Борис узнает о том, кто такой Локи, какую угрозу он несет миру и почему его непременно нужно найти
– Во всем виноват Локи1… – начал объяснение Гермес и, заметив немой вопрос во взгляде Бориса, пояснил, – Видишь ли, Локи вырвался на свободу и теперь вашему миру угрожает опасность… Информационному миру, я имею в виду…
– Локи? Это тот, который из комиксов с бородой и очень хитрый? – искренне удивился Борис, – Причем тут Локи…
Часы показывали без четверти восемь, время до школы оставалось в обрез. Однако уходить не хотелось, Борис искренне мечтал о приключениях. Соглашаясь с Гермесом, он был готов побороться с любым злом и даже спасти мир от неведомой и страшной угрозы. Почему бы и нет… Но при этом, он полагал, что бороться придется с чем-то конкретным – террористами, например, непрерывно стреляющими из автоматов и собирающими самодельные бомбы. Он был даже готов к отъеду под флагом Гринпис в какие-нибудь экваториальные воды, чтобы спасать китов и дельфинов. Ну или совершить что-то не менее героическое…
Борис хорошо представлял себя в балаклаве и в черном бронежилете с надписью «Спецназ» поперек спины или, на худой конец в спасжилете с зелеными катафотами, но в любом случае в камуфлированной каске и с рацией. Дело же оборачивалось какой-то непонятной ему стороной. Локи, информация… В общем Борис расстроился, поскольку ничего не понимал, и это было заметно. Увлекательное приключение, которое почти уже началось, грозило превратиться в общение с сумасшедшим дрессировщиком воронов, почему-то возомнившем себя греческим богом. Возникла неловкая пауза.
– Хорошо, хорошо, – торопясь, решил прояснить ситуацию Варвара, хотя прозвучало это не слишком-то вежливо – Я не спорю с тем, что вы тот самый Гермес из мифов, а это – вороны Одина, но при чем тут информация, Локи и угроза для мира?
Гермес пристально посмотрел на него и ничего не ответил. Варвару немного смутило, а потом стало слегка раздражать. Ситуацию разрядил Мунин, который с шумом вспорхнул на нижнюю ветку липы, роняя куски старой коры, и хрипло расхохотался. Хохот его мог показаться жутковатым, если бы не звучало в нем искреннее веселье, которое непостижимым образом угадывалось в отрывистых вороновых «харрр-харрр-харрр»…
– Расскажи ему, Трикефал2, расскажи, а то мы до скончания веков будем убеждать парня в очевидных вещах, а на это совсем нет времени, – прокаркал он вдоволь насмеявшись.
Гермес, которого почему-то назвали Трикефалом (эту загадку Борис решил отложить на потом) согласно кивнул и снова обратился к Борису.
– Локи – торжественно произнес Гермес, а вороны всплеснули крыльями и синхронно издали хриплое «Харррр!», – это невероятно коварный, изобретательный демон, который умеет мастерски манипулировать информацией, притворяться и плести пагубные для мира интриги при помощи лжи и обмана. Мы думали, что надежно изолировали его, заперли в неприступном подземелье, приковали к скале. И вот теперь он на свободе. В ваш мир пришло настоящее зло, мой друг. Зло, у которого нет лица, который может быть нигде и везде в одно и то же время. А главное, он умеет творить настоящие и даже фатальные пакости. Даже знак Локи – это перевернутая руна Ансуз3, руна богов, знаний, поэзии и красноречия, символ всебожественного Одина. Только наоборот, перевертыш… Это сейчас про него рисуют комиксы и снимают не слишком удачные фильмы, а раньше, поверь мне, его опасались даже всемогущие боги…
– Помилуйте! – театрально возопил Борис, иногда чересчур склонный к высокому стилю, – Боги-то тут причем?!
Но Гермеса уже было не остановить.
– Хорошо, поясню… Начнем издалека, ab ovo4, если ты понимаешь, что я хочу сказать… – заговорил он, обдумывая каждое слово, – Дело в том, что от начал времён боги присматривали за людьми, чтобы те не натворили ненароком непоправимых глупостей и не погубили свой мир…
– Вот уж нет, – снова перебил Варвара, который любил точность во всем и, главное, только что не без труда дочитал «Золотую ветвь» Фрейзера, где убедительно и доступно автор поведал ему о символической сущности древних верований в богов, – Не в обиду вам будь сказано, но богов никогда не было, их люди придумали, чтобы… чтобы…
Тут Борис запнулся, пытаясь точнее сформулировать для чего люди придумали богов, но Гермес небрежно отмахнулся.
– Можешь считать, как тебе угодно, но этот спор нас ни к чему толковому не приведет. Какая разница в какой последовательности все появилось – боги сотворили людей или люди придумали богов. Ничего от этого не меняется. По сути дела, это такое же пустое занятие, как давние споры о том, что появилось сначала – курица и яйцо. В нашей ситуации это совсем не играет никакой роли … В конце концов, согласись, боги – это символ, который обозначает для человека порядок в определенных вещах. А уж были они на самом деле или их не было – думай, как тебе заблагорассудится. Зато очень важно, что боги всегда устанавливали определенные правила, а люди этим правилам подчинялись. Если тебе не нравится слово «боги», то считай, что и правила эти вместе с богами выдумали вы сами…
– Хорошо, пусть будет так, я спорить не стану… Но что такого вдруг у нас произошло? С чего это вы так беспокоитесь о безопасности нашего мира? – озадаченно спросил Борис, окончательно сбитый с толку.
– Да сущий пустяк! – саркастически воскликнул Гермес, театрально разводя руками, – Подумаешь, величайший манипулятор и обманщик в истории – Локи – сбежал из заключения! Действительно, что здесь такого…
– И чем этот ваш Локи так опасен? – всё еще ничего не понимая, пожал плечами Борис, – Почему вы решили, что этот ваш Локи угрожает всему миру?
– Да потому, – нетерпеливо бросил Гермес, – Что Локи –манипулирует информацией, а информация управляет вашим миром!
Борис удивленно посмотрел на Гермеса и ничего не сказал. В его глазах читался молчаливый вопрос. Гермес вздохнул, сцепил длинные пальцы, как делают лекторы перед сложной темой, слегка снизил пафос и начал терпеливо объяснять:
– Согласись, что ваш мир полностью зависит от информации. Точнее так – информация стала основой человеческой цивилизации…
– Как это? – озадаченно перебил Борис.
– В буквальном смысле. Раньше, много столетий и тысячелетий назад основой мира была земля и то, что человек добывал себе на пропитание. Аграрная эпоха – эпоха земли. Миром владели те, кто владел землей и ее богатствами. Чем больше земли, леса, полей крестьян, работающих на угодьях, орудий труда и, конечно, продукта, что давала земля, тем могущественнее король, лендлорд, император или республика… А потом…
– Что потом, – снова нетерпеливо вмешался Борис, который идею в принципе понял.
– Потом пришла индустрия… Не сразу, конечно, но постепенно мануфактуры, заводы, фабрики, корпорации, картели – те, кто производил вещи при помощи машин – стали управлять всем мировым порядком. Индустриальная эпоха – эпоха машин, станков и конвейеров…
– Ага, понял, – воскликнул догадливы Варвара, – А теперь миром управляет информация!
– Именно, – удовлетворенно кивнул Гермес, – Ты совершенно прав. Главным продуктом, движущей силой, ценностью и основой информационного мира стала информация. Информационный мир – эпоха информации.
– Но как же так, – снова озадачился Борис, – Ведь и поля, и заводы, и конвейеры, и крестьяне, и рабочие никуда не делись.
– Не делись, – легко согласился Гермес, – Но управляет всем этим информация. Пока не везде и не всем, но с каждым днем всё больше и больше. В конце концов, уже есть заводы, где совсем нет людей, автомобилями, самолетами и кораблями управляет компьютер и алгоритмы, землю поливают и пашут умные машины, пиццу вам доставляют дроны, а долма хозяйничает самостоятельный пылесос… Думаю, ты понимаешь, о чем я говорю. Информационная эпоха пришла не так давно, но посмотри, как быстро она проникает буквально во все вокруг. Прежний мир машин и механических технологий рушится и на его месте возникает что-то невообразимое…
– Как это? – удивился Борис.
– Очень просто, – ответил Гермес, ощупывая себя с каким-то клиническим любопытством, – Мир осязаемый и реальный превращается в цифровую абстракцию.
– Подумаешь, – возразил Варвара, – Глобализация, постиндустриальность и всё такое… Прогресс, словом.
– В этом-то всё и дело, – грустно согласился Гермес, – Беда в том, что сама основа вашего нового мира уже не вещественна, не осязаема, зыбка. Она виртуальна, иллюзорна, основана на алгоритмах и информации. Вы даже главное божество вашей меркантильной эпохи – деньги – превратили в набор цифр – биткоины, криптовалюту. Золотые дублоны стали скучными пластиковыми картами, бумажные письма с вензелями на тисненой бумаге банальными буквами в социальных сетях…
– Зато это быстро, легко и удобно, а карточка карман не оттягивает, – не полез в карман за ответом Борис и в качестве аргумента процитировал популярную песенку из фильма про Электроника, – Вкалывают роботы, счастлив человек!
Гермес грустно посмотрел на него и снова с каким-то сожалением покачал головой.
– Возможно, возможно… Только вот беда в том, что всё действительно происходит слишком быстро. Вы и сами про ваш прогресс и ваше будущее мало что понимаете. Не успели создать одно, как оно устаревает, тает как дым, сменяется чем-то новым. Как думать о завтрашнем дне, если не знаешь, что произойдет к вечеру… А боги привыкли думать о будущем очень серьезно.
– Да ладно вам! – небрежно отмахнулся Варвара, – Ну компьютеры, гаджеты, ну интернет, ну алгоритмы – что в этом такого, чего нужно бояться?
– Бояться ничего не нужно, – терпеливо пояснил Гермес, – Если новому информационному миру суждено сменить старый, то значит так тому и быть. Говоря по чести, я и сам всегда полагал, что боги чересчур архаичны и слишком привержены старым традициям и, напротив, ненавидят перемены… Любят они, видишь ли, основательность и порядок, даже в мелочах и декорациях. Посмотри какие монументальные храмы возводили древним богам, какие изваяния создавали, какие писали манускрипты… Это, конечно атрибутика, но как она монументальна и долговечна! А ваша новая реальность – это по большей части просто иллюзия, набор цифр, абстракция, воплощенная в цифре…
– Ничего себе иллюзия! – воскликнул Борис, – Это вы в Силиконовой долине не бывали! Там такая монументальность – огого!
– Да был я в Силиконовой долине, я за вами не первый день наблюдаю, – отмахнулся Гермес, – Я не про небоскребы…
– А что делать? – развел руками практичный Борис, – Информация правит миром…
Гермес поднял палец вверх, словно это был восклицательный знак.
– Вот именно! Теперь ты сам это произнес! – торжествующе сказал он, – А теперь подумай, что произойдет, если найдется кто-то достаточно умелый и могущественный, кто-то станет манипулировать информацией, которая, как ты справедливо сказал, управляет вашим миром. И манипулировать разрушительно, корыстно и в неведомых вам целях?
– Это невозможно! – торопливо отверг предположение Борис, – Никто не способен управлять всей информацией во всем мире! Такого просто не может случиться… Это даже не антиутопия, а бред какой-то…
Выпалив это, Борис вдруг задумался, а потом осторожно спросил:
– Вы думаете, ваш Локи на все это способен?
Гермес с деланым равнодушием молча пожал плечами – мол делай выводы сам. Борис подумал еще немного и решительно сказал:
– Тогда его точно нужно найти…Я с вами!