“Читая авторов, которые хорошо пишут,
привыкают хорошо говорить.”
Вольтер
Наше общество невозможно представить без языка. Именно язык определяет нашу жизнь и нашу повседневность. Язык – наша система координат в этом мире, и именно он отличает нас от животных. Любой язык представляет собой систему конкретных знаков и символов, систему конкретных правил, характерных именно для данной группы людей в данный период времени. Конечно же, наш язык постоянно меняется и подвергается влиянию других языков. Еще недавно никто и не знал, что такое айпад, смартфон и т.д.
И если свой родной язык ребенок начинает учить еще в утробе матери (да-да, ученые уже доказали, что, еще будучи в животе у мамы, ребенок уже различает не только голос, но и слова мамы), то с иностранным языком дела обстоят сложнее. Много книг написано, что до трех лет ребенка можно научить чему угодно. Наша практика показала, что это не совсем так.
С другой стороны, у нас есть и речь, т.е. функционирование самого языка. Речь зависит от конкретного человека. Таки образом, язык и речь являются двумя сторонами одного явления. Язык присущ обществу, а речь – конкретному человеку.
И проблемы могут быть связаны как с освоением всей системы языка, так и с речью ребенка, т. е. использованием системы языка в общении.
Многие родители заметят, что дети, изучающие второй язык с раннего возраста, позже начинают говорить, часто имеют проблемы с дикцией и произношением звуков. К сожалению, у детей-билингв одна языковая система может наложиться на другую. Именно поэтому так важна поддержка родителей. Не надо отчаиваться, не надо винить себя, не надо торопить самого ребенка! Надо просто запастись терпением и регулярно работать над проблемой.