Предисловие

Мысль Чаянова проникала сквозь дисциплинарные границы между экономикой, социологией, историей, сельским хозяйством, теорией познания и искусством. Особенно он отличался невероятной силой дисциплинированного воображения и умением выражать его в словах. Он обладал выдающейся и оригинальной способностью создавать модели – соединять в своих работах научные и художественные достижения.

Т. Шанин. Три смерти Александра Чаянова

Цель данной книги – познакомить читателя с богатым интеллектуальным наследием выдающегося российского и советского экономиста, социолога, социального антрополога, основателя междисциплинарного научного направления «крестьяноведение», писателя-фантаста и утописта Александра Васильевича Чаянова (1888-1937) и показать обоснованную возможность применения чаяновских идей к постижению направлений сельского развития России и мира прошедшего XX века и наступившего века XXI.

Чаянов достаточно хорошо известен в России и за рубежом прежде всего как автор теорий крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации. Львиная доля российских и зарубежных социально-экономических исследований научных работ ученого посвящена уточнению и развитию заложенных в них крестьянско-кооперативных аспектов в связи с историей и современностью альтернатив аграрной политики в мире.

Кроме того, Чаянов привлекает к себе большое внимание философов и филологов как писатель-утопист-мистик, автор очаровательного «Путешествия моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» и изящных фантастических исторических повестей, стилизованных в манере Э.Т.А. Гофмана и В. Ф. Одоевского.

В предлагаемой книге предпринята попытка всесторонне рассмотреть идеи Чаянова как фантаста, так и реалиста в осмыслении его сбывшихся и несбывшихся альтернативных прогнозов развития общественной жизни в связи с рядом идей и его современников, и ныне живущих потомков.

Книга содержит приложение, в котором приводится библиографический список работ Чаянова, максимально дополненный и уточненный на сегодняшний день.

Безусловно, проделанное исследование отнюдь не исчерпывает всей проблематики актуализации чаяновского наследия для понимания предшествующей истории и прогнозирования возможных альтернатив сельского развития России и других стран мира. Это всего лишь стремление определить и обосновать некоторые направления и вехи в динамике взаимодействия художественных и научных прогнозов в жизни общества с учетом взаимоотношения экономики, политики и культуры, революции и эволюции, соотношения многоукладного сосуществования семейных, частных, государственных, кооперативных хозяйственных форм, сельского и городского развития различных регионов мира на основе переосмысливания ряда идей Чаянова при анализе истории прошлых эпох и настоящего времени – XX–XXI веков. В связи с этим следует сказать, что некоторые главы и параграфы книги представляют собой переработанные и уточненные фрагменты ранее опубликованных статей, посвященных Чаянову в российских и зарубежных научных журналах последних лет[1].

Занимаясь изучением научных идей А.В. Чаянова почти четверть века, я принял непосредственное участие в создании в 2019 году в структуре Московской высшей школы социальных и экономических наук Чаяновского исследовательского центра – научного подразделения, задачей которого являются историко-архивные изыскания и исследования произведений А.В. Чаянова и его коллег, а также поиски возможностей развития и применения идей школы Чаянова к современным процессам в социально-экономической и культурной жизни[2].

Идею создания Чаяновского исследовательского центра горячо поддержал президент Московской высшей школы социальных и экономических наук профессор Теодор Шанин – один из крупнейших социологов нашего времени, проницательный исследователь чаяновского наследия, оказавший огромное влияние на мое становление и развитие как ученого. Памяти Теодора Шанина – моего дорогого учителя и друга, неоднократно и настоятельно рекомендовавшего мне написать о Чаянове отдельный труд, я посвящаю эту книгу. Я выполнил его завет.

Я выражаю искреннюю благодарность и признательность моим коллегам и друзьям по Чаяновскому исследовательскому центру МВШСЭН и Центру аграрных исследований РАНХиГС Ирине Владимировне Троцук, Татьяне Александровне Савиновой, Владиславу Олеговичу Афанасенкову, Марине Геннадиевне Пугачевой, Любови Александровне Овчинцевой, Александру Алексеевичу Артамонову, Александру Александровичу Куракину, Тимуру Юрьевичу Гусакову, Илье Константиновичу Полещуку, Наталье Алексеевне Алуферовой, Тиграну Григорьевичу Арутюнову за ценные рекомендации и доброжелательные советы и помощь в моей работе над чаяновскими материалами и сюжетами.

Особую признательность выражаю замечательному ученому – специалисту в области аграрной истории России XIX–XX веков Игорю Анатольевичу Кузнецову, чей высокий профессионализм стал для меня эталоном добросовестного и критического изучения эпохи Чаянова.

Я благодарю моих иностранных коллег в осмыслении значения школы Чаянова в международном региональном контексте аграрного развития: немецких историков и географов Штефана Мерля, Катю Бруиш, Петера Линднера, Себастиана Ленца, швейцарского филолога Элиан Фитце, английского историка и географа Джудит Пэллот, французского историка Алексиса Береловича, голландских социологов Оане Виссера, Джуна Сатурнино Борраса и Яна Дауве ван дер Плуга, американских политологов Джима Скотта и Стивена Вегрена, бразильских социологов Сержио Шнайдера и Пауло Нидерле, японского историка-экономиста Садаму Кодзиму.

Наконец, особую благодарность выскажу членам моей семьи – жене Екатерине, детям Арине и Константину, терпеливо и с пониманием относившимся к моим бесконечным занятиям по изучению наследия Чаянова, порой становившимся своего рода волонтерами в научно-вспомогательной работе моих чаяноведческих изысканий.

Я искренне надеюсь, что публикация этой книги вызовет новый интерес у представителей социальных и гуманитарных наук к переоткрытию и развитию идей школы Чаянова для междисциплинарных изысканий и поиска решений в социально-экономических и культурных преобразованиях нашего времени.

Загрузка...