Ангел мой, идем со мной…


Привычку разговаривать со своим ангелом Виолетта завела довольно давно. С ним первым она здоровалась по утрам, а перед сном благодарила за благополучно прожитый день. И уж непременно, когда садилась в машину, или в аэропорту перед вылетом, она всегда мысленно произносила: «Ангел мой, идем со мной. Ты впереди – я за тобой!». И был результат: то место для парковки вдруг освободится, то пробки как-то сами собой рассосутся, а то и еще что-нибудь покруче произойдет. И почему сейчас она забыла это сделать?

11 октября 2011

Виолетта Петровна вела ярко-красный инструкторский «Ниссан-Микра» на экзамен в городок со сложным названием Грантаун-он-Спей (Grantown-on-Spey). В их собственном гораздо большем по числу жителей городе сдача на права почему-то не предусматривалась. Инструктор сидел рядом и давал последние наставления.

– Экзамен длится около часа, чистое вождение – сорок минут. Первым делом попроси говорить помедленней. Не поймешь, сделаешь все не так. Для провала и одной грубой ошибки достаточно, а по мелочам не больше пятнадцати, – уже в который раз напоминал ей этот семидесятилетний, но без единого седого волоска, уравновешенный и очень дружелюбный шотландец. Инструктором по вождению Фрейзер стал работать больше тридцати лет назад сразу после службы в королевской авиации. В положительном результате экзамена он ничуть не сомневался.

– Ты обязательно попроси в конце, чтобы тебе права автоматически обменяли. Отдай им документы – быстрее будет. И еще. Перед тем, как сядешь за руль, тебя для проверки зрения попросят прочитать номер на какой-нибудь дальней машине – надо потренироваться на месте, – он сделал пометку в блокноте и продолжил:

– Потом зададут несколько вопросов по устройству автомобиля, чтобы понять, как ты будешь действовать в сложных погодных условиях или в случае неисправности. Их всего девятнадцать, но спросят…

Он не закончил. Семейство ланей неожиданно выскочило на дорогу. Хорошо, Виолетта успела притормозить, и эти грациозные дикарки тут же скрылись в лесной чаще. Дорогу до намеченной цели она знала наизусть, это занимало чуть больше получаса быстрой езды по весьма живописной местности.

Вдали маячили темные громады Грампианских гор, самых высоких во всем Королевстве. Предгорные долины были сплошь покрыты рваным ковром уже отцветшего вереска. Вересковые пустоши сменялись хвойными лесами. Редкие вкрапления буков, дубов и ясеней с уже пробивающейся желтой листвой и стаи диких гусей, летящих в теплые края, создавали щемящее осеннее настроение. Но величественные надгробия старинных кладбищ и даже сиротливо стоящие домики пастухов выглядели в лучах утреннего солнца весьма оптимистично…

Выехали намного раньше, в шесть утра, чтобы успеть еще раз отрепетировать маневры и настроиться на атмосферу экзамена. Хотя Виолетта Петровна и так была уверена, что сдаст. И не только потому, что водила машину больше тридцати лет. И даже не потому, что они с мужем недавно арендовали точно такой же «Ниссан», и несколько дней она совершенно самостоятельно ездила по своим международным правам. Да, это шотландскими законами разрешено, а вот водить машину собственного мужа – нет! Ни одна страховая компания не вписывала Виолетту в страховку без наличия британских прав.

В основе ее уверенности лежало другое: стараясь избавиться от многолетних российских привычек, она наездила с инструктором несчетное количество часов. В конце концов, ей удалось перейти на британский стиль вождения: вежливый и уравновешенный… Да и этот милый шотландский городок, где находился центр сдачи, она знала до малейшего поворота – часто навещала там друзей. Обычно здесь было мало машин и пешеходов, и лишь иногда встречались наездники на лошадях. Все дышало спокойствием и располагало к позитиву.

И почему в то утро она забыла поговорить со своим ангелом? Вроде и собиралась не в спешке. Все необходимые документы: временные права, сертификат о сдаче экзамена по теории вождения, еще какое-то приложение к временным правам, без которого на экзамен можно было не являться – приготовила еще с вечера.

Солнечное осеннее утро. Приятная шотландка-экзаменатор с цветочным именем Айрис, аккуратно выгравированном на стильной именной табличке. Вежливая заинтересованная манера общения. Никакого языкового барьера. Все внушало оптимизм!

Не успели тронуться с места – полил дождь. Виолетта включила дворники, но они мешали сосредоточиться, и на первом же нерегулируемом перекрестке она допустила оплошность. Нужно было подождать подольше и пропустить все машины, которых в этот будний день почему-то оказалось особенно много, а не лезть в образовавшийся проем. С волнением взглянула на Айрис, ожидая сигнала «стоп». Но та лишь жестом показала продолжать.

И, казалось, все пошло идеально: маневры в городе, независимая езда по загородной трассе с заездом на проселочные дороги по заданному маршруту, правильные реакции на встречные знаки…

Все вселяло надежду. Правда, не сразу включилась задняя передача на развороте в три приема, но Виолетта и с этим справилась. Почему она и тогда не позвала с собой ангела? Будто вообще о нем забыла! На обратном пути при выезде на трассу она, как положено, посмотрела во все стороны и уверенно вышла на финишную прямую. Дорога была извилистой, но ей удалось держать требуемую на трассе скорость 90 километров в час.

И вдруг впереди замаячил трактор. Виолетта собралась его обогнать, но на встречке было полно машин. А когда трасса освободилась – исчезла видимость. Так она и тащилась за трактором, пока тот не свернул на проселочную дорогу. Виолетта Петровна сникла, но все же решила не сдаваться до конца. Может, это и не ошибка вовсе? Инструктор говорил, что лучше на экзамене не обгонять – всегда найдется к чему придраться. Но другие-то машины нашли способ обогнать и трактор, и ее саму!

Следующим «посланником небес» оказался велосипедист. Виолетта сбросила скорость и проехала мимо на довольно большом расстоянии. Однако по изумленным глазам сидевшего сзади инструктора она вспомнила, что нужно было не проезжать, а объезжать чуть ли не с выходом на встречную полосу. К велосипедистам и пешеходам здесь относились с тем же непререкаемым почтением, как к священным коровам в Индии. Но в то же время велосипедные дорожки были большой редкостью.

Виолетта Петровна не слишком удивилась, когда Айрис, сделав какие-то пометки в экзаменационном листе, протянула его со словами:

– Вы не сдали…

В ее тоне не было никакого эмоционального окраса, но слова загудели в ушах набатным гулом. И голова сразу стала тяжелой, как колокол. На инструктора Виолетта глаз поднять не смела. Она знала, что ему тоже поставили минус за недостаточную подготовку, что впоследствии могло стоить потери инструкторской лицензии…

Муж ждал дома, чтобы вместе отметить очередной триумф. Уж он-то первым был уверен, что Виолетта сдаст. И действительно она завалила экзамен впервые в жизни! Виолетта Петровна тупо смотрела на листок с несметным количеством ошибок и сквозь слезы непонятно зачем едва слышно бормотала: «Ангел мой, идем со мной. Ты впереди, я за тобой…».

10 января 2012

Пересдача была назначена почти сразу после новогодних праздников. Они с Фрейзером выехали в семь утра, еще затемно. Грантаун-он-Спей встретил их новогодней иллюминацией. Было сказочно красиво, и Виолетта Петровна, зазевавшись, чуть не врезалась в выезжавший с боковой улицы самосвал. На сей раз даже этот спокойный шотландец разнервничался и заявил, что во время экзамена пойдет пить кофе. Разбирайся, мол, сама!

– Ну не сдам, так и не сдам, – подумалось Виолетте. – Да и не до экзамена, честно говоря. Вечером самолет в Москву, а до аэропорта добираться больше четырех часов.

Короче, она расслабилась, хотя про ангела, скорее, по инерции, на сей раз вспомнила…

Вы, наверное, не поверите, но экзаменатором оказалась та же самая Айрис, и на сей раз в конце экзамена она вернула Виолетте листок всего с семью небольшими пометками.

– Неужели сдала!? – еще не веря своему счастью, переспросила Виолетта Петровна.

– Ну, если есть какие-то сомнения, то можем повторить еще разок, – иронично заметила шотландка и приветливо улыбнулась.

Виолетта буквально выхватила у Айрис заветный листок, выскочила из машины и чуть не задушила в объятиях поджидающего ее Фрейзера:

– Сдалааааааа!


Отзыв. Сандра Шварца из «Избы-Читальни»: Как тут в откликах пишут – читала на одном дыхании. Очень понравилось – зримая картинка! И отдельное спасибо тебе, что напомнила мне эти слова, которые надо говорить своему ангелу. Знала раньше, кто-то из моих русских друзей научил, но забыла…

Загрузка...