Море слегка штормило. Маленький Дельфин напрасно уговаривал Бабушку пойти погулять. Так хотелось поплавать в любимом месте – вдоль побережья курорта. Малыша неудержимо тянуло к людям. Он издали любовался песочными замками, карапузами в панамках, водными лыжниками, рассекающими морскую гладь в вихре брызг, матросами в тельняшках, попыхивающими трубками, вечерними огоньками на яхтах. Заворожённо слушал песни, звучавшие из распахнутых окон портового трактира. Дельфинчик очень любил места, где родился и рос. Он дружил со всеми морскими обитателями. С маленькими Осьминогами играл в прятки, катал на спине Черепашек, крепко державшихся за плавник, вместе с Чайками гонялся наперегонки за теплоходами и почти всегда в этой гонке побеждал.
Рис. Валерии Якуповой
Но люди… Как живут люди? Наверное, по-другому и значительно интереснее. Эх, если бы Бабушка согласилась поплавать с внуком вдоль побережья… Но она только что уснула. Придётся подождать. Одному Дельфинчику гулять в порту строго воспрещалось: мал ещё.
И как раз сегодня в курортный городок приехал передвижной зооцирк. Весёлый Клоун в полосатом колпаке вначале пригласил горожан на представление, «какого вы ещё никогда не видели», а потом прошёл с рупором50 сквозь алычовую51 рощу на берег моря. Он обратился к местным степным и морским обитателям – Зверям, Рыбам, Птицам. И куда же позвал их? В длительное путешествие.
Оказывается, в далёком северном городе, откуда циркач родом, немало чудес. Там летают в воздухе светло-голубые и ослепительно-белые снежинки, на площадях стоят пушистые зелёные ёлки с разноцветными фонариками, ходит бородатый дедушка в тулупе со звёздами, а в руках у него большой красный мешок с подарками. Мимо проезжают красивые машины и трамваи, повсюду иллюминация52. А на представлениях в бассейне или в развлекательном центре четвероногих и ластоногих артистов угощают необыкновенно вкусными конфетами, бананами и удивительным холодным десертом – мороженым! Дети и взрослые, не жалея ладошек, хлопают водоплавающим жонглёрам и встают в очередь, чтобы с ними сфотографироваться.
Дельфинчик услышал объявление, находясь довольно далеко от берега. Несмотря на юный возраст, пловцом он был отменным. «Быстренько узнаю, в чём там дело, и мигом вернусь, – решил любознательный Малыш. – Бабушка и проснуться не успеет».
Несколько мощных взмахов плавниками – и заинтересованный слушатель в хлопьях морской пены очутился нос к носу с красноречивым оратором53. А тот, ни на секунду не умолкая, на все лады расписывал преимущества жизни в большом городе.
Маленький Дельфин вслушивался в цветистые фразы, затаив дыхание, ловил каждое слово. С любопытством разглядывал разношенные красно-белые ботинки огромного размера, комбинезон в горошек и большой синий бант, служивший заезжему циркачу в качестве галстука-бабочки.
Рядом в волнах покачивались в своих юбочках-колокольчиках сонные Медузы, равнодушно взирая на чужеземца. Над разноцветным колпаком пришельца с криками носились невоспитанные Чайки. Ползали по нагретым камням сосредоточенные на своих мыслях Крабы. Задумчиво шевелил огромными усищами Сом.
– Торопитесь, поскорее принимайте единственно верное решение, – взывал в рупор Клоун, загребая песок носком растоптанного башмака. – Мы ждём вас в нашем «Зооцирке» до завтрашнего утра и сразу же отправляемся в путь. Комфортабельный54 фургон готов к путешествию. Не упустите свой шанс, он может оказаться единственным в жизни!
Рис. Наталии Гаркуши
– Бабушка! Бабушка! – закричал взволнованный Дельфинчик, на всех парах примчавшийся домой. – Я хочу туда, с ними! Неужели я проживу всю свою жизнь и не увижу, как падает снег, не узнаю, как восхищаются зрители моим мастерством при исполнении сложных трюков55? Неужели никогда не попробую пломбир с шоколадной крошкой? Хозяин цирка обещал полные корзины пирожных и фруктов, звал в дорогу. Нам будет рукоплескать весь земной шар!
– Глупый ты, глупый, – отвечала нараспев Бабушка, поправляя кружева на чепце56 и кутаясь в платок из водорослей. – Зачем ты меня разбудил? Не надо было этого делать, потому что из-за шторма я плохо спала этой ночью. Ох, шалун! Никакие богатства мира не сравнятся с тем, что у тебя уже есть.
– А что у меня есть?
– Мама, папа, я. И океан… Солнечный луч, бегущий по серебристо-голубой волне. Лунная дорожка. Косяки разноцветных Рыб-Солдатиков, Рыб-Попугаев. Колонии ленивых Кораллов57. Морской Конёк, оседлавший Голотурию58 и помчавшийся вскачь. Это и есть счастье.
Рис. Дарьи Серебряной
А то, что ты перечислил… Мелочи, не достойные обсуждения. Нельзя отдавать за них свободу.
Маленький Дельфин помолчал, недоуменно покачивая головой:
– Но разве океан и свобода – это такая уж ценность?
Бабушка ничего не ответила. Она вновь погрузилась в полуденный сон и вопроса попросту не услышала.
Ей снилось, будто она, молоденькая беспечная Афалина59, снова, как в тот памятный день, плывёт вдоль побережья. Ликующая, взволнованная… С замиранием сердца предвкушает желанную поездку в фургоне в далёкий северный город. Только бы мама отпустила! Как её уговорить?
В том краю пушистые ёлки и разноцветные фонарики. По улицам ходит бородатый дедушка с большим красным мешком, а в мешке красивые игрушки, золочёные орехи, ароматные мандарины и шоколадные батончики. Повсюду весёлые зрители, звонкие аплодисменты, холодный синий лёд и целые сугробы снега.
Но что такое снег? Это миллионы снежинок. – кружевных, филигранных60, игольчатых. Говорят, будто малютки-снежинки практически один в один с капельками морской воды, только совсем не солёные и гораздо эффектнее61 – ажурные62, искрящиеся. Правда, это далеко отсюда. Очень-очень далеко.
Только бы мама отпустила…
Рис. Екатерины Рехтиной