О казачьих войсках в российской армии нужно сказать отдельно. Ещё в старинных летописях упоминались «служилые люди», проживавшие в русских княжествах поблизости от земель Золотой Орды. Они защищали пограничные укреплённые городки, выезжали далеко «в поле» – на разведку или в сторожевые заставы. Уже тогда их называли казаками.
Набеги кочевых племён не прекращались и в дальнейшем. Крымское, Ногайское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства постоянно враждовали с Московским государством. Поэтому роль казачества в защите русских рубежей неуклонно возрастала.
Казачьи территории выполняли роль буфера на южных и восточных границах страны, прикрывая её от набегов степных орд. Служилых казаков освобождали от всех повинностей, снабжали «зельем» (порохом), свинцом и хлебом, но при этом они были обязаны, если потребуется, выступить против врага.
Государство никогда не вмешивалось в уклад жизни казаков. Все главные решения – например, о выборе атамана или объявлении похода – здесь принимали на общих собраниях («кругах»), которые считались высшими органами управления. Эти демократические традиции так или иначе сохранялись на протяжении всей истории казачества.
Шли годы. Постепенно из добровольных союзников бывшие «служилые люди» превратились в российских подданных. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться», – гласила старинная пословица. Казачество участвовало почти во всех войнах государства в 18–20 веках. Многие военные специалисты считали казачью конницу лучшей лёгкой кавалерией в мире, а про самих лихих наездников говорили, что они «рождаются в седле».
Искусные наездники
Успехи казачьей конницы во многом объяснялись умелым применением в боях не регламентированных никакими уставами всевозможных дедовских приёмов – «лава» (охват противника в рассыпном строю), «вентерь» (притворный отход с целью заманить врага в ловушку) и других. Вдобавок ко всему казаки считались непревзойдёнными мастерами разведки и сторожевой службы.
В конце 18 века в русской армии появился лейб-гвардии Казачий полк. Он не только охранял монархов в разных поездках, но и покрыл себя неувядаемой славой, приняв участие во многих сражениях. Позднее гвардейских казачьих частей стало больше.
До революции казачество в России считалось отдельным сословием с особыми правами. Государство отводило казачьему войску землю, которую распределяли между казачьими поселениями – станицами. А уже станичная община во главе с атаманом делила её между казаками.
Казачьи полки создавались по территориальному признаку. Здесь служили земляки и родственники из своей и соседних станиц, знавшие друг друга едва ли не с детства. Всё это способствовало сплочённости подразделений и воспитывало у солдат чувство долга и ответственности.
К началу 20 века в России насчитывалось одиннадцать казачьих войск: Донское, Терское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Уральское, Астраханское, Амурское, Уссурийское, Сибирское и Семиреченское. У каждого из них были собственные цвета мундиров, шаровар, лампасов и околышей фуражек. Всего на их территориях проживало более четырёх миллионов человек – в основном русских.
Казачьи формирования относились к иррегулярным (то есть не входящим в состав регулярной, постоянной армии) войскам империи. Все мужчины казачьих станиц, как только им исполнялось 18, становились военнообязанными и служили до 38 лет.
В полк молодой казак являлся уже в обмундировании, со своим конём и шашкой. Первые три года он числился в подготовительном разряде, где интенсивно обучался воинскому делу. Затем следовали четыре года действительной службы. После этого казак восемь лет находился в постоянной мобилизационной готовности, ежегодно участвуя в трёхнедельных военных сборах. И только потом «строевой разряд» заканчивался и казака на пять лет переводили в запас. Это позволяло государству при сравнительно небольших затратах располагать достаточным числом отлично тренированных воинов. За подготовку казака и несение им воинской службы отвечала вся станица.
Пулемётная команда Сибирского казачьего полка
Верность присяге и готовность по первому зову выступить на защиту отечества всегда отличали казачьи части. Их воины выделялись стойкостью, боевым мастерством и беспримерным героизмом. Свой долг перед родиной они всегда выполняли с честью. Подвиги казаков часто служили примером для солдат и офицеров всей российской армии. Только в Донском казачьем войске за неполные четыре года войны Георгиевскими крестами были награждены 36 тысяч человек.
Уральские казаки в строю
Февральскую революцию казачество встретило настороженно, а к последовавшему за ней Октябрьскому перевороту отнеслось резко негативно. Уже в ноябре новая власть издала декрет, в котором казачество как сословие упразднялось, а все казачьи воинские формирования распускались. Рушился привычный жизненный уклад, и принять это казаки, конечно, не могли.
Вскоре казачьи территории стали основной базой Белого движения, и, расколовшись на два непримиримых лагеря, казачество приняло активное участие в Гражданской войне. После её окончания больше ста тысяч казаков было вынуждено покинуть родину.