Для взрослых:
1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: ягоды, заяц, мяч, язык, дядя.
2. Взрослый повторяет все названия, выделяя голосом: ЯЯЯгоды, ЯЯЯблоко… и показывает вверху страницы изображение звука букву Я.
3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.
4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву Я. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква Я встречается в слове. Например, рядом со словом «ДЯДЯ» ребенок напишет два раза букву Я и две черточки. Какие еще известные буквы обведем?
5. Просим прочитать необычные слова волшебной страны внизу страницы.
6. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?
7. Не забывайте про игры с буквами на улице.
Игра на улице. Хлопаем в ладошки, если есть буква Я.
Слова: ябеда, явный, ягода, ягуар, ОПАСНЫЙ, яйцо, якорь, якуты, ямщик, КРАСНЫЙ, яркий, ярлык, ясень, ясный, взять, ЖУК, смять, внять, грядка, грязь, ВРАЧ, кляча, князь, лаять, опять, ГРАЧ, паять, прядь, пряжа, рояль, БОРЩ, связь, сеять, сиять смять, снять, КРЮК, таять, фаянс, фляга, шляпа, ягода.
Беседа.
Буква Я. Это настоящее слово. И ты его уже читаешь! Я тебе поздравляю. Ты очень стараешься, и у тебе все получится.
Рассказываем и показываем на конкретных примерах все местоимения. Например, Я – это когда ты говоришь про себе, если я говорю про себя, то тоже скажу Я. Другому человеку в его присутствии говорим ТЫ или ВЫ, если это взрослый человек. Дети как друг другу обращаются? ТЫ или ВЫ? (ждем ответ). Конечно, правильно. Если один ребенок, то ТЫ, если два и больше, то ВЫ. Также рассматриваем ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ОНИ.
Для взрослых:
1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: яблоко, язык, ягоды, заяц, свинья.
2. Нужно узнать, есть ли буква Я в начале, середине, конце слова. Для этого медленно произносим название, выделяю голосом: ЯЯЯблоко. Если буква в слове есть, пишем ее рядом со словом. Ребенок пишет сам или это делает взрослый. Спросите ребенка, какие еще буквы он знает и может написать.
3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточках буквы и предлагает обвести те, которые ребенок знает.
4. Предложите ребенку раскрасить изображения.
5. Спросите ребенка, что ему понравилось. Легко было или трудно?
Беседа и игра.
Предложите ребенку рассказать о себе. Используем букву Я и рисунки.
Например,
Когда мы хотим что-то сказать, у нас в голове появляется мысль. Мы ее можем проговорить. Одна мысль, одно предложение. При разговоре мы делаем паузы, чтобы отделить одну мысль от другой. А когда пишем, используем точку в конце предложения. Давай посмотрим в твоей книге.
В твоей книге есть еще такой значок «?». Я сейчас прочту предложение с этим значком и еще раз, если бы его не было:
«Это твоя игрушка? Это твоя игрушка.» Есть разница? Какая?
Да, это знак вопроса, его так и называют вопросительный знак.
А сейчас послушай:
«Это моя игрушка! Это моя игрушка.» Какая разница? Что может означать значок «!»? Как ты думаешь?
Если очень сильные эмоции восторг, злость испытываешь, хочется кричать, то появляется в конце предложения восклицательный знак «!».
Вот сколько нового ты узнал!