«Сила позитивного мышления» звучит как название из другого времени и мира, менее беспокойного, чем нынешний. Но эта классическая работа сегодня так же актуальна, как и тогда, когда она была впервые опубликована, а необходимость в ней ощущается гораздо острее.
Позитивное мышление, по словам преподобного доктора Нормана Винсента Пила, – это не наивный оптимизм, а скорее «скромная, но разумная уверенность» в том, что мы способны преодолеть трудности. «Жаль, – писал он, – что люди позволяют себе быть побежденными проблемами, заботами и сложностями человеческого существования, а ведь в этом совершенно нет нужды».
Что значит «нет нужды быть побежденными»? Многое в жизни – личные обстоятельства, ограничения, действия других – кажется неподвластным нашему контролю. Может показаться, что успех или провал – это скорее вопрос удачи, чем желания. По мнению преподобного Пила, мы терпим поражение тогда, когда позволяем негативу доминировать в наших умах. Помимо всего прочего, неуверенность в себе, запугивание и страх программируют нас на неудачу. Мы не можем изменить реальность, с которой сталкиваемся, однако способны произвести изменения в наших мыслях о ней.
Если нам удастся найти в себе силы противостоять разрушительным идеям, то у нас появится возможность культивировать позитивные чувства, ведущие к продуктивным действиям, которые могут принести нам душевный покой, энергию и жизненную силу, избавление от беспокойства и сердечной боли, а также обеспечить личную самореализацию и профессиональный триумф.
Безусловно, это звучит обнадеживающе. Но позитивное мышление, по определению преподобного Пила, выходит за рамки простого оптимизма. Для начала мы должны заглянуть за пределы самих себя и нашего ограниченного воображения. Освободиться от тисков разрушительных мыслей, призывая духовную силу, которая основана на укреплении нашей веры в Единого Бога и абсолютном доверии к Нему.
Когда я открыл для себя эту книгу, описанные выше идеи поразили меня, потому что были близки мне. Многие люди связывают позитивность с индивидуальным темпераментом или считают, что это установка на «хорошее настроение». На мой взгляд, это сила, которая побуждает нас жить полной жизнью, проявлять любознательность в познании мира и стремиться преобразовывать его, делая лучше по сравнению с тем, каким он нам достался. Это не интеллектуальный и не логический процесс, а эмоциональное богатство, исполненное надежды. Позитивное мышление – это энергия, которая разжигает нашу инициативу и дает нам мужество, помогает во всех начинаниях и способствует обретению уверенности.
Сказанное становится для нас очевидным, когда мы осознаем и принимаем природу жизни такой, какая она есть, полной трудностей и не лишенной преград. Мы терпим мучения и спотыкаемся точно так же, как это делали пророки и посланники до нас. Как написано в Библии, «в пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иакова 5:10)[1]. Наша вера в Бога, как и вера пророков, является единственной силой, благодаря которой мы способны двигаться вперед. Точно так же, как они одерживали победы благодаря духовной силе, будет и с каждым из нас, чье сердце расширяется, чтобы верить в Бога и уповать на Него.
Без этой энергии мы попадаем в ловушку негативных мыслей, чувств и поступков. На стадии мышления колеблемся и сомневаемся в себе, нас переполняют идеи, мы неохотно действуем. На этапе чувств нас обуревают эмоции, не сдерживаемые рациональностью всеобъемлющей философии, поэтому мы склонны сильно сомневаться в правильности того, что делаем или собираемся предпринять. Позитивное мышление требует согласованности мыслей и чувств, что приводит к конструктивному поведению, которое позволяет нам принимать, а не отвергать жизнь во всем ее великолепии и боли.
К сожалению, очень многие молодые люди, встретившиеся на моем пути, глубоко вовлечены в этот отрицательный цикл. Конечно, я сочувствую их горю. Мы живем во времена глубокого разделения и конфликтов: глобальных, социальных, религиозных, экономических. Безжалостные циклы новостей и социальные сети раздувают пламя беспорядков. Все это приводит к тому, что молодежь отчаивается, понимая, насколько сложно в этих условиях реализовать свои амбиции, рассчитывать на достойную заработную плату, достичь духовной самореализации или просто найти комфортное место для себя в столь нестабильном мире.
Безнадежность часто перерастает в деструктивное поведение, которое удерживает страдающие души на беговой дорожке негатива и самореализующихся пророчеств о поражении и разочаровании.
Как нам изменить это мышление? Я долгое время верил, что перемены начинаются с признания того, что мы – создания, избранные Богом для того, чтобы быть Его наместниками и действовать от Его имени на этой земле. Бог доверил нам, в отличие от других Его творений, силу мысли, чтобы мы могли отличать добро от зла, повиноваться Его законам и, что более важно, почитать Его, обогащая тем самым наше эфемерное существование.
Если мы осознаем свою связь с Божественным и проявляем Его дух через наши действия, то никак не можем жить в запустении и терпеть бесконечные поражения. Я согласен с верой преподобного в то, что мы реализуем наш человеческий потенциал, интуитивно понимая свою веру, черпая в ней энергию и направляя нашу духовную силу на благо всего сущего. И приветствую ее.
Книга «Сила позитивного мышления» не является миссионерской. Она представляет собой увлекательный сборник историй о проблемах, которые настигли прихожан преподобного Пила в те времена, когда он был пастором Мраморной коллегиальной церкви в Нью-Йорке. Это те трудности, с которыми мы сталкиваемся и сегодня: чувство неполноценности или несостоятельности, гнетущее беспокойство, кажущиеся непреодолимыми препятствия и боль от душевных терзаний и потерь.
Советы преподобного Пила, которые он давал своим прихожанам, мы также можем использовать для того, чтобы противостоять невзгодам, укрепляя прежде всего собственную связь с Божественным. Методы, использованные им для облегчения страданий, основываются на его христианской вере и стихах Ветхого и Нового Заветов.
Нехристианам эти решения могут показаться неприемлемыми. Многие, кому я рекомендовал эту книгу, неверно истолковали ее послание как призыв к обращению в христианскую веру. Но во время чтения я обнаружил, что между учениями об исламе и христианскими уроками преподобного Пила прослеживается явное соответствие, начиная с его восприятия веры как источника жизнеутверждающей мысли. Взаимосвязь между верой и разумом хорошо представлена в исламской традиции[2]. И я был особенно впечатлен сходством цитат из Священных Писаний, которые приводит преподобный Пил, с отрывками из Корана. Чем внимательнее я читал, тем больше отголосков нашей священной книги и благородных хадисов замечал[3]. Очарованный этими параллелями, я обратился к Танаху и обнаружил такое же сходство в уроках и учениях.
В итоге я пришел к выводу, что изложенные в книге уроки являются отличной дорожной картой для духовного путешествия от беспокойства и беспомощности к улучшению состояния. Представьте, что христианские библейские стихи и эквивалентные им исламские и иудейские тексты сливаются и наполняют силой пламя чудесного светильника, который ярким светом озаряет жизненный путь, временами такой трудный и темный.
Я считаю наше время поистине жестокой эпохой для молодежи, особенно тех представителей этого поколения, которые отдалились от авраамических религий, когда потеряли надежду и не нашли никого, кто мог бы направить их в нужное русло или открыть силу и позитив, наполняющие содержание священных книг. В книге преподобного Пила «Сила позитивного мышления» я обнаружил яркий факел, который может осветить дорогу этим заблудшим путникам. Молюсь о том, чтобы дополнения, внесенные в оригинальную книгу, предоставили всем юным христианам, иудеям и мусульманам доступ к священным стихам, которые помогут им сохранить веру и защитят их от негативных мыслей и влияний. Я верю, что спасение этих молодых людей было главной целью, к достижению которой стремился преподобный Пил, воплощая в жизнь свою гениальную идею представить повседневные истории из жизни, а затем показать путь, который поможет вернуть веру в Бога и Его учение. Я был настолько вдохновлен этими открытиями, что создал это аннотированное издание, используя основополагающие тексты трех великих авраамических религий мира.
Подготовка его к публикации была радостным актом «духовного туризма», подтверждающим и углубляющим мою религиозную веру. То, что все три эти священные книги предлагают такие похожие слова мудрости, которые утешают и направляют нас через жизненные испытания, обнадеживает[4], и это неоспоримое подтверждение того, что Бог заботится о нас.
«Кто не благодарит людей, тот не поблагодарил Аллаха» – это великое изречение религиозного этикета, согласованное в трех авраамических религиях. Его смысл одновременно прост и глубок. Выражать благодарность другим за услугу, оказанную вам, – это один из поступков, свидетельствующих о доброте и хороших манерах, которые Бог предписал людям. В Коране Бог спрашивает: «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» (Ар-Рахман: 60)[5].
Выражение моей признательности здесь за то огромное влияние, которое оказала на меня эта книга, и за ту силу, которой она одарила меня в моей личной жизни, является формой благодарности преподобному Пилу. Часто вспоминаю день вскоре после того, как я начал работать над этим новым изданием книги. Это был мой день рождения. Я готовился составить большое количество электронных таблиц и заметок по аналогичным текстам из трех священных книг. Хотел закончить эти дела перед посещением небольшой вечеринки по случаю дня рождения, которую моя семья запланировала дома. Судьба, однако, строила другие планы. День моего рождения стал днем смерти моего отца.
Я был особенно близок со своим отцом не только потому, что мы жили в одном доме, но и потому, что он был единственным, с кем я мог обсуждать любые мысли и идеи. Он был моим лучшим другом и доверенным лицом, самым важным для меня человеком. Уникальный образец для подражания, сочетавший в себе бесконечную доброту и несгибаемую твердость, он был терпеливым и любящим, никогда не боялся помогать людям всем, чем мог. Забота о нем после обострения его диабета стала неотъемлемой частью каждого моего дня. Я не мог представить свою жизнь без него, но в последние дни жизни отца совершенно не думал о возможности потерять его.
Признаюсь, что с момента его смерти и на протяжении всей подготовки к похоронам я чувствовал, что он, как всегда, наблюдает за мной, внимательно и покровительственно следит за всеми моими делами. Как и прежде, я мог посоветоваться с ним по многим вопросам, в том числе и по поводу его похорон. Очевидно, что мое психологическое состояние воплощало в себе полное отрицание.
Его смерть стала неоспоримым фактом в тот момент, когда похороны закончились. Я вернулся в дом, больше не наполненный его присутствием, мудростью и любовью, и меня охватила невыносимая печаль. Жизнь, какой я ее когда-то знал, изменилась до неузнаваемости. Мое горе было настолько глубоко, что испытанию подверглось все, что я лелеял каждой клеточкой своего существа, подчиняясь Божьему указу и сохраняя основанную на вере силу позитивного мышления.
В конечном счете вера в мои убеждения оказалась моим спасителем. Во-первых, смерть и жизнь находятся в руках Бога. Во-вторых, смерть – это переход в другую жизнь, которая является вечной, поскольку означает возвращение к Богу. В Коране сказано: «Войди в Мой Рай! О душа, которая обрела покой в поминании Аллаха и возлюбила Его! Вернись к Господу, который вскормил тебя своими благами. Ты будешь довольна своим Господом и той наградой, которой Он почтил тебя» (Аль-Фаджр: 30).
В последующие дни моя вера в Бога утешала меня. Это не уменьшило моей печали, однако удержало от падения в бездну отчаяния и уныния. Вера в Бога и в то, что мы возвращаемся к Нему после смерти, дала мне силы признать, что существование моего отца не прекратилось, а эволюционировало в совершенно иное состояние, отличное от земного.
Когда я вышел из тумана горя, то начал задаваться вопросом, каково было бы неверующим потерять своих близких. И я начал лучше понимать стих из христианской Библии: «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Римлянам 14:8). Аналогично в Танахе: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Псалтирь 22:4).
При жизни моего отца самым тяжелым испытанием, с которым я когда-либо сталкивался, было состояние угнетенности, вызванное чувством несправедливости. В таких ситуациях человек часто впадает в отчаяние и чувствует жажду слепой мести. Для меня же метода позитивного мышления, изложенного преподобным Пилом, было достаточно для того, чтобы иметь возможность контролировать себя.
Однажды мне позвонил друг и спросил: «Ты читал, что упоминалось о тебе в СМИ?» Кто-то из моих знакомых выдвинул против меня ложное заявление по очень сложному и деликатному делу, связанному с обвинениями в нанесении ущерба национальной экономике. Хуже того, не самые авторитетные сайты перепечатали эту ложь, не утруждая себя ее проверкой.
В то время я не нашел ничего, что могло бы защитить меня от этого утверждения, кроме того, что Коран рекомендует оказавшимся в такой ситуации: «O те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, a не то вы будете сожалеть о содеянном» (Аль-Худжурат: 6).
Я повторял этот стих всякий раз, когда кто-то спрашивал меня об обоснованности этого обвинения. На этом все не закончилось, потому что, к сожалению, ничто не распространяется быстрее, чем громкий заголовок. Благодаря частому упоминанию ложь набрала достаточный размах, чтобы ее повторили и в авторитетных новостных изданиях. У меня было разбито сердце, но я подавил панику и утешал себя этим отрывком из Танаха: «Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их» (Псалтирь 20:12).
Я доверил свою проблему Богу, и помогли мне эти стихи:
Танах: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Псалтирь 90:14–16).
Коран: «Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься оттого, что они ухищряются» (Ан-Нахль: 127).
Библия: «Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Римлянам 8:25).
Следовательно, у нас есть вера в Бога и упование на Него, как наставляет нас Коран: «Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!» (Ибрагим: 12). Таким образом, угнетение и гнев превращаются в удовлетворенность и веру в то, что Бог не угнетает и не принимает козни угнетателей. Об этом также упоминается в Танахе: «Весь народ чрезвычайно изумился; пали, поклонились Богу и единодушно сказали: благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего!» (Иудифь 13:17). И в Новом Завете: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4).
В конечном счете я был полностью и окончательно оправдан. Чтобы не чувствовать себя отравленным горечью испытания, я размышлял над историями Ионы, найденными в священных книгах трех авраамических религий.
Это лишь два из многих примеров, когда более смелый подход к жизни, основанный на силе позитивного мышления, вдохновил меня. Надеюсь, что все читатели найдут в данной книге новое подтверждение Божьей любви, выраженной в священных текстах их веры. Я также лелею надежду на то, что все верующие будут придерживаться своей религии и питать свою душу великолепием и величием приближения к Богу, читая Его слова и следуя книгам, которые Он ниспослал Своим пророкам. Придерживаясь того, что Бог заповедал и запретил, все верующие могут достичь счастья и успеха в своей жизни.
Призываю каждого, кто читает эту замечательную книгу, быть послом Бога на земле и всячески подпитывать любовь между всеми людьми в целом и народами Авраама в частности, несмотря на их различия в обычаях, традициях и верованиях. Для верующих трех благословенных религий, а также людей других религий никогда не будет неправильным прочитать все священные книги, чтобы открыть для себя великолепие Божественного дара, которым Бог наделил нас. Тех, кто не решается читать священную книгу вне своей религии, я прошу не бояться и читать с открытым сердцем. Все мы – Божьи создания и преемники Его на земле.
Я молюсь о том, чтобы это аннотированное издание побудило вас обратиться к красоте учений собственной, а также других религий. Пусть это также подчеркнет то, что христиане, мусульмане и иудеи – все дети Авраама – буквально братья и сестры одной семьи, у которых гораздо больше общего, чем различий.
На протяжении веков наши три конфессии были отчуждены из-за конкурентной борьбы (политика, территории, идеологическое господство), которая иногда велась во имя религии, но имела мало сходства с нашим общим видением Бога. Рассмотрение священных текстов наших трех религий, отражающих одни и те же Божественные решения земных проблем, должно показать, что предполагаемые идеологические разногласия между нами не являются фундаментальными, а представляют собой вопросы акцентирования, интерпретации и адаптации к различным культурам[6].
Поскольку мы столь тесно связаны одним и тем же наследием и этическими системами, я искренне надеюсь, что три авраамические религии смогут объединиться, чтобы способствовать новой гармонии для человечества. В то время, когда мир кажется более бездушным и материалистичным, чем когда-либо прежде, наши общие идеалы становятся еще важнее.
Многое в мире нуждается в исцелении: вражда между Востоком и Западом; глобальное разделение на консервативное и прогрессивное; конфликты между расовыми, гендерными и этническими группами; дисбаланс между бедными и богатыми… и это лишь некоторые из горячих точек. Если три великие религии смогут найти общую цель, мы могли бы ощутимо приблизиться к достижению всеобщего мира, любви и принятия.
Эта философия вдохновила Ватикан и Аль-Азхар, крупнейшие христианские и исламские религиозные учреждения в мире, объединить усилия. В 2019 году папа римский Франциск и великий имам Ахмад аль-Тайеб подписали Документ о человеческом братстве в Абу-Даби и создали Высший комитет человеческого братства (Higher Committee of Human Fraternity, HCHF), состоящий из пяти мусульман, одного иудея, двух католиков и чиновницы Организации Объединенных Наций, в биографии которой не указано вероисповедание.
Вдохновленный этим, президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мухаммад ибн Заид, наследный принц Абу-Даби, распорядился построить на острове Саадият в Абу-Даби комплекс, включающий синагогу, церковь, мечеть и образовательный центр, где в течение всего года проводятся семинары и диалоги. Я призываю всех посетить дом семьи Авраамов, который воплощает в себе послание братства и любви между всеми верующими.
Возможно, книга «Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века», способствуя дальнейшему развитию межконфессионального диалога, также может сыграть свою роль, пусть и незначительную, в продвижении братства и преодолении нетерпимости.
Я в долгу перед преподобным доктором Норманом Винсентом Пилом, учения которого открыли мне глаза и расширили кругозор. Я пообещал, что всякий раз, оказавшись в северной части штата Нью-Йорк, буду посещать его могилу на кладбище Квакер-Хилл, чтобы помолиться за его душу и выразить свою глубокую благодарность.
Есть меткое выражение Роберта Лейтона, шотландского епископа XVII века: «Цветок, который следует за солнцем, делает это даже в пасмурные дни». Как это понимать? Независимо от того, какие темные моменты мы переживаем, нас все равно направляет солнце, которое олицетворяет собой Божье присутствие. Как показано в этом аннотированном издании вечной классики преподобного Пила, мы все купаемся в лучах одного и того же солнца.
В заключение я хотел бы выразить свою благодарность Фонду Пила и семье Пила за то, что они доверили мне подготовить эту аннотированную версию великолепной книги преподобного Пила. И я хотел бы поблагодарить тех, кто помогал в ее создании: редакторов Waterside Productions, Inc.; моего адвоката Кортни Рокетт; моего личного редактора Лайзу Маккормак; моего личного переводчика Салсабиль Махмуд; доктора Сулеймана Ахмеда, профессора философии; доктора Ахмеда Самера, профессора права шариата; Абдельрахмана Исмаика, моего брата.