Пленница гениального художника

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Н. Гумилев Волшебная скрипка

1.

На выставке было многолюдно, шумно и в какой-то мере даже весело.

Артур Манн оставался в центре внимания до самого закрытия. Все подходили к немцу с восторгом или тайной завистью и говорили о том, что он лучший, что мир еще не ведал такого шедевра.

– Ничего, это только начало, – повторял молодой человек.– Вы увидите шедевр, который заставит вас онеметь о слепнуть. И я сделаю все для того, чтобы это случилось. Я сделаю все.

– Что тебе для того нужно? – услышал он голос рядом.

– Остров, остров в океане, где не будет ни одной живой души, но будет маяк. Остров с маяком, этого достаточно, чтобы появилось лучшее полотно в мире.

– Желания исполняются, – повторил все тот же голос, вероятно чтобы испугать нашего творца, но тот только рассмеялся и захлопал в ладоши.

Неужели ему так мало надо для счастья и творчества. А счастье он видел только в творчестве, все остальное отходило на второй план.

2.

И появился остров. Именно такой, о котором он и говорил – практически необитаемый остров, но с маяком.

Маяк едва мерцал в кромешной тьме, Но это вовсе не смутило художника, он самодовольно решил, что, как только будет готов шедевр, маяк засверкает, как Жар-птица в темном небе, и это станет знаком, что на свет появился шедевр. Если такого не случится, то он забросит полотно в море и начнет творить новое. Так будет до тех пор, пока маяк не загорится, превратившись в Жар-птицу в темном небе. Уран зажигал первые звезды, и мрак постепенно отступил, ему же на острове нужна только одна звезда, но самая ярка и самая прекрасная. А в остальном, чем он не Уран? Только с одной оговоркой, никаких Кроносов или Зевсов – никаких детей, ведь они рано или поздно свергнут отца. Он изучал мифы, он знает, как нужно действовать, чтобы получить власть над миром и бессмертие. Он будет учиться на чужих ошибках, и у него все получится. Иначе не стоило затевать всего этого.

3.

Артур работал вдохновенно, забыв о времени, об отдыхе, о жизни, ни о чем не желал он вспоминать. Но маяк по-прежнему едва мерцал, чего-то ему сильно не хватало.

– Я стал забывать голоса и лица людей, писать по памяти очень тяжело, модель, мне нужна модель, -бормотал он, вглядываясь в то, что было написано, – без нее не обойтись. На острове он научился говорить сам с собой, чтобы не забыть человеческую речь.

И тут же он услышал ответ все от того же таинственного незнакомца, почему-то вызывавшегося ему помогать. Сам художник считал его своим Ангелом- хранителем и не хотел думать о том, что это может быть кто-то другой.

– Ты погубишь девушку, ей тут не выжить. Подумай хорошенько, нужен ли тебе шедевр созданный ценой жизни другого человека.

– Да, да и да, – самозабвенно повторял он, – я подарю ей бессмертие, разве это не достойная плата за то, что жизнь ее может стать чуть короче, чем было задумано Богом?

Ничего не ответил тот, исполнявший его желания. Но вскоре рыжеволосая прекрасная девушка появилась в замке у художника, именно такую ему и хотелось обессмертить. Все в его жизни в тот момент было так хорошо, что становилось даже немного страшно. И с новой страстью принялся он за работу. Он часами писал свой шедевр, упиваясь тем, что было уже сделано, радуясь тому, что сделать еще предстояло.

Только иногда Арту ловил себя на мысли, что Марта может и не разделять его восторгов и его страсти к творчеству. Ведь никто не спрашивал ее согласия, когда ее сделали его пленницей. Она не была в него влюблена, не была его поклонницей, что могло оправдать ее не слишком завидное положение и затворничество. Но он быстро прогонял от себя эти мысли и снова погружался в работу.

За все время он ни разу с ней не поговорил, не поинтересовался ее жизнью, ее желаниями, боясь ли узнать правду или просто испытывая к ней лишь равнодушие.

А уж когда он заметил, что маяк стал гореть значительно ярче, то угрызения совести и вовсе его оставили – творчество, ничего кроме творчества его не волновало и не беспокоило,

4.

Через месяц, когда работа над полотном была в разгаре, и все получалось – он это кожей чувствовал, Артур все-таки заметил, что девушка печальна и отрешена. Она едва его слышит и с трудом выполняет команды повернуться в одну сторону или переместиться в другое место. Ему даже показалось, что она не понимает, о чем он ее просит.

Сначала это привело художника в ярость, он отбросил кисть и рванулся к ней. Но остановился так же порывисто, попытался даже улыбнуться, ведь она ему нужна больше, чем он ей. Но тут же решил, что нужно быть твердым в своих намерениях, не хватало еще идти на поводу у капризной девицы

– Ты выйдешь из замка и уйдешь, куда хочешь, но для этого я должен закончить картину на этом маяке- это место силы для меня. А потом мы вернемся в тот мир, откуда пришли, и он будет у наших ног.

На самом деле художник не собирался делать ее своей возлюбленной и тем более женой, у него и мыслей таких не было. Но надо было подарить надежду. Самое главное вселить в душу надежду и веру. А исполнять обещанное совсем не обязательно. Но это теперь, сейчас поможет оживить Марту. А что ему нужно, кроме того, чтобы вернуть ее к жизни?

И он добьется своего, чего бы это ни стоило. Если потребуется, он даст ей и не такие обещания. Но ведь, как говорил его приятель: « Обещать – не значит жениться».

И трюк его сработал. Девушка оживилась, заулыбалась, слух и сообразительность вернулись к ней. Работа закипела. Какая-то особая атмосфера теперь царила в его мастерской. Луна и звезды светили ярче, и Маяк – он горел не переставая. Вероятно, сила его огня зависела от того вдохновения, которое окрыляло творца.

5

А потом сама Марта стала рассказывать ему во время сеансов историю о том, что на этот остров привез королевский сын Генрих свою возлюбленную Марту, они не могли пожениться, но расставаться он с ней не собирался.

Когда Генрих отправился в дальнее плаванье – таков был приказ короля, он взял с Марты клятву, что она его дождется. И девушка не собиралась нарушать ту клятву. Только случилось кораблекрушение, и королевич погиб, он не вернулся назад. Но темная богиня все время уверяла ее, что ее возлюбленный вернется, если огонь на маяке не погаснет.

– Позволь ему вернуться к тебе, – твердила богиня.

И девушка охраняла свой маяк и упорно ждала своего Генриха.

– Какая интересная история, – между делом подумал Артур, – но такие бывают только в мифах и легендах, а жизнь проще и прозаичнее. Хотя пусть его пленница забавляется такими историями, он и сам готов был придумать что-то подобное, потом, когда работы станет чуть меньше.

Через несколько дней она рассказала, что ей приснился странный сон.

Артур так был увлечен работой, что даже не спросил, что это был за сон. Но она начала рассказывать сама.

– Мне снилось, что ты закончил свою картину, и она была великолепной

– Так и будет, – уверил ее он, – еще что-то было в твоем сне?

Он насторожился. Не могло же только это так встревожить ее, она переменилась в лице, словно бы постарела и подурнела

– Да, – тихо говорила Марта, – было и еще кое-что, картина была закончена, но ты сказал, что никогда и никуда меня не отпустишь, что я навсегда останусь в этой башне с маяком

– Какая чушь, как можно верить таким снам. Я тебе обещал, мы сразу отправимся в город, на выставку.

Он снова углубился в работу, но Марта почувствовала, что сон был вещим, что она останется пленницей на острове.

6.


Ночью началась страшная гроза. Скрипели рамы, двери готовы были сорваться с петель. Молнии ослепляли, оглушал гром. А после разговора с Артуром она поняла, что все это подтверждает ее плачевное положение.

Она, не отрываясь, смотрела на Маяк, он был виден из окна комнаты. Наверное, та Марта тоже так же на него смотрела и ждала своего Генриха. Но ей не было страшно, потому что она любила ее, он обещал вернуться.

Ты просто должна сбежать, – услышала она женский голос таинственной незнакомки, – тебя с ним ничего не связывает, он безумец, одержимый творчеством. Твоя жертва будет напрасной. Мне просто жаль тебя

– Но он прекрасный художник, – пробовала возражать Марта, – А разве злодейство и гений могут быть совместимы?

– Ты хочешь положить жизнь к ногам насильника, ведь он тебя совсем не любит, разве ты не поняла этого до сих пор?

Она снова взглянула на маяк, света его было совсем не видно, кажется, в тот момент он погас. Это заставило Марту застонать от отчаянья. Незнакомка была права. А разве сама она не повторяла таких же фраз много-много раз. Но потом забывала и снова на что-то надеялась, во что-то верила.

Наконец она сказала о главном, о том, что было, увы, печальной реальностью

– Моя жизнь там совсем пуста и никчемна, а здесь есть хоть что-то: портрет, гениальный художник, туманное будущее.

– Ты уже почти погибла для мира, совсем немного осталось. Но он не заменит тебе потерянный мир.

– Мне осталось сложить из Льдинок слово Вечность, – пробормотала Марта. Но собеседница то ли не поняла, то ли не услышала ее. Марта почувствовала, что она осталась совсем одна. Ей хотелось сходить в мастерскую и посмотреть, как там ее художник. Жив ли он, а если жив, то почему не поинтересовался даже все ли с ней в порядке

7.

Поборов в душе страх, ровно в полночь она пробралась в мастерскую.

Там никого не было, темно и жутко. Куда он делся, где его искать она не ведала. Полотно оставалось на привычном месте, и она поднесла факел и отдернула покрывало. На нее смотрела великолепная девица. Она была безмерно хороша, она улыбалась и кажется, говорила:

– Это мой художник, оставь нас в покое, убегай, там есть лодка, ты доберешься до города, но не оставайся больше здесь.

Марта хотела напомнить о том, что он обещал быть с ней. И тут она услышала звонкий пронзительный смех. Смеялась Рыжеволосая на полотне.

– Какой же надо быть наивной дурочкой, чтобы поверить художнику, пусть и гениальному художнику, тем более гениальному. Он скажет всем, что сама Афродита ему позировала, что на острове она была с ним, а вовсе не ты, хорошенькая, милая простушка. Да ему королевы теперь мало.

Марта торопливо поставила факел на место, набросила покрывало на полотно, ей не хотелось видеть главную Соперницу, превосходившую ее во всем. Она решила отправиться на берег и посмотреть, есть ли там лодка.

8

Лодка там и на самом деле была. И в лодке сидел прекрасный юноша. Он манил ее к себе и улыбался. Какая у него была улыбка. Она почувствовала, что влюблена, что пропала. Думать и размышлять о чем-то Марта больше не хотела. Она вскочила в лодку, завернулась в плащ, который он протянул, и отдала свою судьбу в его руки, как сказала бы ее бабушка Ажбета. Она была колдуньей, настоящей колдуньей, и может быть она решила помочь любимой внучке?

Пока они были в море, оставался какой-то страх и тревога в душе, но стоило только увидеть берег, землю, и все улетучилось и забылось. Словно бы и не было замка, маяка, картины, художника. Это был только сон, странный и тревожный сон.

Марта с удивлением подумала, что даже лицо его она помнила смутно, черты его стерлись из памяти, оставались где-то в тумане. Странно, она провела рядом с ним столько дней, и почти ничего не запомнила.

Юноша высадил ее на берегу, и проводил до дома, из которого в один прекрасный день она бесследно исчезла. Ее некому было искать, родители жили далеко, она бывала у них только на Рождество, да и то не всегда, других родственников и подруг у Марты не было, она вернулась так же незаметно, как и исчезла пару месяцев назад.

Только взглянув на календарь, она поняла, что прошло ровно 46 дней. Там время ее не волновало и не интересовало совсем. Но пора возвращаться к жизни.

9

Артур всю ночь возился с маяком, он не мог допустить, чтобы огонь на маяке погас, ведь это было самым дурным знаком. Ему удалось поддержать тот огонь, ливень не смог его залить.

Усталый и злой он спустился в свою Мастерскую, погасил факел и улегся спать

Спал он на этот раз очень крепко. Ведь у него не было никаких забот- полотно почти закончено, оставалось прописать только какие-то детали. Во сне и пробудившись он думал, что скажет Марте. Какой найдет предлог для того, чтобы попрощаться с ней, как только они окажутся в городе. Он вспомнил про тот сон, который она ему поведала, и стал думать, что можно сбежать незаметно и оставить ее на острове. Пусть о ней позаботится тот, кто привел ее сюда. Он считал, что ни в чем не виноват, совесть его чиста.

Но это будет завтра, а пока он допишет полотно, как ни в чем не бывало и подготовится к отъезду, с ней или без нее, все будет зависеть от их последнего свидания и разговора по душам.

Каким же было удивление Артура, когда и после обеда он не увидел Марты на ее привычном месте в кресле около окна

– Что за черт, куда она делась, жива ли, может гроза так испугала ее, что она лежит в своей комнате бездыханная, может еще жива, и ей нужна помощь?

Но это была не забота о живом человеке, а скорее тревога о потерянной игрушке. От нее не осталось и следа, когда он нигде не нашел Марту, а потом понял, что она исчезла с острова. След от лодки на берегу и следы женских ножек на песке – все говорило, кричало, вопило о том, что она просто сбежала. Предательница, лгунья. Оставалась надежда на то, что она погибнет в открытом море, не доберется до берега

– Я найду тебя, живую или мертвую, и тебе мало не покажется, – бросил он свои угрозы, уверенный, что она их услышит, испугается и вернется. И станет настоящей пленницей, и будет следить всю оставшуюся жизнь за тем, чтобы маяк не погас. Разве это не хорошее наказание за предательство? Никто не посмеет его бросить вот так просто.

Но Марта не услышала его угроз и не вернулась. Ему хотелось увидеть ее, выместить на ней все злость, всю обиду. Да хотя бы по-человечески попрощаться, ведь они 45 дней провели рядом, трудились над полотном, и оно стало настоящим шедевром. Как можно было так просто уйти? Артур не понимал и никогда не поймет этого и никогда не простит,

10


Марта вспомнила разговор в лодке, когда выбиралась с острова.

Она не могла не спросить у своего спасителя, кто он такой и откуда взялся. Он просто улыбнулся, когда отвечал немного туманно, но можно было догадаться о главном

– И в этой жизни ты Марта, но тебе достался Художник, он меня опередил. Но не мог же я, твой вечный возлюбленный, оставить тебя в беде.

– Я бы не изменила тебе и на острове, но мне не потребовалось даже защищаться, – призналась Марта, – он был так поглощён своим шедевром, что меня не существовало вовсе..

– Не радуйся, только потеряв тебя он, сможет понять, кем ты для него была и наверняка попытается вернуть. Он не так слаб, сила и огонь маяка течет в его жилах, он добивается, чего хочет, будь осторожна.

– Обещая мне, что мы вместе вернемся на Маяк, и проживем там эту жизнь, ведь в прошлой ничего не вышло. Не просто же так ты меня спасал, просто надо подождать, пока он все забудет.

С того дня она стала ждать, когда же Генрих вернется за ней, и они вместе отправятся на остров с маяком, чтобы эту жизнь прожить вместе, раз им довелось встретиться.

11

А между тем в городе была организована новая выставка. Всем хотелось взглянуть на тот шедевр, о котором столько говорили. Многих он пугал, святоши уверяли, что без вмешательства Князя Тьмы там не обошлось – без него не обходится ни один шедевр. А слухи подогревались тем, что в те дни умер гениальный скрипач, которого никак не могли похоронить.

Артур был и восторжен и печален. Ему хотелось только одного, чтобы Марта появилась на выставке, взглянула на полотно

– Неужели ей не хочется увидеть то, что я создал? Как она может быть так равнодушна к творчеству. Весь город был здесь в эти дни, и только она одна не соизволит явиться, чтобы разделить с ним триумф? Она предала его дважды, в первый раз, когда сбежала с острова и во второй, когда не нашла его здесь.

О том, что она не погибла в море, он знал. Многие говорили, что видели ее, что она была жива и невредима, это просто каприз, месть за то, что он был не слишком внимателен к ней (Мастер это так называл). Но разве ему не должны прощаться такие мелочи?

Однажды вечером, когда выставка закрывалось, ему показалось, что там, в толпе была она. Но какой-то господин задержал его, он рванулся в ее сторону слишком поздно. Ее и след простыл.

Больше она не появлялась. И это разжигало в его душе страсть, как огонь маяка с новой силой. Она оставила его, бросила, но ради кого. Ему хотелось видеть и прикончить своего соперника, кем бы он ни был, да хоть королем самим.

12


Когда Марта снова встретилась с Генрихом, то спросила его, сможет ли он полюбить ее с другой внешностью, сможет ли узнать?

Он рассмеялся:

– Да я узнаю тебя в любой девице, как бы ты не изменилась, потому что чувствую сердцем, глаза лгут, а сердце никогда.

И тогда она спокойно пошла на этот шаг

– А ты не пожалеешь о том, не захочешь вернуться к своей прежней внешности? – спросил ее незнакомец, похитивший ее когда-то.

– Я не хочу быть такой, не хочу, чтобы меня сравнивали с той картиной, которую он написал, а так он меня не оставит в покое.

Марта взглянула на себя в зеркало и поняла, что даже при желании художник не узнает ее, ведь он видел только внешность, он понятия не имел о ее душе, он ничего о ней больше не знал, и знать не хотел.

Генрих взглянул на ее новую оболочку и улыбнулся

– Ты не жалеешь, что так переменилась?

– Мне не о чем жалеть, я никогда не была красива, а теперь я просто должна стать другой, прожить другую жизнь. Картина, художник, все это не вписывается в нее никак, и ты это прекрасно знаешь.

– Нам надо торопиться, – напомнил Генрих, если погаснет маяк, в море не будет огня, и это может погубить многих моряков. Мы должны там оставаться, а потом там будут наши дети и внуки.

– А я думала, что в этой жизни уже никогда не буду счастлива.

На этот раз они отправились на остров под парусами, под белыми парусами, молодые и счастливые.

13

Выставка отшумела и стала забываться. Шедевр Артура Манна заменили новые шедевры, все течет и изменяется. Но на столе у него появилась газета, где был опубликован рассказ о художнике, знаменитой картине, и девушке, изображённой на том полотне.

Неизвестный автор сообщал миру о том, что художник всегда любил эту девушку, хотя сначала о том и не подозревал. Но не мог же так написать тот, кто не был влюблен? Жаль, что девушка исчезла, никто больше нигде ее не видел. И он бы все отдал и картину тоже, если бы она вернулась, и загорелся маяк вдохновения в его душе.

Артур вскочил и начал метаться по комнате, кто посмел все это написать и опубликовать. Кто мог знать про маяк? Или это просто оборот речи, метафора, как там все это называют поэты. Откуда этим писакам знать, кого он любил, а кого не любил? Но если они знают об острове и маяке, где он насильно удерживал девушку, то он станет не гением, а злодеем. Как же тонка грань между этими понятиями.

Боясь преследования, Артур понял, что он никогда больше не отправится на остров с маяком, именно там его ждут ловушки и капканы. Но Марты там наверняка нет, разве захочет она возвращаться туда, где была одинока и несчастны? Вот если бы он любил ее, тогда другое дело.

14

А потом много шума наделала книга о Маяке, острове, художнике, она была написана так, что у Артура не оставалось сомнения, что сделала это Марта, Он ворвался на презентацию, и увидел совсем другую девицу. Ничего общего с девушкой с полотна не было. Но она сразу узнала его. Он это кожей почувствовал. И при всех набросился на писательницу:

– Кто вы такая, где Марта, ты убила ее, как только она рассказала тебе эту историю?

Дана не смутилась, услышав такие серьезные обвинения

– Я убила ее, чтобы погас маяк, и никого больше не смогли туда заманить и удерживать силой, даже такие безумные гении не смогут этого сделать.

– Но она была счастлива, просто она еще о том не догадывалась сама, – хрипел Артур.

Он схватился за сердце и рухнул, заставив всех, кто слышал эту перепалку, содрогнуться.

– Маяк, маяк не погаснет, он не может погаснуть, потому что я люблю ее, я очень ее люблю

– Поздно, – услышал он безжалостный голос, – но не печалься, ведь остался шедевр, его никто не сможет у тебя отнять.

На это художник ничего не успел ответить. Темный ангел уносил его душу прямо в ад.

Маяк времени

Стихотворение Марты

Манил маяк в глухую бездну вод,

Мерцая, как звезда в бескрайнем море.

Туда душа отчаянно плывет

С незримой бурей и сомненьем споря.

Мне говорят, что нет пути назад.

Но не могу я этому поверить.

Ведь там пирушка, все друзья сидят

И ждут меня сквозь годы и потери.

Я видела тот огонек во мгле,

Он, словно пламя снова разгорался.

Когда сквозь бурю ты спешил ко мне,

Но там, за перекрестком оставался,

И все печальней становилась тьма.

Еще чуть-чуть, и он совсем погаснет.

Но отступали города, дома,.

Я снова собиралась в путь напрасно.

Смотритель маяка был стар и зол,

Но средь теней тебя я отыскала.

И ты бокал швырнул на темный стол,

И вдруг сказал: – Мы все начнем сначала.

Но что и как? Нас разделяла тьма,

И мне не одолеть тот путь во мраке,

Мелькают города, моря, дома,

И лишь маяк мне посылает знаки.

Но знаки те едва ли разобрать.

И все-таки я жду тебя и верю,

Что сможем, сможем встретиться опять,

Ладью к тебе несет попутный ветер.

– Мне не вернуться, – кто —то говорит, —

Пока не поздно поверни обратно,

Но присмотрюсь, а он еще горит,

И ждет меня Смотритель, вероятно.

Загрузка...