2003 год

АПОЛОГИЯ БАРД–РОКА.

Дополнительный голос в хоре дискуссий о бард–роке на Руси. Всякое творчество основывается и содержит в себе следующий аспекты, смыслы, причины, цели: 1) Спускание пара = графомания, дуракаваляние, снятие стресса; 2) Проповедь чего–либо: созидание–разрушение; 3) заработок: основной/дополнительный.

Всякому критику, например, рок–музыки от якобы православия должно это учитывать, как и критику критики, отрицателю отрицания, т.е. апологету рока, чтобы говорить об одном и том же и на одном языке, дабы не иметь тотального решения относительно неоднородных культур. Плоды явления это не всегда и не только то, что носит массовый характер и для всех очевиден. Это чаще профаны, опошлители идей, т.е. необязательно – «каков поп таков и приход» (как применил сие выражение мой товарищ относительно некоторой публики Егора Летова). Хотя те фанаты, что били витрины после концертов Кости Кинчева, может даже желаннее Богу чем то церковное большинство, что отравившись житием Киприана и т.п. дребеденью верят в сглазы и порчу. Они бы и многострадальному Иову упорно советовали сходить защититься от «презорства очей и сглаза». Фаны же ломают греховный уют и видимость стабильности и защищённости (11–ое сентября) – и благополучия. Впрочем, методы эти малоэффективны оттого, что такие же внешни как и сжигание ведьм, аутодафе.

Отсюда всякая критика и анализ стилей и их представителей могут зиждиться лишь на размышленнии о том: что, сколько и как (т.к. добавим к аспектам наличие формы – а) эстетствующую; б) интеллигибельную; в) безобразно–плебейскую, пошлую; иначе – Урания и Пандемос) присутствует/отсутствует в каждом конкретном случае с позиции и системы ценностей критика. Для этого всё же надо погружаться в предмет разбора, не брезговать с предубеждением и желательно с чистым сердцем, чтобы увидеть в творениях людей наличие, присутствие Бога и стремление к Нему («яко тии Бога узрят»), Его интенсивность в пульсе произведения искусства, иначе не избежать хулы на Духа Святого, крупицы или глыбы Которого бывает легче и быстрее найти в рок–поэзии чем в проповедях некоторых самодовольных батюшек и их бездуховных чад («пой–пой, лира о бездуховности клира» Б.Г.), к сожалению и в житиях святых погрешности в богословии оных. И к тому же рок и т.п. церковникам надо признавать не для того чтобы в храм ходила молодёжь (это коммерческий ход, рекламный трюк), но потому что там, здесь, тоже дышит «глаголавший во пророцех», особенно когда творец оного вдохновляется положительными интенциями явно как, например, Роман Неумоев, Сергей Калугин, Александр Непомнящий. По возможности же и самим надо сочинять и петь не на показ: суть публичных выступлении думающих в Бозе людей – подтолкнуть слушателя, зрителя к уединённому размышлению пред Богом, хождения и пения пред Ним и уже потом с единомышленниками, если с такими сведет Господь. Если у иерея и рокера нет данной цели, то он занимается туфтой и дела его сгорят как ворох газет с саморекламой.

Не надо так же забывать, что по большей части рок предназначен для благотворительных агап, трапез любви, помимо Евхаристии Верных, либо до, либо после. Хотя некоторые вещи можно было бы вкраплять в ход традиционной Литургии как проповедь или изредкая замена, известных молитв или концерт – во время причащения священников в алтаре – впрочем, я убеждён что верные должны причащаться вместе (священники и миряне).

01.09.2003

Загрузка...