«Цель моей жизни – освободить всех живых существ от страданий и их причин и привести их к полному просветлению. Ради этого я сам должен достичь просветления, а для этого – осуществить этапы пути к просветлению. Следовательно, мне нужно очиститься от всех загрязнений, негативной кармы и падений».
Подумайте: «Окажись я сейчас в аду, каково бы мне было? Я был бы полностью подавлен тяжелейшим из всех страданий сансары».
Если горящая благовонная палочка упадёт на ваше тело, вы не сможете вынести ожога и сразу же смахнёте её. Если на вас попадёт лишь искра огня, для вас это будет нестерпимо, и вы немедленно её потушите или сбросите с себя. Если даже крохотная искра огня в мире людей для вас невыносима, стоит ли говорить, что вы не в силах выдержать страдания в аду на протяжении долгих кальп. Одна секунда адского огня невообразимо горяча, в миллиарды раз горячее всего огня в мире людей. Поскольку эта мука крайне тяжела, переживание всего лишь мгновения пламени ада подобно миллиардам лет страдания. Оно не даёт вам ни малейшей свободы на практику Дхармы.
«Всё это может произойти и со мной, даже в этот миг, потому что смерть может нагрянуть когда угодно. Это может случиться прямо сейчас. Поэтому я должен прямо сейчас очиститься от всех загрязнений, неблагой кармы и падений! Также, чтобы подарить каждому из бесчисленных живых существ всё счастье вплоть до просветления, я буду делать простирания с “Исповедью в проступках”, произнося имена Тридцати пяти Будд и медитируя на них».
Если один человек ведёт молитву, а остальные не читают её, потому что никто не заучил наизусть имена Тридцати пяти Будд, только один человек и получит всё благо от произнесения имён. Те, кто не запомнил имена, получат благо от простираний, но не от повторения имён Тридцати пяти Будд. Это величайшая потеря! Почему? Возьмём, к примеру, самое первое имя – имя Гуру Будды Шакьямуни. Произнося имя Гуру Будды Шакьямуни, вы очищаетесь от восьмидесяти тысяч кальп негативной кармы, а если не произносите его, этого не происходит. Произнесение каждого из имён Тридцати пяти Будд очищает вас от определённого количества кальп негативной кармы или от конкретной негативной кармы. Даже однократное произнесение каждого имени хотя бы один раз очищает от многих кальп не-благой кармы.
Если бы нам сказали, что мы не заболеем раком в течение следующих шести кальп, мы были бы в полном восторге. Или что у нас шестьдесят лет не будет мигрени… Мы сразу бы это поняли и подумали: «Это потрясающе!» Не говоря уже о шести кальпах – если бы нам просто сказали, что у нас не будет рака в этой жизни, мы сочли бы это невероятным везением, чудом. Здесь же, в связи с практикой Ваджрасаттвы, мы говорим о том, что у нас не будет рака и прочих проблем в течение шести или семи тысяч кальп, потому что мы очистились от множества кальп негативной кармы – причины не только болезней, но и всех невзгод и препятствий. Рак – лишь капля в океане страданий сансары. Очищение даже от двух тысяч кальп негативной кармы – это невероятная возможность! Если смерть наступит прямо сейчас, через мгновение, самое важное – это очищение. У нас нет дела более срочного, чем очищение от нашей неблагой кармы.
[Внезапно включается свет. ] Наверное, мы постигаем ясный свет смерти! Как бы то ни было, благословите свет троекратным повторением мантры ОМ АХ ХУМ!
Если бы вы были на пороге смерти, что бы вы предпочли – миллиард долларов или шанс очиститься от негативной кармы этой жизни? Что было бы для вас важнее? Что было бы драгоценнее? Разумеется, очищение даже от одной неблагой кармы перед смертью гораздо лучше получения миллиарда или даже триллиона долларов.
Я хочу сказать, что если [во время коллективной практики] всего один человек произносит имена Тридцати пяти Будд, то только он и получает возможность всего этого очищения. Люди, которые их не произносят, лишены такой возможности. Это можно сравнить с человеком, который ест еду от имени целой группы людей, а остальные не едят. Этот человек не сможет набить животы остальных и не избавит их от чувства голода, верно?
Здесь похожая ситуация. Одного человека, читающего молитву, произнесение имени каждого будды очищает от многих кальп негативной кармы, чего не происходит с остальными присутствующими. Каждый из Тридцати пяти Будд очищает от многих кальп негативной кармы, но люди, не произносящие их имена, не получают всего этого блага. Когда мы проводили затворничество по практике Хаягривы в институте «Ваджрапани», я обязал всех его участников заучить наизусть имена Тридцати пяти Будд.
Когда я слышу некоторые из этих имён на английском языке, они звучат по-другому. Когда я говорю: «Будда из сандалового дерева» на английском языке, то думаю о сандаловом дереве, но образ сандалового дерева не возникает у меня, когда я произношу это имя на тибетском, хотя смысл один и тот же.
После Тридцати пяти Будд произнесите имена Семи Будд Медицины, которые являются чрезвычайно сильнодействующим средством не только исцеления, но и достижения успеха в целом. Будда Медицины в прошлом вознёс много молитв об исполнении всех желаний и чаяний живых существ, которые будут повторять имя и мантру Будды Медицины. Эту практику выполнять очень важно. Качен Еше Гьялцен и другие учителя линии преемственности, жившие в недавние времена, тоже читали имена Семи Будд Медицины после повторения имён Тридцати пяти Будд. Это очень благотворно и придаёт практике большую силу.
В завершение простираний подумайте, что от всех существ в поле заслуг исходят лучи света, они входят в вас и очищают вас от всех загрязнений, негативной кармы и падений. Вы полностью очищены, и в потоке вашего ума не остаётся ничего загрязнённого.
Затем медитируйте на то, что в пустоте нет ни создателя негативной кармы, ни создания негативной кармы, ни созданной негативной кармы.
Наконец, посвятите заслуги: «Силой заслуг, накопленных совершением простираний и подношений, раскаянием, сорадованием и просьбой к учителям о долгой жизни и вращении колеса Дхармы, да достигну я просветления ради того, чтобы привести к просветлению всех живых существ!»
Одна из целей произнесения молитвы ламрима заключается в том, что её можно использовать в качестве мотивации. Другая – в том, что каждый раз, когда мы читаем молитву, содержащую сущность всего пути, она приближает нас к свершению пути к просветлению. Другими словами, мы становимся ближе к просветлению, когда станем способны приводить к просветлению всех живых существ. Это основная причина, по которой мы проводим затворничество по практике Ваджрасаттвы. Мы делаем очистительную практику Ваджрасаттвы не ради оздоровления или долголетия, а для того, чтобы обрести свершения пути к просветлению и затем помогать другим, освобождая их от всех страданий и приводя к просветлению.
Поэтому нам как можно чаще, в начале каждой сессии, нужно читать вслух одну из молитв ламрима в качестве мотивации, чтобы приближаться к свершениям пути к просветлению. Каждая молитва ламрима изложена по-своему, поэтому произнесение различных молитв ламрима, словно разная пища, по-разному воздействует на ум. К тому же, если вы будете всё время читать одну и ту же молитву, вам станет скучно.
Раз мы не выполняем практику Херуки, вы можете пропустить вышеупомянутый раздел, посвящённый самопорождению Херукой. Прочтите строфу Прибежища, а затем сделайте короткую паузу и посидите в молчании, порождая мощную мотивацию бодхичитты.
Почувствуйте сильное сожаление, а затем всем сердцем осознайте непостоянство и смерть, тот факт, что смерть может нагрянуть прямо сейчас. После этого породите мощную мотивацию бодхичитты. Подумайте о страданиях в низших мирах, об общих страданиях сансары и о живых существах, испытывающих все эти страдания. Вспомните, как добры и драгоценны другие живые существа, и подумайте: «Я, самолично, должен взять на себя полную ответственность за освобождение всех живых существ из океана страдания сансары и его причины, омрачений, и за приведение их к просветлению. Я должен достичь просветления как можно скорее, потому что мне невыносимо, что живые существа страдают в сансаре даже мгновение – для меня это словно кальпы страданий! Поэтому я буду выполнять медитативное начитывание мантры Ваджрасаттвы для очищения от всех завес ума, омрачений, негативной кармы и падений».
Перед посвящением заслуг свершению состояния Ваджрасаттвы мы должны медитировать на пустоту следующим образом: «В пустоте нет “я”, создателя, создания кармы и созданной негативной кармы. Всё совершенно пусто и лишено самобытия. Всё пусто – это не пространство, но подобно пространству». Мы медитируем не на пространство, а на то, что всё пусто, подобно пространству, – пусто от самобытия, словно пространство.
Сохраняя такое осознание, затем мы посвящаем заслуги.
Силой всех заслуг трёх времён, накопленных мной, буддами, бодхисаттвами и всеми остальными живыми существами, да достигну я просветления Гуру Будды Ваджрасаттвы и приведу всех живых существ к этому просветлённому состоянию – самолично!
Мне бы хотелось сказать несколько слов о посвящениях заслуг. В брошюре, посвящённой медитации на Гуру Будду Шакьямуни, «Ежедневная практика медитации», есть несколько дополнительных общих посвящений заслуг, которые полезно делать в конце сессий. Вы можете поделить эти молитвы, чтобы читать несколько из них в конце каждой сессии. Тогда вы сделаете все эти посвящения заслуг за день, и вам не придётся делать их все вместе в конце заключительной сессии, что заняло бы много времени.
В конце утренней сессии практики «Гуру пуджи», которая, по сути, является практикой гуру-йоги, вы должны сделать очень важное посвящение заслуг:
Силой заслуг трёх времён, созданных мной, буддами, бодхисаттвами и всеми остальными живыми существами, пусть я, члены моей семьи, все ученики и благодетели этой организации и все остальные живые существа во всех наших будущих жизнях будем встречать только совершенно сведущих гуру Махаяны. Да будем мы в них видеть только просветлённых существ! Да будем мы делать только то, что в высшей степени радует святой ум благих друзей! Да будем мы мгновенно исполнять все их святые пожелания!