От мала до велика все на Руси знают, что после зимы весна приходит на землю, и идут они несколько дней рука об руку. И то ли борются зима с весной за первенство на земле, то ли наслаждаются своим коротким пребыванием вместе… В эти дни то солнышко ласково теплом греет, то вьюга следы заметает, то первая капель съедает старые сосульки на деревьях, то черные прогалины опять снежком припорашивает.
Но на Руси не все ведают про судьбу дочери зимы и весны – столь необычна судьба эта, как и удивителен божественный союз холода и тепла.
Родилась девочка снежная – лицом белая, станом хрупкая, душой светлая, сердцем ласковая. Отец любил ее безмерно, ведь дочь впитала лучшее, что было в морозном батюшке. И воспитывал ее в радости, ни в чем ей не отказывал – усладой дочь для него была. Весь лес Снегурочку заботой окружал: леший – охранник, лисичка – подружка, а белки да птицы – веселые спутницы на лесных прогулках.
И все так бы и дальше ладно складывалось, пока не зашла Снегурочка на самую лесную окраину да не увидела людей – внешне на нее похожих. И это еще половина беды – услышала снежная девушка звуки свирели Леля, и лучше всех мелодий земли стали для нее те звуки. Тут и правда беда случилась, потому что с тех пор каждый день стала приходить Снегурочка на окраину леса и с упоением наблюдать за людьми, и больше всего билось ее сердечко, когда видела она издали Леля – юношу, что играл на свирели лучше любого лесного пана.
Ровно на полянке той окраины леса зиму доживал снеговик. Слепили его еще в декабре, да каждый раз заботливая детвора подправляла: то старый нос-морковку на новый дети заменят, то руку-ветку попышнее вставят в снежного человечка, то с боков снега побольше подлепят, чтобы не худел снеговик от февральской оттепели и не таял от нежных солнечных лучей.
Сдружилась с ним Снегурочка. Как-то раз опять пришла девица на лесную окраину. Обратилась к снежному другу, уж очень хотелось мыслями, что покоя не давали, поделиться.
– К людям хочу уйти… правда до конца не поняла я их, боюсь… Но и в лесу жизнь скучна для меня стала.
– Вижу я, ходишь ты каждый день на людей смотреть… Другая ты – не человек. Люди – сегодня пляшут, а завтра дерутся; вчера любили друг друга, а сегодня уже ненавидят. И жизнь их проста и однообразна, да они и не желают другой жизни. Ты же для большего создана. Твои родители кто?…
Снеговик рукой-веткой приподнял ведро с головы и слегка поклонился.
– Без твоих родителей вся жизнь людей полетела бы в тартарары. Как люди без зимы да без весны – ни посеять пшеницу с рожью, ни урожай потом снять, ни земле отдохнуть и влагой напитаться для следующих урожаев… Так и ты была рождена не песни орать и сплетнями день коротать, а родителям помогать в их деле нелегком, а может и еще для чего-то другого, особенного!
Почесал снеговик другой рукой-веткой белую голову и надел ведро обратно.
– Эх, пуговка у тебя оторвалась, – сказала Снегурочка, подняла со снега и вставила на место в пуговичный ряд выпавший черный уголек. – Только не пойму я, почему до сих пор одна? Не встретила на себя похожих в нашем лесу. Странно…
– Это время твое еще не пришло. Все сбудется и случится, просто надо верить и себя не разменивать на забавы мелкие.
Вернулась Снегурочка домой, в ледяной дворец отца-батюшки, что на снежном холме стоял.
Видит, птицы-вьюжницы вокруг ледовых башен летают, а у входа дозорными стоят медведи-шатуны и волки.
Вошла снежная девушка внутрь – там батюшка ее с крепким, статным мужчиной грозного вида беседу ведет.
– Давай познакомлю тебя, доченька, с гостем дорогим, что заглянул в нашу обитель – это бог Карачун.
Поздоровались… Осведомился гость, не напугала ли Снегурочку свита его, что у ворот ледяного замка оставил.
– Не бойся их, милая. Это снежные бури, обернувшиеся в медведей-шатунов, и метели, в волков превратившиеся. Они и тебе, красавица, подвластны – что им прикажешь, все выполнят. Не ровен час и твоя пора придет повелевать зимним холодом да ранней оттепелью…
Вскоре откланялся гость. А отец рассказал снежной дочери, что пришел попрощаться Карачун – уже конец февраля, пора ему восвояси. Увидятся теперь они только в декабре, когда опять будет царствовать бог Карачун на земле.
Повелевал могущественный бог временем – укорачивал светлое время суток, чтобы зима студеная с темными ночами длилась долго, как положено, чтобы земля отдохнула и выспалась, белым снегом укутанная. А царствование Карачуна в миру заканчивалось, как только день и ночь по времени сравнивались – уходил он в подземный мир на весну, лето и осень. Там, под землей, сковывал все мертвым сном.
– Силен он и грозен! Заставляет день пятиться – укорачиваться. От этого его народ и прозвал Карачуном.
Боятся его грешные люди. Существует у них поверье, да оно и правда: волки из свиты Карачуна питаются людскими неблаговидными поступками. И чем больше поступков нечестивых, тем ближе они к человеку подбираются – лишить его ума могут, болезни наслать, век его на земле укоротить. А тем, кто живет праведной жизнью, они вреда не причиняют. Справедлив суровый бог! Поэтому и старается честной народ до Нового года отдать долги, избавиться от хлама и жить без скандалов, чтобы гнев Карачуна на себя не навлечь.
Задумалась Снегурочка над рассказом батюшки, по нраву пришелся ей бог Карачун – в нем и сила, и мощь!
Но тут вспомнила она Леля, и защемило у нее сердечко.
День солнечный все больше прибавлялся. И все сильнее разгоралось желание Снегурочки с людьми жить.
Стала она просить у отца-батюшки, да у матери-весны отпустить ее к людям. Мол, приглядела она двух стариков, что живут недалеко от леса – на краю деревни. Бездетные они… Вот бы с ними пожить хотя бы недолго – к людям привыкнуть, узнать их поближе.
Долго не соглашались ее родители, но делать нечего – дочка выросла и уж может сама решения принимать, как жить и к кому в гости ходить.
Дед с бабкой рады были, что с ними молодая боярышня поселилась. Стары они, чтобы разбираться, что к чему. Раз пришла одинокая девушка в дом к ним, жить попросилась, значит, тому и быть. А в благодарность за кров и еду белолицая красавица шкатулку с драгоценностями подарила – ну разве не радость это, не награда старикам за жизнь нелегкую к старости?
С Лелем начала Снегурочка чаще видеться. Дивился он, да и другие люди в деревне, белокурой красавице – мол, откуда родом да кто родители. Ничего не рассказывала Снегурочка – держала в тайне, да и зачем людям рассказывать про то, во что они никогда не поверят.
Не скрывала своих чувств к Лелю снежная красавица – не могла, да и не умела. У нее же что на сердце и душе, то не прячет – привыкла она бесхитростно жить среди лесных обитателей, те ведь не обучены людскому коварству.
Лель-то известным сердцеедом был – кудрявая его голова. Деревенские девушки знали про любовные похождения парня. Да вот только Снегурочке неведомо было, что речи можно шептать елейные, сладкими обещаниями сыпать, а на деле – эти же ласковые словечки поздними вечерами повторять другим молодым красавицам.
С каждым днем солнышко все сильнее припекало, да удавалось прятаться Снегурочке от его опасных лучей в доме стариков в самый полдень, а прохладным вечером с Лелем гулять за околицу выходить.
Но стала чувствовать девушка, что уж не смотрит Лель на нее так любовно, как раньше, милые слова реже говорит и не целует сладко-сладко, а вечером пораньше домой к старикам старается спровадить и попрощаться скорее.
Не прошло и несколько денечков, как увидела Снегурочка своего возлюбленного с другой. Расстроилась милая – а поскольку на сердце ревность и подозрения хранить не умела, решила объясниться с возлюбленным.
– Эх, не понять тебе меня, Снегурочка, – с упреком говорил ей Лель, – ты вроде и красивая, и ладная, но не люблю я тебя. Не такая ты, как все, особенная, что ли… Чувствую я, что ведаешь ты больше, чем говоришь. И любовь твоя странная, без огня да без задора. Даже повода поревновать себя не даешь – такая примерная да кроткая, тихая! Вот недавно все деревенские плясали, песни пели, через костер прыгали, а ты в стороне стояла. Аль не интересны тебе людские забавы?
Из глаз Снегурочки покатились слезы – обидно ей стало. Хотел Лель их рукой вытереть, только дотронулся – а то льдинки оказались.
– Вот я и говорю, странная ты какая-то… Даже слезы холодные, как лед.
– Люблю я тебя, Лель мой ненаглядный. И не разумею, что такое ты говоришь. Я холодная?.. Странная?.. Такая я есть и была, когда гулять стали… А сердце мое сейчас стучит так, что как птица-снегирь вылетит из груди, и не поймать. Нет жизни мне без тебя.
Махнул Лель рукой и отвернулся от девушки – слишком часто слышал он такие речи от деревенских красавиц, чьи сердечки разбил. Пошел прочь по дороге, не оборачиваясь, а Снегурочка так и осталась стоять, одной рукой держась за сердце раненое, а другой за калитку открытую.
Прошла неделя. Не выходила девушка из избы стариков – похудела, на лицо осунулась. И вот услышала, что народ на большое гулянье собирается – праздник Масленицу отмечать. Собралась и она.
Песни, пляски, хороводы… Как могла с людьми веселилась девушка, хоть в душе у нее черная печаль поселилась. Стали люди чучело жечь – воспылал огонь, Снегурочке страшно сделалось, почувствовала она дыхание смерти. А тут и Лель подскочил со свирелью, да игриво, вкрадчиво, что лесной пан, когда хотел человека в западню направить, возьми да напой, что мол, кто из девушек выше всех через костер с ним за руку прыгнет, та его нареченной будет.
Собралась Снегурочка с духом, страшно было, понимала, что не стоит ей любовь свою доказывать да в один ряд с другими становиться.
В тот момент увидел снеговик на лесной окраине, что дитя зимы задумала, стал махать руками-ветками – остановить хотел, но видно, совсем от весенних теплых лучей «осел», ветки упали вниз на прогалину и ведро с головы покатилось по земле…
Остановилась Снегурочка, словно неладное почувствовала.
Но тут подбежал Лель, взял ее за руку – улыбка на губах озорная играет. Вспомнила Снегурочка, как целовали сладко ее эти губы, что таяла она от поцелуев этих ласковых, и решила пойти на безумный поступок, поверила, что тем вернет любовь Леля.
Встала в один ряд с деревенскими парами, а потом, когда черед пришел – разбежалась с возлюбленным и прыгнула ввысь – да только, как коснулось красное пламя ее стоп, так и превратилась она в облачко чистое, белое. Пролетела по небу и увидела сверху, что возлюбленный ее озирается вокруг – ее ищет. Но не найдя, как водилось у Леля, рукой он махнул, да следующую девушку, что в очереди стояла через костер прыгать, за руку крепко схватил и со всей мочи разогнался с новой избранницей…
Полетела дальше Снегурочка над землей, да и дождиком холодным, словно слезами, пролилась на черную прогалину, а через нее утекла под землю.
На этом и сказ закончить можно было, если бы в подземном царстве продолжение не случилось.
Подоспел на помощь бог Карачун, заморозил ту воду и вернул Снегурочке облик девичий.
Недаром был он братом бога Велеса – чудеса диковинные мог творить.
– Не время погибать тебе, милая, да к тому же из-за того, кто тебя не достоин, – провожая Снегурочку в ледяные покои, говорил Карачун, – помощь мне твоя нужна будет в зимних хлопотах, красавица.
К зиме вернулась Снегурочка на землю, да только теперь женой бога. Поклонилась отцу-батюшке, прощенье попросила за поступок неразумный и за то, что заставила страдать тех, кто по-настоящему любил ее – родителей своих.
Но отец зла на нее не держал – рад был, что дочка жива и здорова да замужем в благополучии и радости.
А Снегурочка еще краше сделалась – еще счастливее стала. Родной лес снегом помогала отцу укрывать, голые ветки сосульками украшать, медведям – хорошее место для берлоги найти, чтоб не потревожил никто, а белкам – запасы орехов надежно спрятать.
Погостили они с мужем – богом Карачуном в отчем доме Снегурочки, и дальше отправились землю в других странах снегом укрывать да солнечный день укорачивать. И самый счастливый союз Снегурочки и Карачуна был – в том союзе и любовь, и уважение, и единение было.
В сказке «Снегурочка и бог Карачун» юная снежная красавица не исчезает бесследно с лица земли из-за теплых лучей солнца и своего желания быть с Лелем во что бы то ни стало. Она, проходя испытание неразделенной любви, умерев и возродившись, остается с тем, кто равен ей по статусу и по «жизненным задачам». Недаром Снеговик напоминает Снегурочке в сказке, что ее жизненная миссия по рождению не песни орать и сплетничать, а помогать божественным родителям землю снегом укрывать, чтобы та отдохнула и снова дала богатый урожай людям, то есть цели у нее в жизни высокие и нужно им следовать.
Снегурочка в новой сказке, проходя путь покорной жертвы в любовных отношениях, осознает свою неправоту, просит прощения у родителей, за то, что ослушалась их наставлений и заставила волноваться, находит истинную любовь и становится поистине счастливой.
Основная житейская мудрость подытоживает сказку: «И самый счастливый союз Снегурочки и бога Карачуна был – в том союзе и любовь, и уважение, и единение было».
Дева в беде. Снегурочка – это архетип белой вороны, девочки (девушки), которая слишком хороша для своего окружения и страдает из-за этого. Во всех русских сказках о Снегурочке, собранных Афанасьевым, она лучше других – всегда быстрее всех набирает полные лукошки грибов да ягод, за что Снегурочку или убивают злые деревенские подружки, или забывают в лесу (что в старые времена – верная погибель).
Сюжеты о девочке, вылепленной из снега и непохожей на других, явно отличающейся в лучшую сторону, встречаются у всех славянских народов.
Снегурочка – один из самых трогательных персонажей русской народной культуры, олицетворение зимней красоты и хрупкости. Во многих версиях сказок Снегурочка часто подвергалась гонениям из-за своей непохожести на обычных людей – на светлую, бледную девочку злились или подсмеивались, ведь она слишком отличалась обликом и характером от окружающих.
Тем не менее, в итоге, ее нежность, доброта и красота всегда привлекали внимание и вызывали чувство сострадания. Ее даже ласково называли вторым именем – Снежевиночка.
Есть также мнение, что Снегурочка – воплощение юной богини Мораны, повелительницы зимы, морозной чистоты и свежести. По другим же версиям она – дочка Деда Мороза и Весны-Красны. Предания славянских народов, указывающие на происхождение снежной красавицы, настолько древние, что однозначно одной правильной версии уже не существует.
Как персонаж – девочка, вылепленная из снега и погибающая весной от теплых лучей – Снегурочка стала особенно популярна, когда А. Н. Афанасьев обработал фольклорный сюжет и включил в свою книгу «Поэтические воззрения славян на природу». Позднее А. Н. Островский на основе этой сказки напишет стихотворную пьесу «Снегурочка» с авторским сюжетом, в котором Снегурочка влюбляется в Леля (до этой версии Снегурочка в народных сказаниях была исключительно маленькой девочкой).
А Н. А. Римский-Корсаков – одноименную оперу, музыкальный шедевр конца XIX века.
Снегурочка стала неотъемлемой частью русских народных праздников, особенно Нового года. Ее образ воплощается в украшениях, костюмах и театральных постановках, становясь символом волшебства и чудес, свойственных этому времени года. Она, на правах внучки Деда Мороза, помогает тому поздравлять детей и служит как бы посредником между ними и добрым волшебником.
Таким образом, Снегурочка – это не только символ зимы и красоты, но и персонаж с глубокой историей, привлекающий внимание своей добротой и нежностью.
Тем ценнее новое решение в сказке, разумное продолжение сюжета – не безвозвратная смерть красивого и доброго создания ради недостойного, а возрождение прекрасной героини в образе уже взрослой, состоявшейся жены достойного мужа, богини, ведающей свои обязанности и с чистым сердцем, любовью и родительским благословением их исполняющей.
Властелин. Маг.
Карачун (Корочун) – родной брат бога Велеса, повелитель морозов, снежных вихрей и буранов. Это природная сила, которая укорачивает день и удлиняет ночь, навевает холод, принесенный из подземного царства.
У многих славянских народов 21 декабря (день зимнего солнцестояния) до сих пор называется «Днем Карачуна».
Карачун не любит тех, кто дрожит и жалуется на мороз. Бодрым и веселым он дарует здоровье и румянец. В сказке «Морозко» (прообраз Морозко – славянский бог Карачун) Настенька за свою скромность и доброту получила в дар золото и теплую шубку, а капризная Марфуша вернулась домой на санях, запряженных свиньями.