Сноски

1

См., например: Никулин А. М. Чаяновский утопизм: балансируя среди кризисов интенсификации оптимумов // Крестьяноведение. 2017. Т. 2. № 1. С. 6–30; Nikulin A.M. An omitted intellectual tradition: the Chaianov school on collective farming // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 2017. Т. 65. № 3. С. 423–444; Никулин А. М. Переосмысливая сельское развитие Русского Севера через идеи А.В. Чаянова и Б. Д. Бруцкуса // Региональные исследования. 2017. № 4 (58). С. 137–147; Он же. Международная регионалистика А.В. Чаянова (к 80-летию гибели ученого) // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 150–177; Он же. Чаянов и Центральная Азия // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 210. № 2. С. 191–202; Он же. Грезы русской революции в утопиях Александра Чаянова и Андрея Платонова // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 256–290; Он же. Неакадемическая педагогика А.В. Чаянова // Человек. 2018. № 6. С. 139–157; Он же. Ефим Дорош и его «деревенский дневник»: наблюдая сельско-городские трансформации России и Ростова Великого // Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 172–192; Он же. Марс индустриальный и Москва крестьянская: сопоставляя утопии А. А. Богданова и А.В. Чаянова // ЭКО. 2019. № 4 (538). С. 95–112.

2

Сайт Чаяновского исследовательского центра https://chayanov.org/ru/.

3

Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век (1914-1991). М.: Независимая газета, 2004. С. 102–304.

4

Тюнен И.Г. Изолированное государство. М., 1926.

5

Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. С. 412–413.

6

Критику идеологической линии Чаянова во взаимодействии с советской властью см. в статье: Соболев А. В. Александр Васильевич Чаянов: смена вех // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 6. С. 3–9.

7

Чаянов А. В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1928.

8

Виноградова И.Н. Социальные аспекты учения А.В. Чаянова // Материалы III Чаяновских чтений. М., 2003.

9

Чаянов А. В. Опыты изучения изолированного государства // Очерки по экономике сельского хозяйства. М., 1923. С. 117–144.

10

Чаянов А. В. Война и крестьянское хозяйство. М., 1914.

11

Модель изолированного государства И. Г. Тюнена, созданная автором в середине XIX века, до сих пор остается источником вдохновения для ее дальнейшего развития и применения среди многих ученых-обществоведов самых различных профессий. Достаточно сослаться, например, на статью Б. Родомана: Родоман Б.Б. Модель Тюнена и теоретическая география // Вестник географии МГУ. 1987. № 4. С. 35–40. Применительно к аграрной экономике времен А.В. Чаянова чрезвычайно ценным является анализ, проделанный в статье: Кузнецов И.А. Российская аграрно-экономическая мысль в тюненовской перспективе (1875-1925) // История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып. 6 / под ред. И. П. Смирнова. М., 2013. С. 376–411.

12

Чаянов А. В. Опыты изучения изолированного государства // Очерки по экономике сельского хозяйства. М., 1923. С. 79.

13

Чаянов А. В. Опыты изучения изолированного государства // Очерки по экономике сельского хозяйства. М., 1923. С. 88.

14

Чаянов А. В. Опыты изучения изолированного государства // Очерки по экономике сельского хозяйства. М., 1923. С. 80.

15

Чаянов А. В. Опыты изучения изолированного государства. С. 108.

16

Кузнецов И. А. Российская аграрно-экономическая мысль в тюненовской перспективе (1875-1925) // История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып. 6 / под ред. И.П. Смирнова. М., 2013. С. 403.

17

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Венецианское зеркало: Повести. М.: Современник, 1989.

18

См., например: Фигуровская Н.К., Симонов В.В. Вопросы А. В. Чаянова // Социокультурные утопии XX века. Вып. 6. 1988; Герасимов И. Душа человека переходного времени: случай Александра Чаянова. Казань: АННА, 1997; Raskov D. Socialist Agrarian Utopia in the 1920s: Chayanov // Oeconomia. 2014. № 4. Р. 123–146.

19

Между прочим, чаяновская повесть была опубликована в 1920 году. Следовательно, повесть уже начинается в будущем, пусть и не столь отдаленном. Уже с первых строчек мы находимся в близлежащей утопии, из которой ее главный герой через две главы повести и 63 года XX века попадает в новую утопию.

20

Современную оценку феномена экономики военного коммунизма см.: Воейков М.И. Огосударствление экономики: уроки истории и идеологии (к 100-летию «военного коммунизма») // Россия и современный мир. 2019. № 4 (105). С. 6–23.

21

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Венецианское зеркало: Повести. М.: Современник, 1989. С. 165–166.

22

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 166.

23

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 166.

24

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 176.

25

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 192.

26

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 180.

27

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 180.

28

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 183.

29

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 197.

30

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 197.

31

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 197.

32

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 198.

33

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 215.

34

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 201.

35

Более подробный анализ значения сельскости в экономике и общественной жизни современного мегаполиса Москвы см. в статье: Никулин А. М., Никулина Е. С. Москва: из «большой деревни» в «мегасело» // Дружба народов. 2016. № 9. С. 215–223.

36

О значении олигархизма в советский период см., например: Кронрод Я.А. Соцолигархизм как псевдосоциализм XX века // Очерки социально-экономического развития ХХ века. М.: Наука, 1992. С. 192–233.

37

Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии / под ред. Арк. А-на, Э. Кольмана. М.; Л.: Московский рабочий, 1928. С. 260–285.

38

Например, во всей этой утопии почти ни разу не встречаются слова «крестьянство», «крестьянский».

39

Чаянов А.В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 335.

40

Чаянов А.В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 337.

41

Чаянов отмечает, что как таковое качество земли не проблема для сельского хозяйства, ведь умудряются же французы и даже финны выращивать виноград на голом камне, а китайцы на плотах, дрейфующих по рекам Хуанхэ и Янцзы, организовывать интенсивное земледелие, озаряемое южным солнцем. Несовершенным сельское хозяйство начала XX века представлялось, конечно, не только Чаянову, но и многим ученым-интеллектуалам его времени. Как отмечал в переписке со мной по поводу обсуждения данной статьи И. А. Кузнецов, «идея о том, что производительность сельского хозяйства лимитируется количеством солнечного света на единицу поверхности, развивалась немцем А. Майером с 1870 года, в России была подхвачена А.П. Людоговским, далее многими. К. А. Тимирязев, исследуя фотосинтез, по существу, приходил к выводу, что свет важнее почвы. Идея об искусственном производстве пищи в будущем также не нова для 1928 года, С. Булгаков писал об этом мельком еще в 1900 году как о конечном решении мальтузианской проблемы, и наверняка она и до этого широко бродила в мозгах и витала в воздухе».

42

Чаянов А.В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 338.

43

На севере страны располагаются огромные пространства заболоченных лесов, которые, предполагает Чаянов, в ближайшие десятилетия под воздействием мелиорации, выведения и использования новых сельскохозяйственных культур, устойчивых к холоду, применения специальных северных севооборотов трансформируются в районы выращивания льна, картофеля, огородных культур, а также молочного животноводства, распространившихся на много миллионов гектаров, при этом «…бесспорно, борьба человека с болотами и лесами заполнит собой многие годы из ближайших десятилетий» (Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 344). Между прочим, на основе последних историко-экономических аграрных исследований можно утверждать, что данная карта основывается отнюдь не на чистой фантазии Чаянова, а на разработках представителями организационно-производственной школы Чаянова планов сельскохозяйственного развития различных регионов СССР на ближайшие 25 лет. Некоторые из этих региональных планов недавно проанализированы в соответствующих публикациях. См., например: Ильиных В. А. Чаяновская альтернатива в Сибири (Перспективный план развития сельского хозяйства Сибирского края 1926 г.) // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Вып. 6. М., 2011. С. 176–191.; Бусько В.Н. Экономическая мысль Беларуси в период НЭПа (20-е годы). Минск: Право и экономика, 2000.

44

Чаянов А.В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 345.

45

Чаянов А.В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 347.

46

Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства. С. 348.

47

Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства. С. 349.

48

Этого тотального контроля и управления климатом человечеству достичь до сих пор не удалось, хотя современные спутниковые метеорологические системы позволяют сегодня достаточно точно предсказывать погоду, а некоторые технологии дают возможность на локальных участках земной поверхности прекращать или вызывать дожди. Например, еще в 1960-1970-е годы сначала во Франции, а затем в СССР были изобретены и применены метеотроны (фр. météotron) – искусственные тепловые устройства, предназначенные для создания дождевых облаков. Метеотроны, безусловно, являются частичным воплощением чаяновских аппаратов регулирования погоды – метеорефоров, упоминаемых в «Путешествии моего брата Алексея в страну крестьянской утопии».

49

Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства. С. 358.

50

Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства. С. 361.

51

В 1930 году численность населения Земли чуть превысила планку в 2 млрд человек. В 2020 году население Земли составляет около 7 млрд 780 млн человек. К 2030 году предполагается, что население Земли перешагнет восьмимиллиардный рубеж. Таким образом, за 100 лет со времени чаяновского демографического прогноза население Земли возрастает примерно в четыре раза, но все же не в десять раз, как предполагал Чаянов.

52

Чаянов А. В. Возможное будущее сельского хозяйства // Жизнь и техника будущего: социальные и научно-технические утопии. М.; Л., 1928. С. 362.

53

Гловели Г.Д. «Красная звезда» и красная роза: из истории русской утопии // Вестник международного института Александра Богданова. 2004. № 3. C. 71.

54

Образ розы как символ тайны альтернативных возможностей человеческого существования периодически со времен Средневековья всякий раз с новой силой воплощается в фантазийных произведениях всемирной литературы. Достаточно сослаться на роман Умберто Эко «Имя Розы» и науковедческие комментарии к этому произведению. В 1920-1930-е годы кроме чаяновского обращения к символике розы можно, например, упомянуть поля роз в фантастической повести Андрея Платонова «Эфирный тракт» и планету розы в фантастической сказке «Маленький принц» Сент-Экзюпери.

55

С конца XX века в развитых странах неуклонно нарастает тенденция как забрасывания и одичания сельхозугодий, так и их перевода в зоны туристической рекреации, при этом бывшие фермеры-агропроизводители превращаются в хозяев сельских гостиниц и парков сельских развлечений.

56

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Венецианское зеркало: Повести. М.: Современник, 1989. C. 200.

57

Подробнее об идеологии аграризма см.: Бруиш К. Крестьянская идеология для крестьянской России: аграризм в России начала ХХ века // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. 2012. Вып. 7. С. 142–158.

58

Оригинальные размышления о направлениях взаимодействия экономики и культуры в современном мире см.: Долгин А.Б. Прагматика культуры. М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2002.

59

О значении культуры в эволюции крестьянства и сельского образа жизни см.: Гордон А. В. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М.: Наука, 1989.

60

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / пер. с англ. В.В. Сапова. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000.

61

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель по Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии. М.: Новая деревня, 1925. С. 5.

62

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель по Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии. М.: Новая деревня, 1925. С. 8.

63

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель по Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии. М.: Новая деревня, 1925. С. 10.

64

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель по Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии. М.: Новая деревня, 1925. С. 10.

65

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель по Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии. М.: Новая деревня, 1925. С. 10.

66

Чаянов А. В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. С. 85–86.

67

Geertz С. Thick descriptions toward an interpretive theory of culture // Geertz C. The interpretation of culture. N. Y. t Bane book., 1973. Ch. 1. P. 3–30.

68

Чаянов А. В. Методы изложения предметов. М., 1916; Он же. Методы высшего образования. М., 1919; Он же. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. М., 1918; 1922; 1924.

69

Ссылки на воззрения П.П. Блонского, И.Ф. Гербарта и других теоретиков педагогической науки постоянны в соответствующих чаяновских работах.

70

Чаянов А. В. Методы высшего образования // Избранные труды. М., 1991. С. 367–370.

71

Чаянов А. В. Методы высшего образования // Избранные труды. М., 1991. С. 367.

72

Чаянов А. В. Методы высшего образования. С. 368.

73

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 370.

74

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 370.

75

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 370.

76

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 370.

77

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 371.

78

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 371.

79

Тьюторство – от англ. tutor – наставник, руководитель группы студентов (в английских и американских университетах).

80

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 371.

81

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 371.

82

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 372.

83

Чаянов А. В. Методы высшего образования. Избранные труды. М., 1991. С. 372.

84

Чаянов А. В. Методы высшего образования. С. 372.

85

Чаянов А. В. Методы высшего образования. С. 373.

86

Чаянов А. В. Методы высшего образования. С. 373.

87

Чаянов А. В. Методы высшего образования. С. 373.

88

Чаянов А. В. Венецианское зеркало. Повести. М., 1989. С. 176.

89

Чаянов А. В. Методы высшего образования // Избранные труды. М., 1991. С. 375.

90

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. Избранные произведения. М., 1989. С. 95.

91

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. С. 96.

92

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. С. 97.

93

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. С. 97.

94

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии.

С. 99.

95

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии.

С. 99.

96

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии.

С. 100.

97

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. С. 101.

98

Гербарт И. Ф. Психология / предисл. В. Куренного. Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского». М.: Территория будущего, 2007.

99

Чаянов А. В. Избранные произведения. М., 1989. С. 108–109.

100

Чаянов А. В. Избранные произведения. М., 1989. С. 109.

101

Чаянов А. В. Избранные произведения. М., 1989. С. 109.

102

Чаянов А. В. Избранные произведения. М., 1989. С. 110.

103

Чаянов А. В. Избранные произведения. М., 1989. С. 111.

104

Чаянов А. В. Избранные произведения. С. 113.

105

Чаянов А. В. Избранные произведения. С. 113.

106

Козлов В.В. Роль и место университетов в социально-экономическом развитии России // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 337–342.

107

Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2014 году / Министерство сельского хозяйства РФ; Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса. М., 2014.

108

Чаянов А. В. Не публиковавшиеся и малоизвестные работы. М.: Дашков и Ко, 2003. С. 291.

109

Чаянов А. В. Не публиковавшиеся и малоизвестные работы. М.: Дашков и Ко, 2003. С. 272.

110

Чаянов А. В. Письмо С. Н. Прокоповичу 10.09.1923 // Статьи о Москве. Письма (1909-1936). М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2008. С. 189–191.

111

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 51.

112

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 52.

113

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 55.

114

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 70.

115

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 72.

116

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 73.

117

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 75.

118

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 266.

119

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 269.

120

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 270.

121

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. С. 81–146.

122

Чаянов А.В. Старая западная гравюра: краткое руководство для музейной работы / с предисл. Н.И. Романова. М.: М. и С. Сабашниковы, 1926. С. 81.

123

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 151.

124

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 152.

125

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 154.

126

Чаянов А. В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2018. С. 243.

127

Первое и пока единственное аналитическое сравнение мировоззрений А. Богданова и А. Чаянова в связи с их утопиями было проделано в статье: Гловели Г.Д. «Красная звезда» и красная роза: из истории русской утопии // Вестник Международного института А. Богданова. 2004. № 3 (19). C. 57-78.

128

Богданов А. А. О пролетарской культуре. 1904-1924. Л.; М.: Книга, 1924.

129

Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. 3-е изд. М.: Новая деревня, 1924.

130

Шарапов Ю.П. Ленин и Богданов: от сотрудничества к противостоянию // Отечественная история. 1997. № 5. С. 55–67.

131

Богданов А. А. Военный коммунизм и государственный капитализм // Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. С. 311–320.

132

Чаянов А. В. Государственный коллективизм и крестьянская кооперация // Кооперативная жизнь. 1920. № 1-2. С. 6–12.

133

Щеглов А. Борьба Ленина с богдановской ревизией марксизма. М., 1937.

134

Труды первой Всесоюзной конференции аграрников-марксистов. Т. 1. М., 1930.

135

Богданов А. А. Красная звезда. 1-е изд. СПб., 1908; Он же. Инженер Мэнни. 1-е изд. М., 1912.

136

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. М., 1920 (под псевд. Иван Кремнёв).

137

Подробный анализ повести см. в главе 1 настоящего издания.

138

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. М., 1920 (под псевд. Иван Кремнёв). С. 5.

139

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. М., 1920 (под псевд. Иван Кремнёв). С. 29.

140

Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. С. 31.

141

Более подробно интересный анализ богдановской утопии в контексте преодоления мальтузианской ловушки см. в статье: Григорьян Н. Революция на Земле и на Марсе: мальтузианские мысленные эксперименты в романах «Красная звезда» А. Богданова и «Аэлита» А.Н. Толстого // Новое литературное обозрение. 2015. № 2.

142

Один из крупнейших зарубежных богдановедов Джон Биггарт в беседе со мной высказал определенное мнение, что Богданов вообще ничего не видел и не понимал в аграрной области со всей сложностью аграрного вопроса и спецификой сельского образа жизни. Мне нечего было возразить Биггарту, и я согласился с ним.

Загрузка...