Если бы меня попросили дать всего лишь одну рекомендацию, которая может значительно улучшить взаимопонимание между родителями и ребенком, я бы посоветовала регулярно проводить качественное время вместе. Оно творит чудеса. Дети становятся более покладистыми, сговорчивыми и спокойными. Об этом мне пишут тысячи родителей, которые стараются проводить такое время со своими детьми.
В предыдущей главе мы говорили о том, как важно ребенку чувствовать эмоциональную связь с вами и получать достаточно позитивного внимания. Помните? Качественное время, проведенное с ребенком, как раз прекрасно решает эту задачу.
О чем важно помнить?
1. Старайтесь находить примерно 15–20 минут в день (а если получается, то два раза в день) для такого общения с ребенком, когда вы с ним только вдвоем, ни на что не отвлекаетесь и делаете то, что он хочет. Детям постарше можно так и сказать: «У меня есть 15 минут, и я хочу провести это время с тобой. Во что ты хочешь поиграть?»
2. Занимайтесь в такие моменты тем, чем хочет ребенок. С этим у многих родителей возникают сложности, потому что они привыкли проводить с ребенком развивающие занятия: учить цветам, формам, цифрам, буквам, рисовать, лепить, раскрашивать, складывать пазлы, мозаики и тому подобное. Это все тоже очень хорошо, но мы сейчас говорим именно о таком времени, когда вы занимаетесь с ребенком именно тем, что хочет он. Даже если это никак не связано с обучением чему-то новому.
Например:
• весело кидаться носками
• перекатывать друг другу мячик
• строить башни, а потом ломать их
• валяться и щекотать друг друга
• играть в прятки
• строить домик для куклы
• возить машинки, одну за другой.
• играть в настольные игры
Подойдет все, что угодно, – лишь бы ребенку нравилось, и он делал это с удовольствием. Вам может показаться, что вы бессмысленно тратите свое время, но, поверьте, для эмоциональной связи между вами и ребенком такие совместные игры и занятия очень важны.
3. Важно в это время не отвлекаться на другие дела. Пусть ребенок почувствует, что вы полностью с ним, и он в этот момент для вас самый главный. Поставьте телефон на беззвучный режим, отложите его подальше и посвятите это время ребенку.
4. В это время очень важно не критиковать ребенка, не пытаться чему-то научить, не делать замечаний и не спорить с ним. Просто будьте ему другом, с которым весело играть и общаться. Друзьям обычно просто хорошо и интересно вместе. Если ребенок нарушает правила игры – и пусть. Это не повод прекратить с ним играть – вы можете поддаваться: «Это не по правилам, но если тебе очень хочется сейчас играть именно так – давай поиграем». Если ему наскучило, и он хочет начать другую игру – соглашайтесь. В такие моменты не нужно заниматься воспитанием – просто постарайтесь быть с ребенком «на одной волне» и делайте вместе то, что интересно ему.
5. Скажите ребенку, что будете стараться проводить с ним такое время каждый день, хотя бы чуть-чуть. Вы можете придумать ему название: например, «Наше время», «Наше волшебное время», «Наше времечко», «Время для души» или «Время для игры» – как вам больше нравится.
6. Будьте готовы к тому, что сначала ребенок будет неохотно отпускать вас, когда придется заканчивать совместные занятия. Поэтому, когда вам нужно возвращаться к своим делам, вы можете дать ему какое-нибудь задание. Например, нарисовать или построить что-то, а потом показать вам, чтобы вы удивились. Либо можно пригласить ребенка после совместной игры помогать вам по дому (этой теме будет посвящена отдельная глава).
7. Если у вас несколько детей, то можно чередовать: сегодня вы проводите 15–20 минут качественного времени с одним ребенком, завтра – с другим, послезавтра – с третьим и так далее. Один из родителей может заниматься с одним ребенком, пока другой играет с другим. Адаптируйте идею проведения «Качественного времени» для своей семейной ситуации так, как вам удобно.
Такое времяпровождение поможет вам каждый день укреплять эмоциональную связь с ребенком и уделять ему позитивное внимание. Благодаря этому с ним станет намного легче договориться и у него не будет необходимости привлекать к себе внимание нежелательным поведением.
Вот, что пишут мамы, которые начали регулярно проводить «Волшебное время» с ребенком.
МАРИНА
«Провели сегодня перед садиком 20 минут вместе. Ребенку было легче проснуться, когда он узнал, что мы поиграем в машинки. Оставался радостным до самого садика».
ЕЛЕНА
«Каждое утро бужу девочек в разное время, поэтому с легкостью удается побыть с каждой наедине. Глажу по спинке, обнимаемся, милуемся. Им очень нравится. Положительный заряд для всех нас, и дети становятся сговорчивее. Вечером активно подключается папа. Видимо, мы интуитивно чувствовали необходимость такого времени, и оно стало частью нашего общения».
НАТАЛЬЯ
«Мы стали регулярно проводить время с сыном. Я ему говорю, что мы будем вместе играть, и он выбирает во что. Ему нравится руководить. Играли в машинки, собирали игрушечный дом, играли в теннис с воздушным шариком. Настроение у сына отличное! Мне тоже хорошо. Вижу, как это положительно сказывается на нашем контакте с ним».
МАРИЯ
«Ежедневно стала выделять время на игры, к которым малыш проявляет интерес. Играем 20–30 минут в пластилин, конструктор, машинки – ребенок в восторге!!!»
МАРИЯ
«Дочка очень активно играла, вначале говорила, что ей скучно, но потом разыгралась и придумывала новые и новые сюжетные линии. А когда я пошла заниматься младшей (она проснулась после дневного сна), то старшей дала задание приготовить пирог для кукол. Она с воодушевлением занялась этим и еще минут 20 играла самостоятельно, а потом позвала младшую. Так долго и дружно вместе они уже давно не играли».
ЕЛЕНА
«Каждый день теперь уделяю ребенку качественное время утром и вечером обязательно. Утром, как только просыпается, около получаса проводим вместе за книжками, игрушками (что захочет сын) или просто «веселой возней». Вечером от получаса до часа строим башенки, катаем мячи и машинки. Сложностей не возникало, ребенок доволен, все получают удовольствие».
МАРИНА
«Сегодня с сыном полчаса играли в карты, попросил научить его играть в «дурака». С дочерью делали пирамиду из деревянных брусочков. Все довольны, и я в первую очередь. Это так здорово – проводить качественное время со своими детьми!»
ТАТЬЯНА
«Утром мы играем в конструктор или настольную игру. Один раз. Буквально 10 минут. Действительно, ребенок полон радости. После школы, если у меня совсем нет сил, то я просто сажусь или ложусь на пол рядом с ним, пока он играет. Или вместе идем в кафе перед тренировкой, или на прогулку. Очень заметен результат – ребенок стал спокойнее, добродушнее».
ОЛЬГА
«Играли с сыном в снежки, с дочкой днем читали книжку минут 20. Да, когда отдаешься детям, как вы рекомендуете, действительно устанавливается эмоциональная связь, словно мы одно целое. Мне это нравится. Забавно и весело побаловаться с детьми и самой побыть ребенком. Так здорово, когда никто не критикует тебя, что ты не так что-то делаешь, и не надо стараться понравиться, просто играешь, и все довольны!»
КРИСТИНА
«Сын просил поиграть с ним в паровозик и железную дорогу. При этом хотел, чтобы я сама возила паровоз, а он сидел и наблюдал. Затем попросил, чтобы я раскрашивала его раскраску. Потом отпустил и продолжил без меня. В другой день втроем играли в кота, лису и петуха (сам предложил). Даня был петухом, которого бесконечное множество раз похищали и спасали. Визжал от удовольствия».
ОЛЬГА
«Не всегда удается выделить время отдельно для каждого ребенка. Стараюсь проводить его хотя бы с двумя вместе, играем, во что дети хотят (прятки, жмурки, «горячо-холодно», придумываем ролевые игры, читаем, рисуем, лепим, делаем поделки из бумаги, просто балуемся, валяемся…). Дети всегда счастливы и хотят постоянно со мной играть. Контакт налаживается очень хорошо».
МАРИЯ
«Да, действительно, дети начали успокаиваться, когда они со мной «один на один». Моим сыновьям 9 и 10 лет, и им нравится что-то готовить вместе со мной. Я даю им какие-то несложные задания на кухне, и когда у них получается, они очень довольны. Еще мы играли в шахматы, собирали вместе Лего, рисовали, играли в настольные игры. У нас все замечательно получается, дети обычно довольны и счастливы».