Примечания

1

Ло́ки – в германо-скандинавской мифологии бог хитрости и обмана, отличавшийся необыкновенной изворотливостью и умом. В мифах Локи чаще всего исполняет роль трикстера – «демонически-комического дублера культурного героя, наделенного чертами плута, озорника», легко совершает преступления, не подчиняется общим правилам поведения, хотя и не всегда по злому умыслу. Характерными чертами Локи являются двуличность, изворотливость, хитрость и коварство, для него не существует понятий «хорошо» или «плохо». Локи обладает особым умением манипулировать окружающими в собственных целях и владеет мастерством дезинформации, мистификации и перевоплощения. За множество совершенных преступлений и обман Локи по велению верховного бога Одина был изгнан из небесного города Асгарда и навечно прикован к скале.

2

Это одно из многочисленных имен Гермеса, которые закрепились за ним в мифологии. В разных странах его звали множеством различных имен: Агорей – «рыночный», Акакет или Акакесий – «помощник», «милостивый», «неуязвимый», Аргоубийца, Долий – «хитрец», Кадмил либо Кадм, принимаемый за Гермеса, Киллений – имя от названия горы Киллены, Корикиец по названию Эпитет Гермеса по названию пещеры в Киликии,Криофор – «несущий барана», Ктарос – «прибыльный», Лафрий – так называли Гермеса в Эфиопии, где сохранился след его ступни, Параммон, Промах – «сражающийся впереди», «защитник», Психопомп – душеводитель, поскольку иногда он сопровождал умерших в царство теней, Тихон – «попадающий в цель", удачливый, Трикефал – «трёхглавый», поскольку Гермес был немного и богом перекретсков, Харидот – «податель радости», Хтоний – «подземный», Эпафродит – "прелестный" и Эриуний – «благодетельный».

3

Руны (древнемецкое runa, готтское rūna – «тайна») – древнескандинавская письменность, знакам которой издавна придавалось мистическое значение. Руна Ансуз – символ Бога, её принято считать руной провидцев, магов и мудрецов. Она символизирует высшее знание и богов Асгарда, – Одина, Фригг, Хеймдаля и т.д. Символический смысл руны Ансуз – знания, поэзия, красноречие и общение. Руна обозначает взаимодействие между людьми и богами, обмен знаниями и мудростью. В привёрнутом виде руна Ансуз приобретает обратные свойства, что, если верить ряду исследователей, связывает её с Локи. В мифологии Локи – антипод Одина, великого мудреца, учителя и наставника. Перевернутая руна Ансуз, знак Локи, становится символом обмана и трикстерства (трюкачества, манипуляций), безнадежности, лжи, неискренности, хитрости, ошибочных или обманных советов, ложных знаний, введения в заблуждение (случайного или целенаправленного), фальши. В практике предсказания по рунам, перевернутая Ансуз имеет недвусмысленное указание на обман. Верить тому, на с чем связана эта руна, нельзя, поскольку велика опасность лжи и предательства. В общем, в перевернутом виде руна Асуз является предостерегающим знаком и вполне соответствует характеру Локи.

4

Ab ovo (лат.) – буквально «от яйца», латинское выражение означающее «от самого начала».

5

Цитата из фильма «Москва слезам не верит»

6

Очень образованный отец Бориса цитирует известный трактат французского философа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» (фр. Simulacres et Simulation), где ученый исследует проблему взаимосвязи между реальностью, символами и обществом, и вводит особое понятие «симулякра». Чтобы пояснить, что такое «симулякр» Бодрийяр даже придумал к своей книге эпиграф из Экклезиаста: «Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, – это истина, скрывающая, что ее нет».

7

Окно О́вертона (окно дискурса) – социологическая концепция, названная именем её автора, американского юриста и общественного деятеля Джозефа Овертона(Joseph Overton; 4 января 1960, Саут-Хейвен – 30 июня 2003). Концепция говорит об изменении рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего дискурса (обстоятельств, в которых прозвучало высказывание). Согласно концепции понятие нормального и ненормального, хорошего и плохого, допустимого и недопустимого под воздействием массовой коммуникации могут постепенно меняться на противоположные. Общественные установки, проходя «Окно Овертона» меняются по схеме «немыслимо – радикально – приемлемо – разумно – стандартно – норма». То есть изменения в отношении социальных установок достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов, влияющих на общественное сознание, передвигающие «окно дискурса» от «немыслимо» до «нормы». Обычно в качестве примера результатов действий «окна Овертона» приводят движение за права женщин, в результате которого было достигнут переход от полного бесправия или ограниченных прав женщины в обществе к полному равноправию. Примеров последствий работы этой концепции множество.

8

Мануэль Кастельс, – испанский философ и социолог, считается одним из величайших специалистов современности в области теории информационного (постинформационного) общества. Образованный отец Бориса цитирует его знаменитую работу «Власть коммуникации», которую в науке по праву считают исчерпывающей энциклопедией «работы» власти в современном медиамире.

9

Карл Бернстайн и Боб Вудворд – американские журналисты, получившие Пулитцеровскую премию за расследование так называемого Уотергейтского скандала в результате которого президент США Ричард Никсон подвергся импичменту и потерял свой пост. Причиной скандала оказалась незаконная слежка в штабе кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна, противника Никсона на выборах президента, расположенном в вашингтонском комплексе «Уотергейт». Журналисты Карл Бернстайн и Боб Вудворд опубликовали ряд материалов на эту тему в газете The Washington Post, которые во многом сыграли ключевую роль в дальнейшей цепи политических событий, приведших к импичменту Никсона. Этот эпизод навсегда вошел в историю журналистики в качестве классического примера журналистского расследования. Впоследствии Бернстайн и Вудворд написали книгу-бестселлер «Вся президентская рать», по которой в Голиивуде сняли фильм с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом в главных ролях. О роли журналистов в этом процессе в 70-х годах в докладе международной комиссии писал американский исследователь СМИ Самюэль Хантингтон : «В двух самых драматических внутриполитических конфликтах периода никсоновской администрации – конфликтах, вызванных публикацией документов Пентагона и Уотергейтом, – органы массовой информации страны бросили вызов и нанесли поражение главе исполнительной власти. Пресса фактически сыграла ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному отдельно взятому институту, группировке или комбинации институтов в американской истории – лишить своего поста президента, который был избран менее двух лет назад, добившись поддержки большинства, ставшего одним из самых значительных в американской истории».

10

Петас – довольно распространенный в Древней Греции головной убор в виде широкополой шляпы из кожи, войлока или плетеной соломы для защиты от солнца, который носили пастухи, охотники или путники в дальней дороге.

11

Кадуцеем или кериконом называли жезлы вестников и глашатаев в Древней Греции и Древнем Риме, который по легенде обладал способностью примерять противников. Навершием кадуцея служило символическое изображение крыльев, а вдоль него переплетались две змеи, олицетворяя двойственность мироздания. До сей поры, со времен алхимиков изображение кадуцея считается символом медицины, хотя вероятнее всего, ошибочно. Дело в том, что он похож на посох Асклепия – на нем только одна змея, которая по легенде обвилась вокруг посоха великого врачевателя, когда он шел во дворец Критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. Символ широко использовался в средние века алхимиками, а в наши дни символизирует таможенную службу в память о том, что Гермес – владелец кадуцея был еще и богом торговли.

12

В эпосе «Старшая Эдда», сам Один в обличии странника Гримнира рассказывает под пыткой конунгу Гейррёду о воронах весьма тепло и уважительно: Хугин и Мунин\ над миром все время\ летают без устали;\ мне за Хугина страшно,\страшней за Мунина,\вернутся ли вороны! – перевод А.Корсун

13

Симург – вполне легендарный персонаж древних иранских эпосов. Это мудрая и вещая полуптица с головой и лапами большой собаки. Часто Симурга называли царем всех птиц и «птицей с вершины горы». Считалось, что Симург знает всё обо всех эпохах – в прошлом, настоящем и будущем, трижды был свидетелем гибели и творения мира. Он так же могуч, как легендарная птица Рух и так же возрождается из огня, как волшебная птица Феникс.

14

На самом деле богов информации, знаний, науки и образования было великое множество во всех религиях народов мира. В Древней Греции кроме Афины за знания отвечали Мети́да и Мнемозина, в Индии вообще едва ли не весь божественный пантеон – Акашагарбха, Лакшми, Кшитигарбха, Сарасвати, Ганеша, Манджушри и Ханума́н, в Египте – мой дальний родственник Тот, а еще Сешат, Аммаат и Сиа, у шумеров и вавилонян – Набу и Энки, в Европе – Браги, Бригитта и Вар, в Японии Окунинуси и Тэндзин, в Армении – Тир, в Китае – Чжи-нюй. И этот список далеко не полон.

15

На самом деле, в древнегреческом мифе о царе Эдипе Сфинкс задавал следующие загадки: первую – «Кто ходит на четырех ногах утром, на двух в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?» – отгадка «Человек», который в младенчестве ползает на четвереньках, потом ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох, то есть, на трех ногах, и вторую – «Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та, в свою очередь, порождает первую» – отгадка «День и Ночь», поскольку в Древней Греции день и ночь олицетворялись двумя женскими божествами. Эдип, как и Гермес в нашем повествовании отгадал загадки, и Сфинкс, согласно уговору, бросился со скалы в море. Надеемся, что в этот раз делать ему это не пришлось.

Загрузка...