«Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни», – пишет Спиноза в своей “Этике”. Доказывает он это так. Человек свободный – это человек, движимый разумом, а ему на такую ерунду как мысли о смерти времени жалко. Как говорил Эпикур: «пока мы есть, смерти нет, а смерть придет – нас не будет».
Однако же человек разумный ни к чему так не стремится, по Спинозе, как к самосохранению, и ему, поскольку он разумный, совершенно ясно, что рано или поздно его усилия потерпят неудачу – он умрет.
Следовательно у “разумного” человека, на самом деле, два возможных пути. Первый – жить одному и в свое удовольствие и просто не думать о смерти. Второй – думать о смерти и искать возможность «пережить себя» в своих деяниях, творениях и своих детях.
Если человек, пошедший первым путем, все-таки, не думая о смерти и живя поэтому в какой-то мере счастливее, и может оставить после себя значительные деяния и творения, то детей скорее всего он не оставит. Если все будут подобны ему, человечество умрет, умрут и его деяния и творения.
Спиноза отрицает бессмертие души человека как индивидуума и в то же время утверждает бессмертие души всех в Боге (природе) в том смысле, что информация о каждом из нас изначально была в природе (Боге) и навсегда в ней останется. В этом смысле каждый человек бессмертен. Он может не думать о потусторонних вещах, о том, как избежать ада и попасть в рай. Он должен попытаться прожить осознанно свою реальную земную жизнь и это поможет сделать ее радостной.
«…душа наша, поскольку она познает, составляет вечный модус мышления, определяющийся другим верным модусом мышления, этот – третьим, и так до бесконечности так что вместе составляют вечный и бесконечный разум Бога»
Наш разум и мы сами – часть семьи, рода. Род и его разум – часть разума нации, нация и ее разум – часть разума человечества.
Наше высшее стремление – самосохранение, но мы бессильны против смерти. Но наша жизнь – часть жизни рода, нации, человечества.
Стремясь к добру и не имея возможности избежать смерти, мы неминуемо хотим счастья роду, нации, человечеству – тому, что переживет нас.
Душа вечна как идея природы (у Спинозы – Бога, что в его контексте одно и тоже), но кроме этого человек может надолго пережить себя в генах своих детей, в своих творениях, плодах и последствиях своей деятельности и поступков.
Есть аспекты человеческого бессмертия, принимаемые почти всеми, даже атеистами: человек бессмертен в силу того, что все что он делает (и даже все, о чем он думает) имеет последствия в окружающем его мире.
Другой аспект человеческого бессмертия, принимаемый всеми, – продолжение нас в наших детях. Мы бессмертны пока живы наши потомки.
Тезис о том что “рукописи не горят”, то есть информация вечна, так как не обусловлена существованием материи, очевидно, не верен. Любая информация – это слепок, сделанный одной материи на другой – материи мозга, – или некоторое обобщение множества таких слепков. Эти слепки делаются в конкретном месте и в конкретное время. Истинность обобщений всегда относительна – они с какой-то вероятностью истинны для похожего временного отрезка и похожих обстоятельств.
Теперь о том, что касается бессмертия нашего “я”, того, что иногда называется словом “душа”. Для начала нужно разобраться, что такое наше “я”.
“Я” – это то как наш мозг называет связанное с ним тело. При этом мозг не отождествляет себя и “я”, а мыслит себя как нечто, принадлежащее “я”, что с точки зрения эволюции вполне объяснимо. А раз “я” – это название для тела, то оно умрет вместе с нашим телом.
Для окружающих мы будем существовать как идея, информация в их мозге, до тех пор, пока окружающие нас помнят. Мы будем жить в письменных документах, написанных нами и о нас – до тех пор, пока написанное в них будет оставаться понятным читателям и в той мере, в которой оно будет понятно. И, конечно, при условии, что кто-то все это будет читать. Будем существовать на наших фото, видео с нами но только при условии, что на них кто-то будет смотреть или думать о них.
Последствия наших поступков будут существовать даже если бы мы этого не хотели. Впрочем, формы этих последствий также вскоре изменятся под влиянием времени и новых обстоятельств и в новых формах уже нельзя будет узнать наших поступков.
Да, нашу душу не ожидает вечное блаженство, но – хорошая весть – ее не ждут и вечные страдания.