Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.
Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:
· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;
· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;
· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;
· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.
Различают три основных вида социологических исследований:
1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;
2) описательное – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;