Предисловие редактора

Эта книга представляет собой отредактированную расшифровку учений ламы Сопы Ринпоче во время трёхмесячного затворничества по практике Ваджрасаттвы, которое проводилось в Сокеле, Калифорния, с 1 февраля по 30 апреля 1999 года. Затворничеством руководил досточтимый Марсель Бертельс.

В трёхмесячном затворничестве приняли участие около ста двадцати пяти человек, из которых семьдесят пять прошли его полностью, включая двадцать монахинь и монахов. В выходные дни Ринпоче давал дополнительные публичные учения, на которых присутствовало много людей, не участвовавших в затворничестве. На посвящение Ваджрасаттвы 6 февраля и пуджу долгой жизни с посвящением Амитабхи 30 апреля собралось около двухсот пятидесяти человек.

Учения Ринпоче в течение этих трёх месяцев, по сути, можно поделить на три категории: публичные учения в выходные дни, точнее, беседы, длительностью от двух до трёх часов; учения во время особых событий, таких как подношение света с медитацией, два посвящения долгой жизни; пуджа Будды Медицины перед ритуалом джангва для умерших и церемония освобождения животных; учения на сессиях затворничества по практике Ваджрасаттвы, куда Ринпоче часто приходил неожиданно и частично объяснял выполняемые в тот момент практики. Ринпоче, которого всегда ожидали с нетерпением, чаще всего приходил на сессии в начале затворничества – перед двухнедельной поездкой в Индию в марте для участия в конференции гелуг в Нью-Дели, организованной ФПМТ, – и после его возвращения длинные лекции участились.

Несколько раз Ринпоче выражал свою радость по поводу проведения этого затворничества. Так, 9 февраля он рассказал участникам, в чём заключалась одна из целей затворничества и зачем нужны объяснения практик:

Хочу кое-что подчеркнуть: я рассказываю вам, как выполнять ту или иную медитацию или молитву, с целью научить вас проводить затворничество по практике Ваджрасаттвы. Если позже вас спросят, как делать это затворничество, вы будете знать, что ответить. Вы учитесь выполнять медитацию на Ваджрасаттву так, чтобы она стала действенной. Затворничество по практике Ваджрасаттвы не сводится лишь к начитыванию мантры и произнесению каких-то молитв. Оно предназначено для того, чтобы сделать практику действенным, кратчайшим и мощнейшим способом преобразования вашего ума. Вы учитесь превращать медитацию на Ваджрасаттву и начитывание его мантры в мощнейшее очищение. Вы, сангха и миряне, получаете образование ведущих в затворничестве по практике Ваджрасаттвы, чтобы в будущем обучать этому навыку других. Кроме того, вы учитесь выполнять «Гуру-пуджу», или «Ламу чопу», так, чтобы эта практика была действенной, и вашим подспорьем в этом служат расположенные в определённой последовательности молитвы.

12 марта Ринпоче назвал затворничество опытом обучения:

Это затворничество, помимо всего прочего, является частью вашего духовного образования. Получив некоторый опыт, вы сможете обучать других проведению затворничества и различным дополнительным практикам. Это очень важно! Нам всегда не хватает опытных людей. Нам требуется столько координаторов центров! Число центров неуклонно растёт, и каждому из них нужен человек, который будет выполнять функции ведущего в различных затворничествах и практиках. Это затворничество также стало частью вашего образования, и, если в будущем вы захотите помогать одному из центров, вы будете уметь проводить различные практики. Это очень и очень важно…

С одной стороны, вам полезно глубже изучить различные практики – основной из них, разумеется, является медитация на ламрим. С другой стороны, помогая другим, принося им пользу, вы помогаете сами себе. Вы можете помогать другим очищаться от негативной кармы и накапливать заслуги, чтобы у вас самих возникли свершения пути к просветлению.

Нам вечно не хватает духовных координаторов центров, людей, которые могут давать советы о том, как проводить затворничества и различные практики. Чем больше у нас таких людей, тем продуктивнее и полезнее для живых существ станут наши центры. Даже если в центре есть геше, ему всё равно нужен духовный координатор или другой человек, который способен проводить медитации и практики и к кому могут обращаться ученики. Мы по-прежнему в этом нуждаемся.

Наконец, во время пуджи долгой жизни в последний день затворничества Ринпоче вновь заговорил о том, как им доволен:

Некоторые затворники, с которыми я встречался, сказали, что хотят пройти это затворничество снова и надеются, что его организуют ещё раз. Это чрезвычайно хороший знак! Даже если вы участвовали в этом трёхмесячном затворничестве лишь частично, сколько времени вы бы на это ни потратили, вы значительно облегчили ваши будущие жизни – вам будет гораздо проще обрести свершения, и препятствий станет меньше. Во время затворничества вы очистились от множества препятствий – не-благой кармы, созданной в отношении ваших гуру, священных объектов и живых существ. Вы не столкнётесь с этими препятствиями в будущих жизнях…

Если раньше Дхарма не вызывала у вас сильных эмоций, то теперь, после участия в затворничестве, вы стали чувствовать Дхарму сердцем. В вашем сердце стало больше Дхармы, чем раньше. Это знак очищения от завес ума. Вы испытываете больше сострадания к другим – а это один из наилучших знаков очищения. У вас возрастает преданность Трём Драгоценностям и гуру, а также вера в карму – таковы наилучшие знаки очищения.

Распорядок дня в затворничестве

Пожалуйста, ознакомьтесь с подробным расписанием затворничества в Приложении VII. Первая сессия дня была посвящена объединённой практике «Гуру пуджи» и джорчо, специально составленной Ринпоче. Эта и все остальные сессии начинались с простираний перед Тридцатью пятью Буддами. Примерно половину дней затворничества мы принимали Восемь обетов Махаяны.

Ежедневно мы делали по четыре-пять сессий практики Ваджрасаттвы. В те дни, когда сессий было четыре, у нас проходили групповые дискуссии, которые обычно вёл кто-то из монахов или монахинь. На этих занятиях подробно обсуждались различные уровни обетов и другие вопросы, связанные с очищением. После простираний каждая сессия практики Ваджрасаттвы начиналась с чтения вслух обзорной медитации на ламрим с использованием таких текстов, как «Основа всех достоинств» или «Три основы пути» ламы Цонкапы, «Все важнейшие положения ламрима» Лосанга Джинпы или «Призывание Гуру издалека». Во время затворничества использовались три садханы Ваджрасаттвы – длинная, средняя и краткая. Длинная садхана, которую мы обычно выполняли на первой сессии практики Ваджрасаттвы, представляет собой слегка изменённый вариант садханы, составленной ламой Еше. Кроме того, раз в неделю мы делали цог Херуки Ваджрасаттвы, который написал лама Еше. [Эти практики, а также полные учения ламы Еше по Ваджрасаттве см. в книге The Tantric Path of Purification (Wisdom Publucations).]

В перерывах между сессиями и особенно во время длинного обеденного перерыва участники затворничества выполняли свои обязанности по карма-йоге, благодаря чему затворничество проходило размеренно и спокойно. Гомпа всегда была чистой и хорошо освещённой, и в ней мы подносили множество чашечек с водой и прекрасные композиции из цветов. Полы были вымыты, дорожки подметены, посуда сияла чистотой, и в целом мы обо всём хорошо позаботились.

Новая традиция

Во время этого затворничества Ринпоче ввёл в ФПМТ новшество, которое назвал «новой традицией». Эта новая традиция подробно объясняется во время учений, приведённых в этой книге, но в целом Ринпоче объяснил, как медитировать на сожаление, непостоянство и смерть и бодхичитту на первых этапах таких очистительных практик, как Тридцать пять Будд и медитативное начитывание мантры Ваджрасаттвы, а также как медитировать на пустоту перед посвящением заслуг.

«Сборник молитв ФПМТ»

На затворничестве состоялась презентация стандартизированного сборника молитв и практик, общих для всей организации. Он был составлен дост. Конни Миллер и подготовлен Образовательным отделом международного офиса. В этом превосходном руководстве мы нашли все практики, которые выполнялись во время затворничества. В конце затворничества каждого из участников попросили дать оценку этой книге, и затем её экземпляры были разосланы по различным центрам ФПМТ для более широкого опроса. Поскольку всё, что мы делали во время затворничества, содержится в «Сборнике молитв», мы не включили эти практики в книгу.

О редактуре

Нам не удалось проверить эту работу с Ринпоче, поэтому, вполне возможно, в ней есть ошибки, ответственность за которые целиком лежит на нас. Если у вас есть вопросы по этой книге, просим вас связаться с Архивом мудрости ламы Еше или Образовательным отделом ФПМТ в Международном офисе в Сокеле, Калифорния.

Эта книга – отредактированная расшифровка ежедневных учений Ринпоче во время затворничества по практике Ваджрасаттвы. Абзацы в кавычках – темы, о которых по совету Ринпоче должны были размышлять участники. В целом замечания Ринпоче заключены в круглые скобки, а редакторские вставки – в квадратные. Малоизвестные широкому читателю тибетские и санскритские термины выделены курсивом только при первом их употреблении, если не образуют ключевую часть обсуждения или могут быть поняты неверно без курсива. Кроме того, термины транскрибированы согласно их приблизительному произношению, а не транслитерации.

Комментарии и пояснения Ринпоче во время сессий в целом должны раскрывать контекст. Опять же, мы не включили в книгу важные части текстов или молитв, которые он комментировал, так как все они содержатся в «Сборнике молитв».

Благодарность

Мы благодарим Ринпоче за его неизменную доброту и сострадание к его многочисленным ученикам и за то, что он служит постоянным изумительным примером человеческих возможностей. Мы выражаем ему особую благодарность за организацию затворничества по практике Ваджрасаттвы. Да станем мы все подобны ему!

Мы также благодарим дост. Марселя за великолепное проведение затворничества и дост. Тензин Намдаг, дост. Дролкар, Кендалла Магнуссена и всех остальных сотрудников «Земли Будды Медицины», которые так много потрудились, чтобы сделать затворничество таким успешным. Мы благодарим дост. Конни Миллер за «Сборник молитв ФПМТ» и благодарим наших коллег-затворников, без которых всё это было бы невозможно.

Уэнди Кук из Архива мудрости ламы Еше записала все учения и организовала расшифровку кассет, которую сделали дост. Палома Альба, Шантрал Карреро и Тензин Намдрол, выполнившие весь объём работ за короткий период завершения затворничества. Мы благодарны им за превосходный, самоотверженный труд!

Аилса Кэмерон

«Институт Ченрези»

Эудло, Олд, Австралия

Сентябрь 1999 года

Николас Рибуш

«Архив мудрости ламы Еше»

Уэстон, Массачусетс, США

Сентябрь 1999 года

Загрузка...