Инна Апенко. Бизнес с толком и умом

История о том, как работать с родными людьми, и о развитии бизнес-гена

Хрупкая, утонченная, нежная… Обаятельная, рассудительная, интеллигентная… Никто и не догадывается, сколько энергии, силы и мощи может заключать в себе милая девушка. В азиатских странах женщина в бизнесе – явление редкое, но меткое.

Инна Апенко – генеральный директор известного в Казахстане бренда детской одежды Mimioriki, исполнительный директор Textiline. Продолжает дело своих родных

бабушки, дедушки и отца, создавая уникальный продукт.

Бизнес Инны Апенко – со своей философией, своей родословной, своими перспективами.

Не математика жизни

Еще в детстве я свято верила, что математика и экономика в жизни мне не пригодятся. Несмотря на то что по математике, как и по гуманитарным предметам, в школе были пятерки, просила учителя меня не мучить. Уверяла, что с математикой я свою жизнь никогда не свяжу. Я хотела стать дизайнером рекламы. Окончила школу искусств, вся моя жизнь связана с эстетикой, просто не могу жить без красоты. И более того – всегда считала, что руководство, бизнес и предпринимательство были в другой плоскости, не моей.

Теперь я производитель одежды уже в третьем поколении.

В шестнадцать лет пришла в семейный бизнес, и вскоре папа оставил мне Textiline с численностью в двести сотрудников. Конечно, это был колоссальный стресс для меня – целый штат людей! Уже тогда понимала, что это и есть ключевая ценность. Ведь как специалист росла в компании с самых низов, затем возглавляла отдел продаж, экспортный отдел.

Я не была управленцем. Поэтому пришлось пережить многое: стресс, ощущение того, что нахожусь не в своем пространстве.

Тогда мы работали очень много в корпоративном сегменте, делали рабочую и спортивную одежду. Заказчик искусственно загоняет тебя в постоянный стресс, и ты каждый день проживаешь с ощущением того, что опоздал. Прекрасно понимала, что не выдержу жизни в постоянном стрессе. Нужно было что-то предпринимать или признавать поражение.

Для женского бизнеса очень важно внутреннее ощущение спокойствия, что тебя никто не сбивает с ног. Ты можешь внутренне быть наполненной и гармоничной и для своей личной жизни, и для семьи, и для детей. Поэтому функционально хотела развернуть фокус компании в другую сторону, чтобы избежать постоянного стресса и надрыва. Была разработана стратегия по уходу от B2B-сегмента в В2С-сегмент – и создания собственного бренда.

После рождения сына Марка во мне открылось новое дыхание и появились силы – и я начала создавать бренд. Так что сегмент детской одежды был выбран не случайно.

Это моя стихия. Это и есть то самое внутреннее ощущение гармонии.

Не просто бренд, а целый мир

Для меня всегда было непонятно, почему водить машину нас учат в автошколах, и без нужных знаний и умений на дорогу не выпускают, а как к тому, как правильно родить и воспитать ребенка, нигде не готовят. И мне хотелось максимально получить какие-то знания, потому что это большая ответственность. Я изучила очень много методик – западных и незападных. Дети погружены, так же как и взрослые, в информационный мир гаджетов и все меньше связаны с созиданием. Вплотную развитием ребенка многие начинают заниматься после трех лет, ближе к пяти-шести. Я не говорю про математику с пеленок, но ведь даже на тактильном уровне все должно быть намного раньше. Я верю, что каждый ребенок рождается с внутренней потребностью творить.

Во время беременности и в первый год взаимодействия с ребенком мне хотелось привнести в бренд, который мы создавали, идею раннего детского развития и творчества.

Mimioriki – не только бренд детской одежды. В какой-то момент стало ясно, что нашу идею невозможно вместить в рамки одежного бренда. Поэтому появился уникальный для Казахстана центр творчества и развития «Страна Мимиория» – это целый развлекательно-развивающий мир для малышей.

Антихрупкий лайфхак

Мужчины направлены на целевые действия, женщины больше думают и интуитивно предугадывают. Мужчина может находиться в постоянном стрессе, а женщина выдерживает только краткосрочный. Но женщина думает, как избежать такого состояния, ищет решения. И я нашла.

Придерживаюсь принципа антихрупкости. Стресс не может разрушить мои планы, потому что воспринимаю его с другой стороны. Есть такая метафора: «Ветер задувает свечу, но разжигает пламя». То есть если ты внутри силен и понимаешь, что какие-то барьеры, стрессы, проблемы неизбежны, они тебя тренируют скорее как в спорте, и ты закаляешься.

Бизнес-среда, и внешняя и внутренняя, подбрасывает вызовы, которые заставляют напрягать весь организм, чтобы рождать свежие решения и оставаться на плаву, быть в форме.

Проверка кризисом

Первый мировой кризис, его первая волна, стал невероятным стрессом, потому что порядка 40 процентов наших корпоративных клиентов просто не разместили заказы. Несколько нефтяных компаний из года в год обеспечивали практически полную загрузку производства. В один момент кризис перечеркнул все то, что нарабатывали месяцами. Как назло, это случилось именно тогда, когда управление фабрикой перешло в мои руки.

На тот момент мне было двадцать три года. И когда речь зашла о возможном увольнении людей, было такое ощущение, что режут по живому. Не один год работала, поэтому очень трепетно относилась к коллективу.

Все понимали, что около месяца можно продержаться на каком-то подкожном жирке, сложившихся запасах. Но что потом? Чувствовала, что от меня ждут какое-то решение, которое спасет в этой ситуации. Уверена, что такая кризисная стрессовая ситуация подтолкнула к тому, чтобы изменить бизнес-модель. И детский бренд родился именно тогда. И это стало выходом из ситуации. Выстояли…

Лайфхак-фильтр

Я для себя научилась создавать такой невидимый фильтр. Представляла, что любая проблемная ситуация носит энергетический характер, дает энергетический заряд и функционал.

Итак, пошагово это выглядит так:

1. В любой, самой горящей ситуации разделяешь все на эмоции и функционал. Ничего не накапливая, просто как через фильтр, пропускаешь через себя все: критику, проблемы, эмоции – и оставляешь функционал.

2. Холодно и прагматично пытаешься разобраться с функционалом.

3. Сначала, конечно, снимаешь общее напряжение – тушишь «сиюминутный пожар».

4. Затем начинаешь поиск и анализ его причин, формируешь правила, как этого избежать в дальнейшем. Для меня это очень важно.

Потом нужно через системное построение бизнес-процессов попытаться минимизировать создание стрессовых ситуаций.

Если ты в бизнесе, где каждый день случается «пожар», стресс будет каждый день. Если ты сумел отстроить стратегию компании таким образом, что все ориентированы на свои собственные дедлайны, «пожаров» будет гораздо меньше.

Папа – главный учитель

Мой папа – безумно харизматичный, сильный человек, личность. В бизнесе папа для меня – главный учитель. Благодаря ему я получила образование в лучшем вузе Казахстана с преподаванием на английском языке. А потом он на собственном примере дал настоящую школу бизнеса, без скидок на мой возраст. В семнадцать лет отправил меня одну в командировку в Корею. Задача – на международной выставке найти новых поставщиков ткани.

Благодаря ему у меня было ощущение, что я абсолютно взрослый человек, которому доверяют больше, чем всем остальным. И я готова была взять на себя эту ответственность.

Однажды на планерке в присутствии сотрудников он задал мне вопрос, а я сказала, что не знаю ответа. После планерки он позвал меня к себе и сказал:

– Инна, забудь выражение «Я не знаю». Его просто не может быть у дочери владельца компании. Не знаешь чего-то – пойди и узнай!

Такое доверие с авансом заставляло, побуждало и мотивировало искать информацию.

Папа – безусловно, авторитарный руководитель, который всегда знает, как и что делать. По-настоящему фанатею от него, в хорошем смысле этого слова, как от лидера и руководителя. Он делает вещи, которые не под силу большинству бизнесменов Казахстана. Сейчас управляет со своими командами крупными спортивными объектами в Алматы.

Одно из его жизненных кредо: «Не сравнивай себя со слабыми, сравнивай с сильными, всегда равняйся на сильных!».

Это для него очередной вызов. Он держит себя в постоянном азарте. И достигнув каких-то результатов, вместе с ним ты не останавливаешься, а идешь дальше. Да, мы лучшие, так неужели не будем больше ничего делать по этому поводу?!

Папа всегда декларировал, что мы не равняемся на фабрики в Казахстане, мы хотим быть лучшими среди лучших в мире. Мы всегда равнялись на самых сильных в любом сегменте. Эти правила и принципы глубоко во мне.

И сейчас я очень часто обращаюсь к нему за советами и поддержкой. Всегда важно, особенно в женском бизнесе, ощущение каменной стены, на которую при случае ты можешь опереться. Вот это ощущение папа мне всегда давал.

Смена руки владыки

Когда приходишь на управляющий пост после такого лидера-мужчины, то сказать, что это сложно, – ничего не сказать. Абсолютно другой эмоциональный фон, другие ожидания сотрудников от тебя… Не скрою, переживала, даже плакала. Но постепенно во мне просыпалось качество борца, рожденное из ответственности.

Наверное, даже исторически так сложилось, что уровень ответственности у женщин гораздо выше, чем у мужчин. Мужчина ушел на охоту, и там, наверное, может себе позволить погибнуть или неоправданно рисковать в погоне за мамонтом. Женщина не может себе этого позволить – уровень ответственности говорит ей, что у нее дети и нужно держать форму, чтобы растить их. И мы эволюционно привыкли, несмотря на свою эмоциональность, хрупкость и нежность, собирать все силы в наш женственный кулак и двигаться дальше. Да, мы поплакали, попереживали, но утром проснулись и пошли, условно говоря, рыть и копать. И я не могла себе позволить превратиться в какое-то тесто.

Конечно, наш с папой стиль управления и общения отличается, но иначе и быть не могло. Думаю, для мужчины-руководителя важно, чтобы он был победителем, для женщины – чтобы мы все победили. Когда папа проводил совещания, говорил всегда он. Мне важно, чтобы больше говорили сотрудники.

Я за то, чтобы верить в людей, наделять их ответственностью и давать им ощущение сопричастности к общему делу, к успеху, к победам, аплодировать за принятые ими решения. Поэтому для меня люди – одна из ключевых ценностей в бизнесе внутри нашего бренда. По-человечески очень сильно люблю их, за каждого переживаю. Всегда им говорю, что они первопроходцы, что мы – первый системный коммерческий бренд в Казахстане. И мы вместе, потому что верим друг в друга.

О ценностях семьи

Ценность труда всегда была для нас семейной, бабушка с дедушкой работали на фабрике. И меня тоже в детстве туда привозили, видела конвейер и сама из каких-то лоскутков пыталась что-то шить.

Знала, как зарабатываются деньги, и с шестнадцати лет не просила у родителей на карманные расходы. Брат этого не делал уже с двенадцати лет – на летних каникулах приходил и подметал двор фабрики, за что получал деньги.

Это совсем другие ощущения. Когда ты внес свой вклад, принес какую-то ценность этому миру, тогда не стыдно получать за это деньги.

Если у тебя есть какие-то потребности – пойди и заработай на эти потребности. Родители никогда не давили, не предопределяли путь, они давали удочку, а не рыбу.

Харизматичный лайфхак

К манере руководителя… Запомнилось одно сравнение начальника текстильного производства Ольги Ивановны. Она как-то говорила:

– Сергей Леонидович говорит громко, напористо, и ты уши поджал – и побежал, сделал. А Инна Сергеевна всегда говорит мягко, с улыбкой, но у тебя внутреннее ощущение, что шансов не сделать нет.

Такой стиль общения вырабатывается со временем, сердце и разум подсказывают, как поступить, когда, как, кому и что сказать.

Эпоха семейного бизнеса

Несколько слов о совместном ведении дел с родными людьми. Когда мы еще работали в одной команде с папой и братом, безусловно, было непросто. У каждого своя истина, своя точка зрения – частые конфликты, споры из-за принципиального несогласия.

В деле должен быть один определенный лидер, которому все доверяют. Но ты постепенно растешь и чувствуешь себя управленцем, начинаешь подвергать внутренней критике принятые решения, а для авторитарного руководителя это неприемлемо.

Не знаю, есть ли универсальный рецепт, как ужиться в семейном бизнесе, но у меня сложилось свое мнение. На каком-то этапе мы поняли, что каждый из нас – уже лидер, поэтому разошлись по разным проектам. Мы вместе, но на расстоянии. Сейчас у нас мир и согласие. Мы заняты в разных бизнесах, операционно не взаимодействуем. Поддерживаем друг друга советами.

Имидж и сотрудники

Наша фабрика борется за высокие показатели не только ради финансовых высот. Мы переживаем за имидж своей страны. Когда получаем международные награды или выигрываем конкурсы моды, мы понимаем, что это вклад в репутацию страны. И нам это важно.

Такой принцип общности и принадлежности царит и в нашей команде. У топ-менеджеров есть полное ощущение собственников компании и бренда, однозначно они чувствуют себя не просто наемными работниками.

Мы в них верим и инвестируем. Они также очень много инвестируют в себя, в свое развитие, чтобы привнести что-то в компанию.

Когда меня спрашивают, как я подбираю персонал и в каких случаях уходят сотрудники, говорю, что от нас уходят только в декрет. Правда. Мы вместе растем, развиваемся, закаляемся как специалисты. Мне кажется, что вот это как раз про женский бизнес-путь.

Исследовательский лайфхак

Сами по себе знания или какой-то теоретический материал – не самое ценное. Это все со временем забывается и стирается. Есть ключевые понятия, которые сформировали тебя как личность. Для меня это понятие дедлайна. На Западе все очень строго: нужно сдать работу и дедлайн обозначен в 10.00, у вас – ни секундой больше. У меня был собственный такой опыт: я опоздала на три минуты и меня не приняли на работу. Хватило одного раза на всю жизнь.

Теперь дедлайн – моя внутренняя фишечка, которая дисциплинирует, делает ответственным.

И еще один момент – это поиск, постоянный поиск. Еще в университете мы сами искали материал по конкретному предмету. Преподаватель не говорил ничего, кроме темы, и мы разделялись на команды и готовили материал. Такая система подготовки воспитывала и развивала исследовательский ум.

Сейчас все намного проще, мы живем в мире свободной информации – иди, найди и подготовься. Это дает ощущение свободы и легкости, нет барьеров и преград.

Даже если ты выучился на маркетолога, ничто не мешает тебе стать классным программистом.

Интеллект плюс энергия

Один из моих лозунгов: «Подумай, прежде чем подумать!».

Был период, когда у меня не было инструментов, чтобы справляться с эмоциями. Сейчас же эмоциональный интеллект на том уровне, когда я понимаю и разграничиваю: это мое эмоциональное состояние, это моя ответственность перед командой, перед франчайзинговой сетью, и я не могу раскиснуть, сказать, что устала или мне это надоело. И даже сейчас, будучи в декрете и территориально далеко от Алматы, каждый день провожу планерки, онлайн-встречи. Чувствую себя в полноценном операционном управлении всеми бизнес-процессами. Ни беременность, ни послеродовое состояние – не повод для расслабления.

Я очень верю, что энергия основателя бизнеса движет всеми бизнес-процессами. Как только ты раскисаешь, все начинает сыпаться. И это не означает, что ты себя искусственно тренируешь и заставляешь держаться за турникет или вытягивать за волосы, нет. Это уже выработанная привычка системного отношения к вещам и проблемам в том числе.

О внутренней кухне женского бизнеса

Если говорить о детской одежде, то все, что связано с детьми, это очень эмоциональная сфера бизнеса. Это постоянное взаимодействие с детьми, фотосессии, показы, встречи, тренинги, мастер-классы и т. д. Поэтому дети для нас – наиболее эмоциональная часть бизнеса и главное вдохновение для всех.

Это то, что близко каждой женщине. Наверное, женщина должна идти в тот бизнес, который, по сути, является ее увлечением, ее источником вдохновения. От своего дела она должна подзаряжаться новой энергией, а не наоборот – растрачивать ее. В бизнесе она не должна истощаться. Новые эмоции она может привнести в свой дом, в свою семью и передать детям.

Когда мы только создавали Mimioriki, открывали первый магазин – это был первый опыт в стране. Впервые казахстанский бренд поднялся на уровень профессионального ритейла. И как сейчас помню, когда давала первое интервью, очень смело и неожиданно для самой себя произнесла:

– Наша задача – открыть пятнадцать магазинов в Казахстане в ближайшие пять-семь лет.

Сказала тогда и испугала не только журналистов, но и себя амбициозной целью. Но все получилось, это произошло. Сейчас же, когда меня просят дать совет молодежи, всегда рекомендую мечтать масштабнее и крупнее – мечты сбываются.

Бизнес-эмоция от бизнес-ребенка

Первая и очень сильная положительная эмоция, когда твои дети успешны. Непередаваемые ощущения, когда любимый ребенок-человек и ребенок-бизнес «встречаются вместе»: ты одеваешь в продукт свое дитя (особенно сейчас, с маленькой доченькой). Продукту десять лет, и он уже очень обточенный и профессиональный.

Коллеги едва ли не на каждую неделю жизни младенцев готовят мини-коллекцию, и это невероятное удовольствие.

Качественная и красивая одежда однозначно делает материнство более приятным, особенно в первом периоде жизни ребенка – с бессонными ночами, коликами, животиками и т. д. Должна быть какая-то сильная эмоция, которая все это скрашивает. Наши коллекции не только эстетичны, они практичны. Понимание этого для меня – невероятное удовольствие!

Найти свой класс

Мой подход в бизнесе – относиться к каждому человеку, как к внутреннему клиенту. Как маркетолог убеждена, что нужно всегда рассматривать алгоритм от клиента и потом идти вниз по этой цепочке. Независимо, какой этобизнес. Если у тебя есть бизнес-идея, сначала нужно осмотреться на рынке: для кого ваш продукт, востребован он или нет. Какие-то мини-исследования провести, просто пройтись по тем предложениям, которые есть в торговых центрах, в Интернете и т. д. Нужен маркетинговый анализ ситуации на рынке: кто из конкурентов есть в этом сегменте, с каким ценообразованием они работают. И главное – ответить себе самой на вопрос «Где я хочу быть? Что могу предложить?».

Хочешь предложить миру что-то дорогое и элитное? Значит, надо продумать, как объяснить клиенту свою уникальность и эксклюзивность. Если средний сегмент, то уровень цены и качества должен соответствовать параметрам ожидания клиентов среднего звена.

Мы всегда ориентируемся на спрос, это очень важно. Именно аналитика спроса и понимание своей ниши дают четкую позицию, кто мы такие и для какого потребителя работаем.

Лайфхак о старте

Как-то на менторской встрече участницы одного из стартапов в Казахстане попросили меня проконсультировать их. Девушки начали шить женскую одежду. И целью они поставили – стать номером один на рынке casual-одежды для женщин в Казахстане.

Я говорю: да, это очень классная, очень амбициозная, очень смелая цель, но давайте попробуем ее оценить в каких-то цифрах. Есть очень простые, грубые, черновые расчеты. Что значит быть номером один? Как получить определенный объем рынка? Например, это возрастная группа женщин от двадцати пяти до тридцати пяти лет. Таких в Казахстане, к примеру, пять миллионов. Далее: в среднем они тратят на casual-одежду около ста долларов в год. Это и есть объем рынка. Чтобы его заполнить, нужно произвести определенные объемы одежды на такую-то сумму. Учесть затраты по времени на пошив одного платья, количество сотрудников, которые будут этим заниматься, объемы необходимых инвестиций, закупку оборудования. Еще вопрос: есть ли швеи такого уровня в Казахстане?

Нужно разложить все эти факторы, сделать примитивную, приближенную финансовую модель, чтобы оценить и сопоставить свои амбиции и цели с реальным миром. Часто бывает, что обычная рекомендация составить бизнес-план убивает до 90 процентов стартапов и желание что-то начинать в принципе.

Скажу прямо: не составляйте бизнес-план, а просто в своем блокноте посчитайте – вот моя цель и вот мое желание. Попытка прикинуть смету, даже без детализированных цифр, расставляет все точки над «и». Достаточно пяти минут. Иногда получается, что цели-то и задачи совершенно другие.

Очень важный шаг – сопоставить цели и амбиции не только со своими физическими возможностями, но и с показателями той страны, в которой находишься, с ее финансовыми ресурсами и т. д.

Ритейл сначала производство

Где бы тут поставить запятую? Задачи со звездочкой, как в школьных учебниках, в бизнесе были, есть и будут. Приходится проводить командный мозговой штурм, находить решение даже за границами родной страны. А некоторые задачи можно решить еще на берегу – до открытия дела. К примеру, в нашей сфере объединены как минимум два направления: производство брендовой одежды и fashion-ритейл.

Сегодня ритейл и производство одежды – два очень сложных самостоятельных бизнес-процесса, которые могут существовать независимо друг от друга. И не всегда нужно сразу создавать собственное производство. Сказать по правде, надо подумать, с чего бы я начинала.

Можно быть владельцем бренда, иметь свою креативную студию, где создаются коллекции, откуда удобно управлять розничной сетью, а производить одежду на фабриках, которые уже не один год этим занимаются.

По опыту компаний на нашем рынке вижу, что производство отнимает огромное количество усилий, времени, инвестиций. Если погружаешься в производство, то уже не до ритейла.

Наверное, сейчас я бы на начальном этапе, чтобы проверить свою бизнес-концепцию и посвятить себя больше креативной маркетинговой части бизнеса и упаковке продукта, все же производственный процесс вела на уровне аутсорсинга. Когда система работает, есть надежная схема продаж, возможно, есть смысл и в открытии производства.

В моем случае все начиналось наоборот: мы от производства перешли в ритейл. Но если стартовать с нуля, я бы порекомендовала так: открыть небольшое ателье, которое разрабатывает лекала, конструкции, модели и так далее, но шить у других.

Лайфхак «Большие оптовики – большая открытость»

Когда готов продукт, определена его концепция, важно понимать структуру дистрибуции. Это могут быть оптовые продажи, сеть собственных магазинов, схема франчайзинга или симбиоз нескольких схем.

Конечно, проще начинать с опта. Удобно работать с сетями, которые которые выполняя роль байеров, отбирают вещи, пользующиеся наибольшим спросом. Безусловно, через сети узнаваемость продукта повышается в разы. Оптовики работают с гораздо большей открытостью, с большим желанием.

Ошибки первого брака

Скрывать не стану, в первом браке мне не удалось совместить семью и работу. Всеми силами пыталась, но, наверное, это один из тех примеров, когда увлекающиеся своим бизнес-направлением женщины быстро растут, быстро эволюционируют. У них меняется мышление, масштаб целей и задач… На каком-то этапе они просто перестают замечать своего мужа. За этой динамикой и развитием какая-то часть жизни становится неинтересной. Мое увлечение работой и бизнес-события просто перекрыли все попытки человека, который был рядом, заявить о себе в этом мире.

Конечно, сделала для себя выводы. Все же переезд в Москву, связанный с развитием бренда в России, был правильным решением. Жизнь дала мне второй шанс на счастье. Я могу реализовать себя в семье, дать возможность мужу быть выше и занимать лидерскую позицию в организации жизненных событий.

Но есть один момент: страдаю. Я всегда была на виду – публичные выступления, семинары, форумы… И этим ощущением я наслаждалась. Но женщине важно находить себя и в каких-то других жизненных ролях. Сейчас могу сказать: когда это получается, получаешь не меньшее удовольствие.

Сейчас в моей жизни происходит внутренняя трансформация. Работаю над собой, чтобы энергетически больше отдаваться дома, в семье, чтобы родные люди это ощущали. Сын очень радуется, потому что мы стали значительно больше времени проводить вместе. Создаю свой микроклимат, в котором нашей семье хорошо.

Лайфхак-фонтан

В первом браке я очень активно рассказывала мужу обо всем, что происходит в жизни бренда. Мне казалось, важно делиться, быть открытыми друг с другом. А получалось, что просто выплескивала на него массу информации.

Мы, женщины, пытаемся фонтанировать, и это хорошо, но это не всегда то, чего от нас ждут наши мужчины. Общение необходимо. Но нужно рассказывать о чем-то другом и создавать свой микроклимат и микропространство, в котором ему будет так же хорошо, как и вам хорошо там, откуда вы принесли эти эмоции.

Сейчас даю возможность мужу рассказывать и о его победах, событиях, чтобы моя жизнь все-таки не перекрывала его успехов.

Не перетягиваю на себя одеяло в этом плане. Он понимает, что я ничего не скрываю, а просто что-то не рассказываю. И он спокойно к этому относится.

Настоящая половинка

С моим супругом мы были одноклассниками: вместе учились в школе в Алма-Ате, а в старших классах его семья переехала в Москву. Но мы поддерживали отношения и оставались хорошими друзьями. Когда приезжала в Москву на различные мероприятия, обращалась к нему за помощью, а он всегда открыто помогал. Без всякой выгоды.

Он меня все-таки воспринимает по тем человеческим качествам, которые остались в памяти с детских, юношеских лет. Я же воспринимала его как надежного человека. Всегда опекал, помогал, поддерживал, был просто собранием всех лучших мужских качеств. Относила это на счет абсолютно дружеских проявлений.

В последний мой приезд просто, словно по-дружески, поинтересовался, как семья. Я сказала, что развелись. В ответ услышала «Ну наконец-то!».

Как он радовался! Говорил, что ждал меня все эти годы. Не женился.

С того момента у меня вообще никаких шансов не было. Не было варианта не согласиться на его предложение!

Мы встретились на бизнес-форуме и с того момента больше не расставались.

О сыне полка и маме

С воспитанием детей мне всегда помогала мама. Это еще одна моя крепкая стена. Она и сейчас помогает с дочкой. Несмотря на то, что живем в Москве, приехала.

Марку повезло, потому что он первый, и было огромное количество желающих нянек, которые просто не спускали его с рук. Такой сын полка. Но он как раз был из тех непроблемных детей – никаких сложностей первого периода.

С первого дня он хорошо спал. Я просыпалась один раз за ночь на кормление. И до трех лет вообще не плакал. Идеальный ребенок, который очень доброжелательно воспринимает мир.

Конечно, я брала его с собой на работу, переносила в люльке. И встречи проводила: разговариваю с людьми – и люлька с сыном рядом. Эта открытость и коммуникабельность с первых дней жизни и сейчас ему помогает. У него нет барьеров во взаимоотношениях ни со взрослыми людьми, ни с ровесниками. Он привык к тому, что он часть этого общества, этой системы и улыбается миру, поэтому мне с ним было достаточно легко выстраивать бизнес-процессы.

Мы не сюсюкались с ним с детства. Я сторонник того, чтобы относиться к маленькому ребенку, как к взрослому, и давать ему свободу в принятии решения с первых дней жизни. У Марка самоопределение было достаточно мощным с самого начала. Когда он ходил на плавание, тренер сделал ему замечание на весь бассейн. Четырехлетний Марк доплывает до бортика, поднимается к нему наверх, встает напротив него и говорит: «Я вам ничего не должен!». Поворачивается и уходит. Потом сказал мне, что не пойдет туда больше. Такая у него жизненная позиция: он несет ответственность за свои решения.

Лайфхак-переключение

Нежелательно переплетать сферу бизнеса и семью в эмоциональном плане. Нельзя выплескивать сторонний негатив на то, что бережешь и лелеешь.

К примеру, если на планерке были какие-то острые моменты и пришлось понервничать, важно выйти из зала заседаний или кабинета и отключиться от этого. Перед детьми должна быть нежная заботливая мама.

Это умение мне очень помогает.

В продолжение о ценном

Как женщина, в бизнесе придерживаюсь определенных принципов. Однозначно мы за этичный честный бизнес. Это всегда было и остается той моделью и безусловным правилом, с которого мы начинали. Любые неэтичности неприемлемы, потому что ты всегда рискуешь не только собственной безопасностью, но и безопасностью своих детей.

Мы за честные и открытые отношения с нашими бизнес-партнерами, с клиентами и членами команды.

Второй принцип: главная ценность – это человек. И это особенно важно в нашем бизнесе, потому что все создается людьми, несмотря на то что производство очень автоматизировано и в нашем распоряжении последние технологии. Креативный бизнес, fashion-бизнес очень сильно зависит от творческого потенциала человека, от его настроения, эмоционального состояния. И внутренне я уверена, что у нас все получается благодаря тому, что мы ценим людей, которые рядом с нами, у нас есть ощущение внутренней ответственности перед ними. Мы всегда делаем чуть больше, чем классические работодатели. Ощущение команды, осознание того, что рядом очень важные люди, которые относятся к бизнесу, как к своему собственному, и является безусловной составляющей успеха.

Третья ценность или правило, такое прояпонское – непрерывное развитие, непрерывное совершенствование. Это и моя личная жизненная ценность, и одна из главных ценностей в бизнесе. Мы всегда ставим прорывные цели на следующий год. Важно определять, куда мы движемся, и это должно быть значимо для всей команды!

Недавно я выступала в парламенте за расширение границ. Мы привыкли мыслить местечково. Наш президент говорит о цели войти в тридцатку развитых стран мира, а мы по-прежнему, когда создаем какие-то бизнесы, ассоциируем себя все-таки с границами Казахстана. Мой тезис заключался в том, что нужно мыслить по-крупному. Давайте же позиционировать и воспринимать себя как глобальные компании, глобальные бренды! Больше веры в себя!

Мечтательный лайфхак

Мечтайте по-крупному! Мечтайте масштабнее! Мы отчего-то занижаем уровень своей мечты, своей цели, когда говорим про бизнес. Нужно думать масштабнее, и тогда мечты сбываются. Может быть, вы и не станете номером один в мире, но вы, во всяком случае, пересечете границы своей страны, будете иметь тройку-пятерку стран-экспортеров.

Эта философия помогла нам. Мы, единственные за историю развития брендов одежды Казахстана, экспортировали продукцию в Швейцарию. Это ощущение такой внутренней свободы и внутреннего расширения границ дает возможность достигать более высоких результатов. Поэтому я за то, чтобы цели были большими! Мечтайте!

Загрузка...