“Человек столько раз человек,
сколько языков он знает.“
Пьер Брантом
Ученые многих стран давно изучают билингвизм и его влияние на детей и взрослых. Если изначально ученые видели только отставание в языковом развитии детей (дети-билингвы часто позже начинают говорить), то сейчас ученые доказали положительное влияние двуязычия на память, сообразительность, быстроту реакции и логику билингвов. Такие дети, как правило, хорошо учатся и быстрее других осваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Кроме того, у детей-билингвов меньше вероятность возникновения когнитивных расстройств в старости или деградации. Дети-билингвы быстрее находят решение проблем, более креативны в подходах решения проблем. Они лучше анализируют ситуацию и яснее мыслят. Дети-билингвы имеют хорошие математические способности и способны концентрироваться сразу на нескольких вещах. К тому же у них хорошо развито и творческое мышление, а соответственно они более изобретательны и находчивы, чем монолингвы.
Конечно же не только плюсы нашли ученые в билингвизме. Есть и минусы. К ним, как я уже упоминала выше, относится задержка в говорении. Им нужно больше времени для накопления нужного словарного запаса. Кроме того, часто происходит наложение одного акцента на другой, вследствие чего часто есть логопедические проблемы (заикание, невыговаривание каких-либо букв и пр.). Дети-билингвы стараются упростить свою речь, поэтому их трудно научить говорить развернутыми предложениями. Часто их фразы состоят из 3–4 слов. Из-за того, что обе языковые системы включены в момент говорения, речь ребенка-билингва может быть медленнее и с паузами. Ребенку необходимо время, чтобы найти нужное слово или выражение на нужном языке. Иногда детям-билингвам труднее адаптироваться в новой компании. Это может произойти из-за того, что они изначально испытывали трудности с освоением одного из двух языков. И эта неуверенность в себе остается с ними на долгие годы. Дети могут сами понимать, что один из языков не на достаточно хорошем уровне и тоже испытывать чувство неловкости при говорении и общении со сверстниками.
Большое значение имеют конечно же и другие факторы, такие как семейное окружение, уровень образования и многое другое. Поэтому, важно создавать для ребенка стимулирующую и поддерживающую среду, в которой он может развиваться и учиться наилучшим образом.
Таким образом, билингвизм – это уникальная возможность для ребенка развивать свои когнитивные, социальные и культурные навыки, но только при условии создания стимулирующей и поддерживающей среды.