В чем смысл жизни? Что такое “хорошо” и что такое “плохо”? Есть ли Бог и какой он, если есть? Эти и другие вопросы часто называют “вечными”. Почему?
На самом не все так называемые “вечные” вопросы должны оставаться вечными. Часть этих вопросов до сих пор существует для многих людей лишь в силу их собственной недостаточной образованности или умственной лени.
Вторая часть вечных вопросов существует в силу того, что мы достоверно не знаем и не будем знать ни того, что было задолго до нас, ни того, что будет в отдаленном будущем, ни сколь угодно глубоко в недра микромира, ни сколь угодно далеко от нас. Мы знаем глубже, дальше, чем знали наши предки, но мы никогда не будем знать все. Мы не знаем всего, но потребность в знании и понимании всего заложена в нашей природе, в природе нашего сознания.
Разум стремится упорядочить все, до чего может дотянуться. Он хочет знать, как нам нужно себя вести в любых возможных где-либо и когда-либо обстоятельствах. Разум постоянно строит прогнозы, предсказания, гипотезы касательно того, до чего пока или никогда не может дотянуться.
В зависимости от обстоятельств наше стремление к “предсказаниям” оборачивается нам добром или злом. Плохо, когда в процессе “предсказаний”, будь то научные гипотезы, утопии, антиутопии, мечты или что либо подобное еще, у нас исчезает критичность. Тогда оценка вероятности нашего “предсказания” оказывается завышенной, а само “предсказание” постепенно превращается в догму, которую следует принимать на веру. Это может стать первым камнем в стене, которую мы выстраиваем на пути к знаниям себе и окружающим. Она может быть тем, что выстраивают на нашем пути другие с выгодой или без явной выгоды для себя. Однажды, по мере накопления “камней”, такие стены становятся ощутимой преградой на пути развития для многих людей, для большинства людей, для человечества в целом.
Книга посвящена, главным образом, устранению этих стен и ответу на ту часть “вечных” вопросов, которая на самом деле вечными не являются.
Ответы на “вечные” вопросы, вообще говоря, являются предметом такой сферы человеческой деятельности как философия.
В свое время Кант сформулировал четыре главных вопроса философии: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что есть человек?. Ответ на первый дает раздел философии, называемый теорией познания, и, в какой-то мере, логика – наука о правильных умозаключениях. Ответы на остальные – главным образом предмет этики и политической философии, которые вместе принято называть “практической философий”.
На наш взгляд, помимо того, что философия отвечает на вечные вопросы, она выявляет три вида взаимосвязей: взаимосвязи между отдельными науками, взаимосвязи между различными формами бытия (материей, сознанием, информацией, энергией и т. д.), взаимосвязи-закономерности истории. Все это тоже в какой-то мере является предметом данной книги.
Почему “Книга для подростков 15–30 лет”? Все очень просто, именно в этот возрастной период формируются лобные доли коры головного мозга. Так что, до 15 лет, скорее всего, читать эту книгу еще рано, а после 30 лет, скорее всего, уже поздно. Но это не точно)