Люди любят темы, которые пересекаются с их жизнью. Бизнесмена или домохозяйку не тронет история о том, как построить карьеру в офисе. Отъявленный холостяк или тусовщица не будут читать рассказы о проблемах родительства. В крутых историях читатели должны узнавать себя.
Ты уже знаешь, что сторителлинг – это история, которая помогает воздействовать на читателя помощью реальных героев и реального сюжета. Это не мифы и не легенды. Даже интуитивно мы считываем, что сторителлинг – это ПРО истории. Но не все истории, которые мы с вами читаем носят такой статус.
Объясню наглядно:
Какие бывают истории?
Бытописание
В них вы делитесь своими жизненными историями. Пишите о том, как летали на отдых или как отметили праздник. Тут будет много глаголов, будет сюжет, будут советы и рекомендации. Но это будет бытовая или описательная история. Здесь нет продаж.
Предлагаю прямо сейчас перейти к практике и написать бытописание, чтобы запомнить, чем бытописание отличается от сторителлинга.
За идею можешь взять воспоминание из прошлого или из детства. А можешь даже пожаловаться на кого-нибудь: расскажи кто тебя обидел и как? Или можешь попросить совет. Фантазируй!
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Бытописание – это история, которая создаётся, чтобы повеселить своих подписчиков. Ну или пожаловаться. Или попросить совет. Это тоже вывод на эмоции. НО! Здесь важны только ТВОИ эмоции и ТВОЁ мироощущение.
Разрывает от негативных эмоций, потому что на почте простоял(а) за маленькой посылкой 3 часа? Пишем пост, изливаем душу – заливаем в соцсеть, находим понимание в виде комментариев и лайков. Успокоились.
Подарили на день рождение щенка? Переполненные радостью, со слезами счастья на глазах и в обнимку с хвостатым (не факт!) пишем пост – заливаем в соцсеть и принимаем поздравления! Радуемся ещё больше.
Не знаешь, как готовить форель в медово-сливочном соусе с конфитюром из кактуса? Не беда! Пишем пост – выкладываем в соцсеть и ловим советы да рецепты! Всё… романтический ужин спасён.
Сторителлинг – это уже другое. И здесь мы выводим на эмоции не себя, а ЧИТАТЕЛЯ / ЗРИТЕЛЯ. И теперь покажу, как трансформировать бытописание в сторителлинг:
Заказал(а) себе посылку с чем-то очень важным. Мало того, что простоял(а) в пункте выдачи 3 часа, так ещё и коробку всю помяли! Надо было заказывать доставку от Мигом.ру. Они-то точно бы всё в целости и сохранности доставили. И причём с курьером!
Подарили на день рождение щенка! Как же я мечтал(а) о таком друге… Он будет меня ждать с работы, мы будем гулять и засыпать вместе. Спасибо тёте и дяде за такой долгожданный подарок. А ещё большая благодарность заводчику «Мой хвостатый друг»: и справки от ветеринара уже все есть, и прививки поставлены, и команда «голос» уже выучена.
Гости вчера весь вечер нахваливали моё новое блюдо, которое я подсмотрела в одной передаче. Теперь я расскажу вам как сделать форель в медово-сливочном соусе с конфитюром из кактуса, чтобы это стало вашим коронным блюдом. Для начала идите в «Четвёрочку» и покупайте … Совет даёшь уже ты!
Теперь попробуй своё бытописание превратить в сторителлинг. Что для этого необходимо? Научиться во всём видеть объект для продажи. Твоя история была про экскурсию – продай туроператора. Твоя история была про полёт к маме – продай билет в конкретной авиакомпании. Ты писал(а) про то, что шоколадка спасла тебя от голода или уныния – продай шоколадку.
Найди это маленькое зернышко и вырасти из него огромное дерево.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Я знала, что у тебя всё получится!
Вот это маленькое зёрнышко, которое прорастает в деревце называется ЦЕЛЬ.
Ну а теперь давай подготовимся к 3 занятию и поговорим об эмоциях. Уже совсем скоро мы вместе будем составлять крутой сторителлинг! Поэтому запоминай!
Все люди делятся на 2 типа:
РАЦИОнальные – воспринимают информацию рационально. С холодной головой всё взвешивают – цифры, факты, инструкции. Всё должно быть четко и по плану.
ЭМОЦИОнальные – воспринимают информацию эмоционально. Они спонтанные и могут совершать незапланированные покупки.
Главная цель сторителлинга – захватить внимание читателя с первых секунд, вызвать на определенные эмоции, чтобы в конце поста донести до него основную мысль. Мысль – это направить человека совершить действие. В продающем тексте – это продажа.
Поговорим об эмоциях
У всех же есть любимые блокбастеры, которые НЕ начинаются со слов «Давным-давно, жил-был какой-то герой…» Нет! Хороший Голливудский фильм. Это важно! Потому что сторителлинг как жанр пришел к нам из сценариев голливудских фильмов. Включаешь этот фильм и проваливаешься в сюжет с первых секунд. Почему? Потому что там кто-то стреляет, кто-то бежит, кого-то ограбили и т.д. Ты не можешь отвести взгляд, потому что в напряженные моменты сжимается всё внутри. Но постоянно в напряжении держать зрителя / читателя нельзя, ему надо передохнУть. Для этого создаются другие сцены с повествовательным сюжетом. А затем снова добавляется динамика. Расслабляем, напрягаем… Вот она эмоциональная раскачка.
В следующий раз – понаблюдай не за сюжетом, а за собой – как ты реагируешь на события, которые происходят в фильме. Я вот, например, как очень эмоциональный человек, могу просто встать и подойти ближе к телевизору… мне прям хочется попасть внутрь экрана и самой совершить какое-то действие.