Примечания

1

* Здесь и во всех последующих цитатах приводятся отрывки из Синодального перевода. – Прим. перев.

2

Видение преподобным Пилом позитивного мышления опирается на философию святого Августина (354–430 гг. н. э.), христианского богослова, который, как известно, написал: «Понимание – это награда за веру. Поэтому стремитесь понять не то, во что вы можете поверить, но верьте в то, что вы можете понять». Мусульманские философы и ученые продвинули эту идею на несколько шагов дальше. Мутазилиты VIII–X веков считали, что шариат (религиозный закон) одобряет то, что приветствует разум, и отвергает то, что разум считает предосудительным. Философ-ученый IX века Абу Наср Аль-Фараби говорил о шариате как о выполняющем двойную роль – направляющем индивидов к человеческому совершенству и устанавливающем гармонию в сообществах людей. Андалузский философ-эрудит Ибн Рушд (Аверроэс), творивший в XII веке, обозначал связь между философией (мудростью) и религией (шариатом) как «единство истины». Он утверждал, что философия необходима для обогащения веры, а вера – для руководства человечеством; следовательно, поскольку истина является целью того и другого, они не состоят в противоречии, а дополняют друг друга. Раввин Менахем Мендель из Коцка (1787–1859), известный как ребе Коцкер, возможно, обрисовал это лучше и лаконичнее всего, заметив: «Где Бог? Везде, куда Ему позволено входить». И еще он сказал: «Тот, кто не видит Бога везде, не видит Его нигде».

3

* Это то, что пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир, выразил в хадисе, переданном шейхами Мухаммадом Бухари и Муслимом ибн аль-Хаджжаджем (Имамом Муслимом): «Я наиболее близок к Иисусу, сыну Марии, среди всего человечества в этой мирской жизни и в следующей. Они сказали: „О посланник Аллаха, как это?“ Вслед за этим он сказал: „Пророки – братья по вере, у которых разные матери. Однако их религия едина, и между нами [Мухаммедом и Иисусом Христом] нет апостола“». Смысл хадиса в том, что законы пророков могут отличаться в зависимости от времени и условий, при которых они были получены, но источником всякой веры является единый истинный Бог.

4

Я вспоминаю из Корана ответ Бога Его посланнику Аврааму, когда его спросили, как Он воскрешает мертвых: «И [помяни], как сказал Авраам: „Господь мой! Покажи мне, как оживляешь Ты умерших!“ Сказал [Аллах]: „Разве не уверовал ты?“ Сказал [Авраам]: „Да, [уверовал]! Но для того, чтобы успокоилось сердце мое“» (Аль-Бакара: 260).

5

Здесь и во всех последующих цитатах из Корана приводятся отрывки в переводе на русский язык Эльмира Кулиева. – Прим. перев.

6

Наши священные тексты недвусмысленно подтверждают общность наших верований. В Коране Бог напоминает нам: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: „Мы не делаем различий между Его посланниками“. Они говорят: „Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие“ (Аль-Бакара: 2:285).

В Библии указано: «Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исход 3:4–6).

7

Здесь стоит упомянуть, что Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова не является независимой священной книгой ни одной из авраамических религий, но она почитается в христианстве и иудаизме.

Загрузка...