Итак, что знает мир о святом Шарбеле? В Ливане, неподалеку от древнего города Библос, покоятся мощи святого Шарбеля. Тысячи людей приезжают сюда за помощью как духовной, так и физической.
Юссеф Антуан Макхлоуф родился в 1828 году в селении Бекаа-Кафра в Северном Ливане. Истинно христианское воспитание привило ему страсть к чтению молитв. Впервые Юссеф Антуан познакомился с монашеской жизнью благодаря двум своим дядям-от-шельникам, вслед за которыми он и пришел в скит монастыря Святого Антония.
В 1851 году Юссеф покинул родительский дом и отправился в монастырь для того, чтобы предаться там послушанию. Оттуда он направился в монастырь Святого Марона в местечке Аннайя, где вступил в Маронитский орден, приняв имя Шарбель, принадлежащее одному из мучеников Антиохийской церкви II века.
5 ноября 1853 года Шарбель принял монашеский обет в монастыре Святого Марона, а затем продолжил изучение богословия в монастыре, расположенном в Кфифане.
В сан священника он был посвящен 23 июля 1859 года в Бкерки. Проведя 16 лет в монастыре Святого Марона, 15 февраля 1875 года он отправился в скит Святых Петра и Павла, который принадлежал монастырю. В качестве затворника, проводившего все свое время в молитвах, Шарбель прожил 23 года.
16 декабря 1898 года, служа святую мессу, Шарбель почувствовал сильное недомогание. Он умер в канун Рождества, 24 декабря 1898 года, и был похоронен в склепе монастыря Святого Марона.
Несколько месяцев спустя вокруг его могилы появился ослепляющий свет. А 15 апреля 1899 года местная полиция искала в горах преступника, совершившего убийство. Увидев свечение около монастыря, полицейские поспешили туда. Они потребовали у настоятеля открыть склеп, полагая, что именно там скрывается преступник. Монахам ничего не оставалось делать, как уступить просьбе полиции.
Монахи направились к склепу. Казалось, прошло совсем немного времени с тех пор, как по этой узкой, занесенной снегом горной тропинке они несли хоронить бренное тело 70-летнего монаха-отшельника Шарбеля. Те из них, которые недавно прибыли в монастырь, знали об этом монахе только то, что он последнюю четверть века провел в отшельничестве, занимался физическим трудом, выращивая на небольшом огороде овощи и фрукты, питался один раз в день, зато охотно лечил крестьян, которые шли к нему со всей округи.
Правда, до монахов доходили слухи о том, что на второй новогодний день жители Аннайи увидели над монастырем Святого Марона, поблизости от которого покоилось тело Шарбеля, яркое свечение. В то время в горах не было электричества, поэтому явление привлекло внимание многих окрестных жителей. Как это ни удивительно, свечение продолжалось многие месяцы.
И что же увидели монахи и полицейские?
За четыре месяца вешние воды заполнили склеп, затопив усыпальницы всех монахов, почивших в том же году, что и Шарбель. Только тело Шарбеля не было тронуто ни водой, ни разложением. Его лицо и руки обволакивала грибковая паутина, тонкая, как вата. Полицейские, да и сами монахи, не знали, что и думать.
Расчистив «вату», вторгшиеся в гробницу, – а их было семь человек, – увидели лицо не умершего, а спящего человека с испариной на лице в виде сукровицы (жидкости розового цвета). Все члены тела были гибкими и эластичными, в склепе не чувствовалось трупного запаха.
Тело Шарбеля переодели в сухую одежду и перенесли в монастырь. Пригласили известных врачей, которые дружно констатировали смерть монаха, но… Шарбель продолжал «потеть», приходилось буквально каждый день менять ему одежду. Монахи, уставшие от этой работы, решили «посушить» его на солнышке. Однако четыре месяца такой сушки не дали результата. Шарбель продолжал «потеть» сукровицей.
Вновь собрался врачебный консилиум, на который приехали доктора даже из Бейрута, которые, исключительно в интересах материалистической науки, предложили удалить внутренние органы почившего монаха. В результате проведенной над Шарбелем операции были удалены все органы из полости его живота. Но тело по-прежнему не разлагалось, продолжая «потеть» и оставаться эластичным.
Специалисты терялись в догадках. Была выдвинута версия о том, что все дело в особом питании бывшего монаха, но, как оказалось, он всегда разделял трапезу со своими братьями-от-шельниками.
В 1909 году тело Шарбеля поместили в гроб со стеклянной крышкой и выставили на обозрение. Вот тут-то и началось настоящее паломничество к святому Шарбелю – так окрестили его ливанцы. Но Ватикан еще не признавал монаха святым – ведь для канонизации необходимы точно установленные и тщательно задокументированные проявления прижизненной и посмертной святости. Но вскоре оказалось, что Шарбель, являясь к больным и впавшим в отчаяние людям, действительно творит чудеса – исцеляет психически больных, поднимает на ноги парализованных, возвращает зрение слепым, слух – глухим, надежду – разуверившимся.
Розоватая жидкость тем временем продолжала вытекать из тела. Однако за 17 лет, прошедших со дня смерти монаха Шарбеля, не появилось признаков телесного разложения: запах мирно спящего человека не исчезал, кожа оставалась светлой, все члены тела также сохранили гибкость.
В 1927 году тело Шарбеля положили в цинковый гроб, этот гроб поместили в деревянный. Склеп для упокоения тела сделали с двойными стенами, чтобы туда не могла попасть вода. Однако в 1950 году служители вдруг заметили, что стены и этого склепа стали промокать, с них стекала все та же студенистая розовая жидкость.
Пришлось вновь вскрывать оба гроба. Математики подсчитали, что если Шарбель в день теряет 3 грамма жидкости, то за 66 лет он должен был потерять 75 килограммов своей массы, то есть превратиться в мумию. Ученые и врачи терялись в догадках, почему этого не случилось.
«Опьяненный Богом» – так называется книга Поля Дахера, которая вышла в одном из крупнейших издательств Ливана еще в 1965 году. Она принесла Шарбелю мировую известность. А спустя семь лет, в 1977 году, монах Шарбель был официально признан Римом святым. Состоялась соответствующая церемония. В торжественной обстановке Папа Римский официально провозгласил монаха Шарбеля святым.