Гуляли как-то по лесу дети и так увлеклись играми в прятки, что заблудились. Стали искать дорогу домой, да все на неведомые тропы натыкались. Никак не могли отыскать знакомые тропинки да полянки. Казалось, лес сомкнулся над их головами мохнатыми елями и их колючими ветвями путь указывает. Взялись дети за руки, чтобы не так страшно было, и продолжили идти вперед, ведь остаться в лесу на ночь еще страшнее. Шли они, шли и набрели на избушку на курьих ножках. Избушка кривая, мхом покрытая, на ногах своих куриных повернулась, и увидели дети в окне Бабу Ягу. Нос у Бабы Яги из окна свешивается, белые волосы ее не причесаны, бусы из мухоморов вокруг тонкой шеи висят в три ряда.
Махнула им старуха из окна костлявой рукой, мол заходите, гости дорогие. Детям деваться было некуда, лес соединил деревья вокруг избушки в зеленый хоровод – не выбраться, а красно солнышко уже опустилось за горизонт. Поняли они, что переночевать им в лесу придется, так уж лучше в теплый дом зайти.
Усадила Баба Яга гостей за стол, самовар поставила, и стала вопросы задавать:
– А чего это вы, дети, к пирожкам не притрагиваетесь? Чай не пьете? Сидите как на иголках? Вы головами-то не мотайте. Я все вижу. Как зайчишки внутри трясетесь, хоть и не показываете, что боитесь меня. А вы не бойтесь. Я вам сейчас кое-что расскажу.
Дети сидят, сами не свои: вроде бы и страшная бабка, клычищи изо рта торчат, лицо словно деревянное, а глаза озорные и молодые.
И рассказала Баба Яга свою историю:
– Я ведь тоже когда-то была молоденькая. Ягиней все меня вокруг звали, а это значит Богиня, потому как с рождения обладала я способностями волшебство творить и людей лечить. Предстояла мне жизнь вечная. Да только ничего я про эту жизнь не знала. Наивная была.
Тут дети уселись на лавке поудобнее и с интересом стали на старую бабушку смотреть. А она продолжала.
– Случилась у меня любовь, и вышла я замуж за кузнеца. Пришла я жить в его отчий дом. Месяцок мы помиловались, а потом его мать меня так к ногтю прижала, эх! Стало жить мне в этом доме невмоготу.
Бывало, затемно поднимала и вела в поле по росе – травы собирать на рассвете. А студено! Зуб на зуб не попадает! Я-то в родном доме к такому не привыкла – меня маменька берегла, поспать давала, пока солнышко теплое землю не прогреет.
Горевала я сильно. Даже сбежать хотела, да гордость не позволила в родительский дом с повинной головой прийти.
А свекровь не унималась: то зелье варить в полночь приставит. То хлеб печь до рассвета заставит, то на перекресток идти, землю копать, наговоры говорить. Годы прошли… И тут наконец поняла я: учила она меня мои способности в деле применять, да не лениться таланты развивать.
Дети, затаив дыхание, внимательно слушали Ягу. Уж и не такая страшная теперь она им казалась, жалко ее стало. Черный кот за спиной у нее мяукнул, хвост распушил, на лавку к детям прыгнул и свернулся клубочком рядом с ними. А Баба Яга вздохнула и продолжила.
– Нелегкая наука… Зато теперь никто не умеет так врачевать, да заговоры делать, как я! А как только поняла я, что свекровь доброе дело для меня делает – сразу перестала на нее злиться. И она смилостивилась. А с годами и гордиться мной стала, ведь все люди в округе ко мне за советом да помощью шли.
«Ты, – говорила, – доченька, самая ласковая у меня да верная, ближе тебя и нет». С тем и отошла в мир иной.
Баба Яга встала да к самовару подошла, чтобы щепоток дерева в него подбросить, да еще чай гостям и себе налить. И увидели дети, что Баба Яга, которую все боятся, плачет.
– Что?.. Бабушка, не плачь…
– Не буду, хорошо.
Баба Яга поправила передник на длинной юбке и из его кармана вынула засушенный цветок.
Бросила тот цветок в свою чашку с чаем, вытерла слезы и отпила глоток.
– Жизнь моя вечная сыграла со мной злую шутку. Все родные и близкие умерли. Я ушла из деревни в лес жить, все равно одна, а люди меня и вовсе забыли. Вот только одинокие путники и попадаются, переночуют в моем доме, спасутся от верной погибели в лесу, а потом небылицы про меня рассказывают. Огорчает меня это. Да вот теперь вас увидела и решила, что слишком долго я не хотела зелья волшебные для возвращения своей молодости принимать, да видно пора пришла. Должны вы увидеть, что у меня два обличия: и злое, и доброе.
– Бабушка, ты зачем это все говоришь?
– А затем, малые, чтобы вы про меня одно поняли: я же детей-то только ленивых и дурных в печь сажаю. А вы? Вы сами пришли, не испугались. И ведь зачем-то сами пришли? А я вам скажу. Любопытные вы, все вам интересно, все вам ново. А я таких детей очень люблю. По вашим глазам вижу, что добрые и умные вы. И сердечные – ведь жалко вам меня стало… Учить вас стану, если не спасуете.
Обернулась Баба Яга к детям и увидели они, что превратилась она в красивую женщину. Ахнули они, заулыбались, а потом и вовсе рассмеялись…
– Ну, что расселись? Ступайте котел для зелий скрести!
И пошли дети котел отмывать. А что делать?
Настоящий учитель маску страшную, злую, надевает только для того, чтобы ленивые да глупые поскорей ушли, а умным и любопытным открывает сокровища – знания, которых другим вовек не получить!
Заблудившиеся в лесу дети находят избушку на курьих ножках, в которой живет Баба Яга. Сначала ужасная старуха их пугает, но постепенно, услышав ее историю жизни и любви, они понимают, что перед ними – бессмертная хозяйка леса, которая может проявлять лик злобной старухи или мудрой доброй женщины в зависимости от того, кто к ней приходит. Для глупых и ленивых она деспотичная и жестокая, а для заботливых и трудолюбивых – лучший помощник и справедливый учитель.
Колдунья. Жрица. Проводник, живущий между Явью, то есть миром живых, и миром потусторонним. Главная черта в ней – амбивалентность. Она может быть как доброй, так и злой, как наказывать, так и одаривать. Помогает героям сказок, но только после того, как те преодолеют внутренние страхи и испытания.
Существует версия, что слово «Яга» имеет санскритские корни, а сам образ заимствован из индоевропейской культуры. Другая версия (которая используется в сказке), что «Ягиня» происходит от русского слова «богиня». Именно поэтому Баба Яга бессмертна и обладает волшебной силой.
Рассмотрим самые важные для понимания образа детали, и начнем издалека – с места, где Яга обитает. Избушка на курьих ножках очень сильно перекликается со славянской традицией погребения умерших в специальных домах на высоких сваях. И по сей день археологи находят захоронения давних времен, где покойники помещены в специальные небольшие хижины на «ножках» вместе с утварью, которую они должны были взять на тот свет.
Весьма преклонный возраст Бабы Яги, даже при условии ее бессмертия, подчеркивается выбранным для нее в фольклорной тематике местом обитания, ведь по человеческим понятиям, связанным с возрастом, она уже «одной ногой в могиле». Отсюда, кстати, и ее прозвище «Костяная нога».
Также дом в лесу, который вращается, когда Бабе Яге нужно, символизирует ее связь с природой и волшебством. Обратите внимание, как герой при встрече просит жилище повернуться «к лесу задом, ко мне передом». Следовательно, обычно избушка дверью обращена к лесу, то есть к миру умерших – Баба Яга все-таки не совсем «земной» персонаж из мира Яви, а пребывает в разных мирах по своему усмотрению.
Вспомним и еще одну немаловажную деталь – согласно некоторым сказкам, Баба Яга еле помещается в своем жилище, костяной ногой упираясь в стену, «нос в потолок врос». Не напоминает ли это домовину? Домовина* – синоним слова «гроб», в архитектуре – символическое сооружение с двухсторонней крышей на могилах старообрядцев.
Почему же у нее такой образ? Все дело в том, что Баба Яга – страж, она охраняет границу между двумя мирами. Несмотря на то, что в некоторых сказках она может и вредить героям, и даже воевать с собственными врагами, летая на ступе – все же основное ее предназначение в другом. Она как и лес, чьей хозяйкой она является, выступает неким барьером, который должен преодолеть главный герой или герои.
Прежде всего Баба Яга отвечает за инициацию – и детей, и богатырей, и красных девиц. Инициация – это метафорическое второе рождение, принятие ответственности за свою судьбу – отсюда и «запекание» в печи детей, и испытания для добрых молодцев и красных девиц.
Кстати, у некоторых славянских народов деревенские знахарки действительно помещали в печь ненадолго больного ребенка и, конечно, не в огненную. Существовал специальный заговор, который повитуха читала вслух, пока ребенок грелся. В этот же момент клали рядом с ним тесто. По поверью оно вбирало хворь в себя, и это тесто после обряда выкидывали собакам во двор, чтобы те «съели болезнь». Считалось, что такая ворожба помогает уберечь дитя от смерти во младенчестве. То есть дает вторую жизнь.
В качестве инициации для подростков, чтобы те вошли в мир взрослых, иногда использовались весьма опасные ритуалы (например, мальчики могли одни ходить охотиться на медведя), после которых зачастую выживали не все юноши. Баба Яга в сказках могла помогать молодым людям преодолеть опасности, если те были достойны.
В этом и есть ключевая особенность образа древней богини Яги: поможет она или покарает, зависит от правильности намерений, речей и деяний героя, от прочности его связи с миром живых.
В сказке «Бабушка Ягиня» облик Ягини хоть и страшен вначале, но глаза ее другое говорят – озорные они и молодые. Душу сохранить молодой может только человек, который жизнь со смыслом проживает, и смысл этот способствует благополучию людей. Вот здесь уже читатель и улавливает намек, что не такая уж и злющая Яга, как принято рассказывать, что есть за маской «злой старухи» какая-то мудрая правда, и познакомившись с ней, и взрослый и малый найдет в сказке много важных жизненных уроков.
«Настоящий учитель маску страшную, злую, надевает только для того, чтобы ленивые да глупые поскорей ушли, а умным и любопытным открывает сокровища – знания, которых другим вовек не получить!»