Почему религия?

После четырех десятилетий государственной службы первый президент Соединенных Штатов Америки в своей прощальной речи подытожил важность религии для личной и национальной морали.

«Из всех склонностей и привычек, которые ведут к политическому процветанию, – сказал Джордж Вашингтон молодой нации, – религия и мораль являются незаменимыми опорами. Напрасно претендовал бы на дань патриотизма тот человек, который должен был бы трудиться ради того, чтобы ниспровергнуть эти великие столпы человеческого счастья, эти самые прочные опоры обязанностей людей и граждан. Простой политик, наравне с благочестивым человеком, должен уважать и лелеять их. Ни одна книга не смогла бы проследить всех их связей с частным и общественным счастьем. Давайте просто спросим: где гарантия собственности, репутации, жизни, если чувство религиозного долга отступает перед клятвами, которые являются инструментами расследования в судах? И давайте с осторожностью отнесемся к предположению о том, будто мораль может поддерживаться без религии. Что бы ни признавалось за влиянием благородного воспитания на умы особого склада, разум и опыт не позволяют нам ожидать, что национальная мораль может возобладать при исключении религиозного принципа».

Религия и сохранение ее свободы были настолько неотъемлемой частью национальной морали, что Джордж Вашингтон лично заверил группу, заинтересованную в том, чтобы свобода вероисповедания не была включена в первоначальную Конституцию (это стало первой поправкой), что он никогда не подпишет документ, если посчитает, что это поставит под угрозу права любой религиозной группы.

С момента начала нашего сознательного существования на этой земле и до сегодняшнего дня человечество жило религиозно. Поскольку наше сознание в процессе переживания прогрессирует от частичного сенсорного упрощения к полной духовной абстракции, религиозная принадлежность стала основным компонентом нашей индивидуальной и коллективной идентичности. Основанная на вере и поведении природа религии означает не только то, что мы разделяем свои убеждения с другими, но и то, что мы являемся носителями всеобъемлющей культуры, особенно если принадлежим к одной из авраамических религий с общими или очень похожими ритуалами, писаниями, пророками, священными днями и местами, а также, самое главное, с общим происхождением, нашим учителем Авраамом, да пребудет мир с ним.

Священные книги трех авраамических религий – это благословение и свет от Всемогущего Бога и его посланников. В Коране написано: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь» (Аш-Шура: 52).

Эти священные книги знакомят нас с Богом, показывают нам Его величие и силу и объясняют, чего Он желает от Своего творения. Их призыв универсален, не ограничен каким-либо народом или нацией, и их чудесность не ограничена временем или местом. Их объединяющее послание поддерживает одну и ту же основную истину: единство Всемогущего Бога.

Сама наука, на которую многие ссылаются как на причину для неприятия религии, посредством исследований доказала преимущества религии как противоядия от социальных болезней, таких как расизм, насилие, преступность, депрессия, наркомания, самоубийства и распад семьи. Религиозная вера играет огромную роль в противостоянии им всем, либо прямо запрещая негативное поведение, либо косвенно поощряя позитивное поведение и мышление, которые порождают счастье, умиротворение, смирение, спокойствие и уравновешенность.

Более того, научные исследования доказали роль, которую вера и религиозность играют в сопротивлении физиологическим заболеваниям, повышении шансов на выздоровление и излечение, а также в укреплении общего физического здоровья людей. Это помогает объяснить переживания тех, кто оказался на грани смерти из-за неизлечимой болезни только для того, чтобы выздороветь, когда врачи единодушно пришли к выводу о невозможности их выживания.

Религия также освобождает нас от экзистенциальной пустоты, которая в противном случае правит материальным измерением и может убить душу задолго до того, как смерть овладеет телом. Хотя многие утверждают, что атеизм – это рациональная позиция, основанная на доказательствах реалистичного опыта и ясной логике, на самом деле она проистекает из отрицания духовного, заложенного в самой структуре и сущности человеческой природы. Атеизм питается экзистенциальной тревогой, которая лишает нас примирения с нашим прошлым, принятия своего настоящего и уверенности в собственном будущем.

Разум и духовность – это связанные между собой элементы, которые отличают людей от других живых существ, подпитывая нашу способность исследовать смысл и цель жизни – не только с точки зрения ее эфемерного существования, но и с позиции непрерывности и бесконечности души после телесной смерти.

Что касается экзистенциальных вопросов, которые всегда преследовали человечество на протяжении веков, то только религия удовлетворяет нашу жажду познания вечного, тоску по священному и спасению от греха и нечистоты, чего не смогли достичь ни гуманитарные науки, ни искусства.

Религия – это призма, через которую мы интерпретируем феномен бытия, его детерминанты и последствия. Благодаря учениям мы понимаем жизненный опыт и то, как на него реагировать. Обретаем чувство смысла и целеустремленности, наполняемся силой справляться с невзгодами и лишениями и становимся способными с любовью помогать другим, нуждающимся в нашей поддержке. Ибо наша вера в Бога наполняет нас светом, спокойствием и умиротворенностью. И чем глубже становится наша вера и доверие к Богу, к Его мудрости и справедливости, тем больше горечь жизни превращается в сладость, усталость – в передышку, а трудности – в движущую силу, которая побуждает нас продолжать верить и процветать.

Религии, особенно авраамические, возносят верующего к высшим духовным пространствам, для того чтобы повысить ценность его существования с помощью трех пунктов. Первый – это признание и удовлетворенность, которые поощряются небесными законами, когда они подчеркивают веру в Божью волю, указ и предназначение. Второй относится к природе связи индивида с Богом, связи относительного с Абсолютом, ограниченного с Безграничным и конечного с Бесконечным. Третий пункт заключается в том, что «настоящая» жизнь – это жизнь после смерти, а то, что предшествует ей, представляет собой всего лишь временный переход, дающий возможность пройти испытания и приобрести опыт.

Эксплуататоры используют веру в Бога как инструмент контроля над людьми, а с помощью своих денег или опиума стремятся подчинить их. Религия не имеет никакого отношения к таким претензиям и эксплуататорам точно так же, как волк не имел никакого отношения к пророку Юсуфу (Иосифу), да пребудет с ним мир. Действительно, каждое движение за религиозные реформы возникало в знак протеста против злоупотреблявших верой в своих собственных целях, даже если они принадлежали к самому духовенству. Это то, что происходило в Европе в течение трех столетий реформ, и это то, что происходит сегодня в нашем арабском и исламском мирах. Мы можем только ожидать, что это будет продолжаться и расти до тех пор, пока религия не вернется такой же чистой и совершенной, какой она была вначале.

Что же касается тех, кто охвачен смятением и сомнениями, то пусть они найдут утешение в Божьих словах:

Танах: «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Псалтирь 31:10).

Коран: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Аль-Бакара: 186).

Библия: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (Первое послание Петра 1:8–9).

Эта книга – открытое приглашение последователям трех религий нашего учителя Авраама обновить наше понимание жизни; найти цель в нашем присутствии в ней, отречься, простить и забыть свои горькие обиды и глубокие разногласия и смотреть в будущее с уверенностью и бодростью. Единство их учений сильнее, чем разобщенность, которая разделяет нас.

В конце концов, если мир – это ответственность человечества, то последователи авраамических религий первыми несут эту обязанность, поскольку их пророки являются посланниками мира и любви, а их братство – это братство мира и любви. Пришло время всем христианам, иудеям и мусульманам претворить свою веру в жизнь и объединиться в построении будущего, которое будет соответствовать Божественным посланиям, содержащимся в их священных книгах.

Хасан Абдулла Исмаик

Загрузка...