Что такое “свобода воли”? Это гипотетическая возможность того, что мы можем принимать решения, не имеющие причины в материальных условия – внешних (обстоятельства нашего рождения, воспитания, жизни) или внутренних (наш ДНК, гормоны, состояние здоровья). То есть существует нечто (очевидно нематериальное), что работает в нас независимо от всего материального. Вариантов тут только два – либо это наше вечное “я” или высшие силы (Бог, дьявол и т. д.). Во втором случае свобода воли состоит в выборе – какой высшей силе мы позволяем использовать наше материальное тело.
Если мы принимаем, что материя первична, а сознание – свойство высокоорганизованной материи отражать материю, то, очевидно, мы должны отвергнуть идею “свободы воли”. Причинность определяет все поступки всех людей.
С этой точки зрения иллюзия того, что у нас есть «свобода воли» – это результат того, что не все причины наших поступков нами осознаются. Есть сознательное и бессознательное (хотя лучше сказать – “неосознанное”). И то и другое определяет наши поступки. То, что осознано, определяется нами как причинно обусловленное. То, что не осознано, определяется нами или как проявление «свободы воли» или как случайность.
Процесс интеграции бессознательного в сознание, то есть осознание, потенциально бесконечен.
Возможно, одним из первых кто заявил, что свободы воли не существует, был Бенедикт Спиноза. Так называемая «свобода воли» по его мнению – это неполнота знаний о мотивах собственного поведения. Каждый человек хочет жить и быть счастливым. Знание – и, в первую очередь, знание о себе – это путь достичь счастья. Здесь Спиноза – продолжатель традиции, идущей от Сократа и Эпикура.
Для Спинозы истина достигается сознательными размышлениями, ведь, по его мнению, в нашем сознании уже живет истина, а всякая неясность идет от недостатка знаний и связана с ошибочностью. Это справедливо лишь отчасти: для того, чтобы узнать что-то, в том числе себя самого, мало размышлений – требуется опыт, а значит деятельность.
Много позже Ницше и основатели психоанализа будут оправдывать бессознательное, иррациональное в человеке, доказывая, что то, что сделает человека счастливым, может лежать и вне рационального мышления, а рациональный самоанализ – не единственный, а порой (с их точки зрения) и не лучший путь к осознанию истины о себе.
Почему так важно, существует «свобода воли» или нет? Это вопрос педагогический и одновременно определяющий, что такое этика вообще.
Если «свобода воли» есть, то
1) цель этики и воспитания – сформировать правильное отношение человека к себе, миру, людям
2) человек сам полностью ответственен за свои поступки – он, а не среда, в которой он вырос или живет
Если «свобода воли» не существует, то
1) цель этики и воспитания – помочь человеку найти, выбрать или создать для него среду, в которой он будет правильно функционировать и потому будет жить более полной и счастливой жизнью. Для этого нужно, чтобы человек осознал, чего он действительно желает и почему, осознал правила, по которым работает реальная жизнь и либо сменил среду в которой он находится либо смирился с теми правилами, по которым работает среда либо нашел благоприятное для себя сочетание смены среды и примирения с ней.
2) человека продукт среды и потому, если быть последовательным, не несет ответственности за свои поступки – его нельзя наказывать, ему нужно создавать другие условия жизни.
Стоит уточнить, что отсутствие ответственности не означает, что человек не может быть насильно изолирован от общества, если его нахождение там неблагоприятно для общества.
Второй подход также констатирует факт, что чувство вины не имеет никакого отношения к “исправлению” антиобщественного поведения человека. Человек, испытывающий чувство вины может многократно повторять действия, из-за которых оно возникает. Вместе с тем, человек может изменить свое антиобщественное поведение на “нормальное” под воздействием других факторов, например, условий своей жизни, уяснения своей действительной выгоды в “нормальном” поведении, может быть, даже, в изменении работы собственных гормонов. Для общества такое изменение, на мой взгляд, вполне приемлемо и его не должно смущать отсутствие видимой виноватости человека.
Если «свободы воли» нет, а все наши поступки обусловлены необходимостью, то воля – это состояние, когда разум следует необходимости. То есть воля и разум – одно и то же. «Воля и разум – одно и то же» («Этика», Б. Спиноза, часть 2, королларий к теореме 49).
Как тогда трактовать то, что мы называем проявлением воли, если свободы воли не существует? Воля проявляется в том, что мы сознательно совершаем какие-то поступки или не совершаем какие-то поступки, чтобы добиться какой-то осознаваемой цели.
Где здесь причина, а где следствие?
Причина – наши действительные потребности (не то, что мы думаем, что хотим, а то, что нам действительно нужно). Следствие – наши действия или бездействия в соответствие с нашим представлением о том, как нам добиться своей цели. То есть потребность-причина заставляет нас в любом случае что-то делать или от чего-то воздерживаться. Цель – это то, как мы представляем свою потребность.
Если наше представление о том, что нам нужно адекватно (то есть у нас адекватная цель) и адекватно наше представление о том, как добиться удовлетворения нашей потребности (достичь нашей цели), то мы необходимо (то есть обязательно) добиваемся своей цели, и это делает нас счастливее и сильнее.
Если наша цель не соответствует нашим действительным потребностям (эти потребности не осознанны, находятся на уровне бессознательного), но у нас верное представление о том, как ее добиться – мы достигаем цели, но действительная потребность по-прежнему остается неудовлетворенной, а, значит, мы не становимся ни счастливее, ни сильнее.
Если цель неадекватна и неадекватен план ее достижения – мы терпим крах в достижении цели и, конечно, опять же остаемся неудовлетворенными и становимся даже более слабыми чем были до того. То же самое, если цель адекватна, но неадекватен план.
Если мы не добились цели – у нас неадекватный план. Если достижение цели не делает нас счастливее и сильнее – у нас неправильная цель.
«Под аффектами я разумею состояния тела…которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее а вместе с тем и идеи этих состояний» (Спиноза, «Этика», Часть III, Определения)
Спиноза все аффекты делит на активные (в которых мы – причина аффекта) и пассивные (причина – вне нас).
Все активные в конечном счете сводятся к желанию. Пассивные делятся на удовольствие и страдание. При удовольствии способности тела (и души соответственно) растут, при страдании – уменьшаются.
Все остальные аффекты (любовь, ревность, зависть, надежда и прочее) – это лишь градации трех основных аффектов или различные их сочетания.
Особенный вид аффектов – познание добра и зла.
«Познание добра и зла есть не что иное, как аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы осознаем его» («Этика», Часть IV, теорема 8).
Отсутствие свободы воли не означает, что человек ни на что не влияет. Человек делает или не делает то, что он действительно хочет. Но что хотеть – не зависит от него. Его истинные желания могут быть сознательными – тогда он именно делает то, что хочет, – или бессознательными (неосознанными) – в этом случае он в той или иной степени реализует и некоторую внешнюю по отношению к нему и, возможно, враждебную ему программу.
Единственный способ повлиять на это – осознание своих мотивов и желаний. Осознавший их человек поступит в соответствии со своими действительными желаниями – а именно себе на благо.
Именно осознание себя – путь к счастью, свободе и изменениям вокруг себя. Это и есть способ увеличения своего знания о себе.
«Поскольку душа познает вещи как необходимые, она имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них»(«Этика», Часть V, Теорема 6)
«Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его»(«Этика», Часть V, Теорема 3)
Нужно как можно чаще задавать себе вопросы: «Чего я действительно хочу? Почему?», «Что я чувствую сейчас? Почему?». И обязательно давать себе на них ответы и докапываться до самого дна. Это и есть способ познать себя. Чуждые пассивные аффекты, навязанные мне, отпадут, отдав свои силы моему стремлению к жизни, моей жизненной силе.
«Счастье не есть награда за добродетель, оно и есть добродетель, и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем страсти, но, наоборот, вследствие того, что наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти» («Этика», Теорема 42, Часть V)
«Если же путь, который, как я показал, ведет к этому, и кажется весьма трудным, однако все же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех под руками и могло бы быть найдено без особого труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко» (Там же).
Воля как свойство человеческой личности – это его (человека) способность воздерживаться от чего либо, к чему его влечет, или делать что-то, что сопряжено для него с неприятными ощущениями, ради достижения некоторой цели.
Без сильной воли вряд ли можно добиться чего-то действительно значительного.
Развитие воли у ребенка и у человека вообще подразумевает некое принуждение делать что-то правильное или не делать что-то неправильное ради получения чего-то, что тот действительно хочет получить (или ради избежания наказания, на худой конец).
По сути это выработка условного рефлекса.
Чем больше число повторений, после которых воспитуемый получает награду, тем сильнее его воля.
Сначала следует приучать воспитуемого терпеть разовое «лишение» ради награды, затем цепочку следует удлинять: больше последовательных «лишений» или более длительные лишения ради достижения цели. Конечно, «лишения» по возможности не должны быть бессмысленными. Они должны соответствовать тем «лишениям», которые в действительной жизни чаще всего приходится преодолевать ради достижения цели.
При этом цель должна быть более существенна, чем лишения. Она должна соответствовать не только тому, что испытуемый хочет, но и его истинным потребностям с тем, чтобы по достижении цели он чувствовал себя удовлетворенным, а не просто усталым. Важно поэтому не только давать цели из категории «что он хочет», но и формировать желания воспитуемого в соответствие с его действительными потребностями, с тем, что действительно сделает его сильнее и счастливее.
«Воспитатель», сам не обладающий соответствующей волей, не сможет довести процесс воспитания до конца, поэтому не сможет воспитать волю и в другом.
Воспитателями воли для ребенка могут и должны быть родители. Взрослого может «воспитывать жизнь» при условии, что у него есть осознанная цель (это первое и обязательное условие) и трудности, стоящие на пути к этой цели не окажутся бо́льшими, чем он сможет перенести. В-общем, это во многом вопрос стечения обстоятельств.
В любом случае, у него должны быть зачатки воли, а испытания, встречающиеся на его пути, должны быть преодолимыми, с тем, чтобы развивать его волю и тренировать для более серьезных испытаний.