– Что это?
– Разве уже звонят?
– Как рано!.. Кажется, вот-вот недавно только легли…
– Почему нет солнца сегодня?
– Может быть, солнце проспало?
– Да неужели уже девятый час?
– Ах, я совсем не выспалась!
– И я! И я тоже!
– У меня голова болит!
– А я точно не засыпала!
– Вставайте, вставайте, девочки! Пора! Слышите, как там, внизу, трезвонит Лиза!
Бледные, заспанные, не отдохнувшие за ночь, девочки нехотя поднимаются со своих постелей.
День выдался, как нарочно, пасмурный, и солнце взошло в облаках. Поэтому никто из обитателей Лесного убежища и не заметил ничего необычного в раннем пробуждении.
Утомленные, невыспавшиеся девочки спустились вниз на утреннюю молитву, выпили молока и затем прошли в классную. Марья Андреевна, усталая не меньше их, приказала развернуть тетрадки, взять перья, и начался обычный урок.
Воспитательница на большой черной доске, подвешенной на одной из стен классной комнаты, писала слова и целые фразы. Все девочки, кроме Ляли-малютки, еще не умевшей писать, переписывали их начисто в свои тетрадки.
«Роза – красивый нежный цветок, который хорошо пахнет», – выводила крупными буквами мелом на доске Марья Андреевна.
Саша-растеряша, окончательно потерявшая голову в это необычное утро, не менее тщательно выписывала детским почерком в своей тетрадке:
«Коза плаксивый влажный петух, который от холода чахнет…»
Потом, вместо того чтобы обмакнуть в стоявшую перед ней чернильницу перо, она без малейших колебаний отправила туда собственный палец и была несказанно удивлена, что вместо точки у нее получилась огромная, величиной с медный пятак, клякса.
Не клеилась работа и у других девочек.
Софочка, совсем еще сонная, выводила на своей страничке в рифму: роза – заноза, коза – слеза… колбаса… Дальше этого дело не подвигалось.
Потом началась всеобщая зевота.
Малютка Ляля, чертившая палочки карандашом на отдельном листке бумаги, зевнула первой.
За ней – белокурая Наташа. Еще через минутку – Катя, потом Вера, Наля-сказочница, Маня, Сара, Большая Липа – словом, все по очереди, одна за другой.
За ними следом зевнула и сама Марья Андреевна.
Чтобы развеять себя и детей от невозможной дремоты, Марья Андреевна объявила преувеличенно громким голосом:
– Я буду рассказывать вам сказку, дети, а затем заставлю каждую из вас повторить.
Сделав небольшую паузу, она начала певучим голосом, растягивая слова:
– В некотором царстве, в некотором государстве, – тут молодая воспитательница зевнула еще раз, стараясь скрыть зевок от своих слушательниц, – жил был царь с царицей и с маленьким царевичем. У царевича была забавная игрушка, – опять зевок, еще более продолжительный, – очень забавная игрушка, а именно – небольшое гладкое зеркальце, в котором отражалось все, что он делал доброго или дурного, и…
Снова зевок, который Марья Андреевна всеми силами старается подавить, и опять плавно течет ее сказка:
– Царевич видит в зеркале все свои дурные и хорошие поступки, и… и… и…
Глаза у Марьи Андреевны слипаются, как только могут с непривычки слипаться глаза у впервые поднявшегося с зарей человека. Она делает еще одно усилие побороть сон, широко раскрывает глаза и неожиданно замечает странную картину.
Ее маленькие девочки, начиная с Большой Липы и кончая маленькой Лялей, громко и дружно всхрапывают, упав головками на свои тетради. Девочки спят. Двенадцать головок, забыв обо всем, видят свои сонные грезы. Только двенадцать… А где же тринадцатая девочка? Марья Андреевна прекрасно видит, что место вихрастой девочки за учебным столом пустует. Куда могла скрыться эта Кодя? Воспитательница волнуется. Да где же она? Марья Андреевна делает движение, намереваясь встать со стула, но, обессиленная, падает на прежнее место. В тот же миг проказник-сон подкрадывается и к ней, и учительница засыпает так же сладко, как и ее двенадцать воспитанниц, сидящих за столами…