Стояла как-то царица у окна своей опочивальни, смотрела на зеленый лес, что вдали виднелся, да углядела в пышной зелени его первые желтые да багряные листочки.
Задумалась царица.
«Прошла весна, и уж лето прошло… Сделала природа свое дело, которое от нее все люди ждали. Рожь с пшеницей поспели, яблоки на деревьях налились – скоро урожай мой народ собирать будет. Скоро отдыхать будет природа-матушка, заслужила она… Так и я много что для государства своего сделала, хоть и рано на престол взошла. Войны уже десять лет как не было, торговлю я наладила с иностранными государствами, да так, чтобы моему царству в первую очередь выгодно было, еще подать немалую беру с путешественников, кто по стране со своим личным интересом ездит, все мои подданные в мире и достатке живут… Пришла пора и мне о своем личном подумать».
Хлопнула царица в ладоши, и в ту же минуту в дворцовую палату ее первый советник вбежал.
– Вот что, Гвидон Кузьмич! Надумала я замуж выйти да наследника на трон родить, чтобы сиротами свой народ не оставить, когда мой час придет!
– Да что вы, государыня-матушка! – только и вымолвил первый советник и рухнул на колени перед царицей. – Молодая вы! Не пугайте нас, ваших подданных. А по поводу «замуж» – так это очень правильно вы решили. Прямо сказать, по-царски мудрое решение.
Царица подошла к нему, по плечу легонько ладонью своей постучала: мол, знаю твою преданность, можно уже с колен подняться. Встал Гвидон Кузьмич, отряхнул бархатный кафтан и наклонился, чтобы поцеловать руку царицы.
Сверкнули перстни с самоцветами на белоснежной руке царицы, а сама она расплылась в улыбке. Только первый советник лукавства царицы не увидел, спрятала она свою улыбку и серьезный вид приняла, когда тот выпрямился и отрапортовал, что пошлет гонцов по всему свету с радостным известием.
Съехались женихи богатые, удалые, молодые и не очень во дворец к царице.
И каждый хочет стать ее мужем: ведь царица богата, умна, красива, независима, да и молода еще.
На первых порах помогали советники отбор делать: узнавали, из какого рода жених, не водится ли за ним долгов или других нечестных дел…
Для тех, кто первый отбор прошел, дальше разные состязания придумывали, все больше на силу да на ловкость.
Прошло несколько дней, и вот осталось только три достойных претендента на руку Царицы независимого царства.
Все трое были знатного рода, богаты и собой пригожи.
И никак царица не могла выбрать кого-то одного. А ответственность на ней большая лежала, ведь понимала она, что не только себе будущего мужа выбирает, а главное – будущего царя на престол.
Как же быть?
Была царица не только красива, но и мудра, и вспомнила она, как делали в старину: решила, что достойного определят испытания.
Собрала царица всех троих перед народом, и говорит:
– Согласны ли вы состязаться, да не в городки или кулачные бои, а по-настоящему?
Склонили голову трое.
– Хорошо. Тогда первое испытание. Завтра на рассвете сядете на лучших своих коней и поскачете до границы на восток. Кто первый придет – того и победа!
На рассвете поскакали мужчины. Только отъехали – как вдруг у первого конь споткнулся и упал: тот его накануне у конокрада купил, думал рысака за два гроша урвать.
Второй жестоко нахлестывал жеребца, да и добрался до границы. Вроде бы и быстро, но недостаточно.
Обогнал бы его третий, да выбежал ему на дорогу ребенок. Мужчина остановил коня, не стал сбивать дитя, а посадил в седло и отвез к матери, а к победной черте, конечно, вторым приехал.
На следующее утро собрался народ опять на площади. Вышла прекрасная царица и говорит:
– Думаю я, в этом состязании победил совсем не тот, кто кажется…
Народ одобрительно зашептался, и все стали пальцами на третьего жениха показывать, кто ради жизни дитя готов был личным счастьем поступиться.
Одобрительно кивнула царица, да белым шелковым платком взмахнула. Умолкли люди и стали слушать, что еще их мудрая государыня придумала.
– Ну что же. Соревнуйтесь дальше. Будет вам еще задание. Надо мне князю соседней земли весть голубем послать. Завтра на рассвете птиц выпустите. Чей вяхирь прилетит первым – того и победа!
Поехали женихи искать лучших голубей. Наутро и выпустили их.
У первого голубь был дорогой, красивый, белый, да с длинными перышками. Решил он в этот раз деньги не экономить на покупке, ведь если выиграет да царица наречет его своим мужем, то богаче всех других будет. Только вот поднялась его птица в небо, а к князю и не летит, все больше кренделя в небе выписывает.
У второго был лучший почтовый голубь, он с тщательностью и строгостью выбирал птицу, аж всех извел на базаре своей дотошностью.
Да только вот у третьего – быстрее прилетел. А все почему? Накануне вечером отвез он голубку его белокрылую к князю во дворец, а голубь это почуял и полетел скорее к своей любимой.
Собрался опять народ на площади, всем интересно, кто же станет царем в их государстве, да и любил народ свою царицу – счастья и добра ей желал.
– Что ж, – улыбнулась царица, – в этом состязании победил тот, кто больше всего верит не в красоту, не в деньги, а в любовь.
Одобрительно зашумела толпа, молодые да влюбленные целоваться стали, а те, кто постарше – заулыбались. Радостно было и у царицы на душе.
– Что же, давайте заканчивать потихоньку. Третье испытание! Принесите мне через три дня золотой браслет. Кто порадует меня больше подарком своим – того и победа!
Прошло три дня. Собрался народ на площади, вот и царица вышла к женихам – подарки принимать.
Первый принес браслет – огромный, тяжелый. Принимая, уронила его царица невзначай, а браслет и раскололся, в нем под тонким слоем позолоты – чугун обычный был.
Люди на площади заохали да плевать в сторону жениха стали.
– Как любит говорить мой народ: «Не все золото, что блестит»… А народ-то умен мой!
Сдвинула царица недовольно брови, махнула рукой слугам, и те быстро вымели остатки разбитого чугуна.
Устыдился жених, да и сбежал подобру-поздорову.
Второй претендент на царскую руку и трон принес браслет – огромный, еще больше первого подаренного, сияет на солнце. Сначала понравился браслет царице, украшен он был мелкой зернью и резными узорами. Взяла царица его с черной бархатной подушки в руки – а он легонький, что перышко – дутый потому что. Полый внутри.
– Ты – как тот браслет, – молвила она незадачливому ухажеру. – Ничего достойного у тебя внутри нет. Потому как обманом состязания пытаться выигрывать только человек без совести может.
Расстроился хитрый кавалер, да и ушел скорее, плечи опустив.
Только лишь третий жених принес ей небольшой, но изящный браслет из чистого, настоящего золота. Попросил разрешения, и с царского дозволения сам надел на руку государыне-царице свой подарок, а та рассмеялась и сладко-сладко его поцеловала:
– Быть тебе моим, потому что только ты из всех явил и благородство, и ум, и честность, и только такой, как ты меня достоин!
Люди на площади оживились да обрадовались, ведь когда в государстве царь умный, честный и благородный, значит, быть этому государству в богатстве, в мире и в счастье.
Объявляется всенародный клич – царица решила выйти замуж и готова рассмотреть кандидатов на роль мужа, достойного царской власти.
Претенденты на руку царицы и на управление государством по-разному понимают, каким принципам в жизни необходимо следовать, чтобы достичь успеха. Сказка повествует о трех заданиях, при успешном выполнении которых претендент станет полноценным правителем.
И каждый из участников демонстрирует в борьбе за царский престол черты характера, которые, как мы понимаем, будут доминировать и в дальнейшем, при управлении страной.
Царица. Мудрая правительница. Благородная дева.
Царица хорошо знает потребности и чаяния своего народа, заботится о нем. Развивает и укрепляет свое государство. У архетипического образа Царицы талант организатора. Она способна видеть перспективы развития государства (проекта), и в ее силах грандиозное намерение реализовать в масштабный проект.
Женский архетип мудрой благородной правительницы берет начало в представлении древних славян о богине-матери, которая является защитой для всего рода человеческого.
Древние славяне почитали богиню Ладу как защитницу семейного очага, мать всего живого. До сих пор старые и молодые женщины носят оберег богини – переплетающиеся овалы, как олицетворение единства женского начала и мировой энергии.
При браке по традиции жена вступает в род своего мужа или, наоборот, муж вступает в род своей жены.
В сказке «Царица независимого государства» муж не только вступает в род своей жены, но и становится правителем целого царства, которое в соответствии с названием «независимое» не подчиняется никому, а значит, живет по собственным установленным законам, успешно охраняет свои границы и само по себе достаточно благополучно.
Управлять таким государством может человек, обладающий царскими достоинствами.
Какими? Именно на этот вопрос читатель и получает ответ в сказке:
Нужен ли правитель, который жаден и склонен к обману?
Принесет ли благополучие государству царь, который ложь выдает за правду?
Укрепит ли статус независимого государства тот, кто ставит личное богатство превыше чести?
Мотив трудных задач – это популярный сказочный прием, который нам быстро обнажает характер героев.
В сказке «Царица независимого государства» основная роль царицы – это испытать женихов, ставя перед ними как раз эти самые трудные задачи.
Самое важное – царицей оценивается, как претендент прошел испытание, какие жизненные ценности для него важнее всего, возможно даже важнее самой победы в состязании…
Остановит ли коня перед ребенком, оказавшимся на дороге, заранее понимая, что остановка не даст прийти первым к финишу, но спасется маленькая жизнь? Если, да, то и к своему народу будет относиться с вниманием и заботой.
Готов ли обманным дутым золотом любовь завоевывать и обычный чугун за драгоценности выдавать? Тогда фальшь да обман во всех делах государственных будут проявляться, а корысть и надувательство землю отеческую разорят.
Верит ли в любовь или считает, что главное – это красивое оперение, а высокая цена за товар сама за себя говорит о качестве (как в испытании с голубями)?
Если в любовь веры нет, то и супругом не будет надежным. А если верит торговцам на слово и сам не готов проверить товар, то и обмануть такого правителя можно «на раз, два».
Здесь же в сюжете используется сказочный прием «всенародный клич», когда собирается весь народ и ему сообщаются первичные условия испытаний.
А далее все люди и даже те, кто не прошел первый отбор, могут наблюдать за развитием событий, ведь самое важное для независимого царства правило – новый государь выбирается открыто.
Народ глубоко дорожит счастьем своей правительницы. Для него царица-матушка ассоциируется с родным государством. А такое возникает только в том случае, когда народ доволен своей жизнью.
Именно поэтому практически все события сказки проходят на глазах у людей, которые то смеются над нерадивыми женихами, то плюют в них, то сердито осуждают и наконец-то радуются, когда царица выбирает самого достойного себе в мужья.
«…Люди на площади оживились да обрадовались, ведь когда в государстве царь умный, честный и благородный, значит, быть этому государству в богатстве, в мире и в счастье».