не говорит себе: «Сегодня я собираюсь кричать на свою дочь, ругать и наказывать ее». Наоборот, каждый день родители дают себе обещания: «Сегодня у нас будет мир. Я не буду кричать и даже повышать голос. Мы постараемся обо всем договариваться по-хорошему – никаких ссор».
Но, несмотря на эти благие намерения, конфликты происходят снова и снова, все идет по замкнутому кругу, повторяя один и тот же сценарий изо дня в день.
Почему так происходит?
В течение своей многолетней психологической практики я не раз замечала, что родителям часто не хватает самых базовых знаний по детской и семейной психологии. К сожалению, этому не учат ни в школе, ни в институте. Получается интересная ситуация!
Для того, чтобы научиться водить машину, мы идем в автошколу. Для того, чтобы летать на самолете, нужно закончить летное училище. Чтобы прыгнуть с парашютом – пройти специализированные курсы. Даже чтобы пользоваться обычными бытовыми приборами, надо внимательно прочитать подробную инструкцию к ним. А когда появляется новая жизнь, и в семью приходит новорожденный малыш, живой человек, которого родителям предстоит вырастить и воспитать, они часто не имеют представления об этапах развития его психики и возрастных нормах и особенностях поведения.
Они не знают, как формируется и развивается мозг и органы чувств ребенка, какие основные психологические потребности у него возникают на каждом этапе развития, чего от ребенка еще пока рано ожидать, а что он уже вполне может делать.
Часто родители не осознают: многое из того, что кажется им само собой разумеющимся и очевидным, ребенку пока непонятно и недоступно для понимания.
Все психические процессы: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, воля, а также способность произвольно контролировать свое поведение и эмоции – все это формируется и развивается у ребенка постепенно, на протяжении всего дошкольного периода жизни, и позже. Поэтому многого ребенок пока еще не умеет, не понимает, не осознает, и ему нужна помощь взрослого, поддержка и обучение, а не критика, замечания, ругань и наказания.
Цель этой книги – помочь вам лучше понимать своего ребенка, его психологические потребности, чувства и эмоции, определять, что им движет, почему он ведет себя именно так, а не иначе, как устанавливать правила и границы без конфликтов, обучать новому, договариваться, развивать эмоциональный интеллект, применять игровой подход в воспитании.
Когда вы начнете лучше понимать причины поведения своего ребенка, вам станет намного легче спокойно и разумно реагировать на его действия. В моей практике были сотни случаев, когда родители после знакомства с базовыми знаниями по детской психологии переставали применять физические наказания к детям, кричать на них и ежедневно ссориться. Они налаживали хорошие отношения даже в тех случаях, когда уже отчаивались что-либо исправить.
Я старалась писать для вас эту книгу не научным, а простым житейским языком, чтобы вам было легко ее читать и получать ощутимую поддержку и помощь.
Прежде чем продолжить, давайте познакомимся. Меня зовут Екатерина Кес, по образованию я клинический, детский и семейный психолог. Психологическое образование получила в 2000 году в Восточно-Европейском Институте Психоанализа в Санкт-Петербурге, окончила факультет клинической психологии. Потом несколько лет училась в Институте Психотерапии и Тренинговых программ, проходила повышение квалификации по специальности «Семейное консультирование», постоянно получала дополнительное образование на различных семинарах и тренингах в России и США. Информацию о моем образовании и опыте работы можно найти на моем сайте psy.ekaterinakes.ru.
Свою психологическую практику я начала в 2000 году, консультировала взрослых, детей и семейные пары, проводила семинары для родителей.
За последние 10 лет я провела для родителей более 350 онлайн-курсов и семинаров по детской и семейной психологии. В онлайн-программах приняли участие более 400 тыс. родителей из 32 стран мира.
Это стало новой страницей моей психологической практики и открыло возможность делиться своими знаниями и опытом с огромным количеством родителей, без всяких границ.
В конце многих глав этой книги вы прочитаете отзывы и истории родителей, которые в разное время проходили мою базовую онлайн-программу для родителей о гармоничном воспитании «Золотая Середина»[1]. Это уникальная, не имеющая аналогов онлайн-программа, которую вы тоже можете пройти в режиме онлайн в любое удобное для вас время. Она предназначена для родителей, которые хотят лучше понимать своих детей, растить их в атмосфере уважения, поддержки, принятия и любви, обходясь без криков, угроз и наказаний. Программа состоит из заранее записанных коротких видео-уроков с разбором ситуаций, с которыми ежедневно сталкивается каждый родитель. Капризы, нытье, истерики, упрямство, нежелание умываться, одеваться, убираться, чистить зубы, бурные реакции на любые запреты и правила и т. д. Домашние задания под видеоуроками помогают сразу же применять в общении с ребенком то, что вы узнаете. Программу можно проходить самостоятельно, а можно – с обратной связью от наших профессиональных психологов. Этот курс[2] с момента создания прошли уже несколько тысяч родителей. Я постоянно получаю письма и видеоотзывы с рассказами о том, какие удивительные перемены происходят в отношениях между взрослыми и детьми, когда первые оставляют попытки менять ребенка и начинают меняться сами. Последнее время все чаще и чаще эту программу вместе с мамами проходят папы, и это замечательно! Ведь очень важно, чтобы родители действовали вместе, сообща, как одна команда, и были единомышленниками в вопросах воспитания.
Желаю вам полезного и продуктивного чтения!