Глава 16 Постоянство состояния

Знакома ли тебе вечность, о правитель? Кому не хочется быть полным сил, припеваючи играя, бесконечно продлевать жизнь? Как быть всегда на коне, с шашкой наголо высекать дивный узор мира по своему усмотрению?

В тщательном исполнении замысла обязательно отсутствуют лишние движения. В стремлении сделать дело как можно лучше и быстрее не суетитесь. Суета появится сама, как только начнёшь тревожиться о сроках, бюджетах, выгодах, прибылях и убылях, о славе и почёте. Внимательно наблюдай, как складывается эта суета. Знай, что у любой суеты есть точные закономерности возникновения и развития, как и у любого явления мира, ибо всё движется по кругам и возвращается на круги своя. И пусть вера в божественное устройство российского беспредела проведёт тебя сквозь путаницу коллективного бессознательного к чистому свету звезды единого осознания.

Однако всем известно, что собрались мы тут не ради звонкого, ясного и светлого будущего и что наивное желание сделать «как лучше» извечно оборачивается обыденным «как всегда», а дружное и крепкое неизменно теряется в дебрях надуманных построений возможности создания самого сильного и прекрасного места на земле. И российское постоянство заключается во всеобщем понимании, что ничего тут по сути не поменяешь. В общем-то и расстраиваться по этому поводу не стоит, потому как есть масса других важных дел, и занятие ими пусть повышает твою важность в глазах окружающих. Не стоит тебе заморачиваться движением к осознанию единого корня всего сущего, всё это гниль интеллигентская и ересь инородная.

Откуда вообще может взяться состояние покоя в русском сердце, если постоянен только страх перед неопределённым будущим и тоска от осознания невозможности поиметь всё и сразу?

Будь чутким и восприимчивым в этом своём осознании, потому как только восприимчивость сделает тебя справедливым. А справедливость – это воля Божья. Следуя Божьей воле, постигнешь Бога в себе. Ощущая Божью волю, придёшь к ощущению вечности. Тело твоё уйдёт в землю, а вечное останется с тобой.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Мстислав Великий, великий князь киевский (1125–1132), сын Владимира Мономаха.

В 1093–1095 годах Мстислав правил в Ростовской земле и сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича: в 1096 году в битве на реке Медведице он разбил брата Олега – Ярослава Святославича, а затем и самого Олега, которому пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь.

Когда в 1125 году умер Владимир Мономах, Мстислав стал великим князем. Он уже не владел львиной долей русских земель, поскольку младшие сыновья Мономаха унаследовали самостоятельные княжества: Ярополк получил Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Юрий Долгорукий – Ростово-Суздальский удел, Андрей Добрый – Волынь.

В 1127 году Вячеслав стал князем Турова, а Смоленск уступил сыну Мстислава – Ростиславу. В том же году в Чернигове князь Ярослав Святославич был свергнут своим племянником – Всеволодом Ольговичем. Мстислав и его брат Ярополк выступили против Всеволода; в ходе этой войны они захватили Курск и Посемье, где стал править старший сын Мстислава – Изяслав. Вернуть свергнутого Ярослава на черниговский престол не удалось: по миру Всеволод стал князем Чернигова, а Ярослав получил Муромо-Рязанский удел.

Таким образом, с 1127 года Мстислав владел Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Смоленском (сын Ростислав), Посемьем (сын Изяслав), сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путём «из варяг в греки».

В 1127 году Мстислав совершил первый поход на Полоцкое княжество: были взяты и разграблены города Стрежев, Лагожск, Изяславль, а в Полоцке князь Давыд Всеславич заменён братом – Рогволодом. В 1128 году Рогволод умер, и в Полоцке снова сел Давыд, отказавшийся от мира. Во время нового похода в 1129 году Мстислав взял в плен трёх оставшихся Всеславичей (Давыда, Святослава и Ростислава) и всех их родных, Полоцкое княжество аннексировал, сюда был переведён на княжение Изяслав Мстиславич.

В его правление также происходили постоянные усобицы в Галицком княжестве из-за передела наследства князей Володаря и Василька Ростиславичей, умерших в 1124 году; великий князь в эти усобицы, видимо, не вмешивался.

14 апреля 1132 года Мстислав умер, передав трон, согласно удельно-лествичной системе, своему брату Ярополку. 1132 год считается годом окончательного распада Киевской Руси: с одной стороны, сыновья Мстислава (Изяслав, Ростислав, Всеволод) стали правителями самостоятельных княжеств и в дальнейшем выступали против своих дядьёв Мономаховичей; с другой – ни один из ближайших преемников Мстислава не обладал его военными и политическими талантами и не мог остановить дезинтеграции государства.

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ

25 октября 1917 года. Питер. Смольный. Провозгласив победу социалистической революции, Ленин заявляет:

– Отныне на всей территории России вводится восьмичасовой рабочий день и обязательный выходной – воскресенье!

В ответ – бурные аплодисменты.

– Но если мы, товарищи, сумеем наладить работу по-новому, то сможем позволить себе еженедельно два выходных!

Зал отвечает криками «ура!» и бурей оваций.

– А если мы внедрим технологии Форда на заводах и трактора – на полях, то будем каждую неделю отдыхать по три дня!

Шквал аплодисментов, к потолку летят папахи, бескозырки и фуражки.

Выждав, пока зал немного успокоится, Ильич бросает в него с укоризной:

– Посмотрю я на вас, товарищи, ни хрена вы работать не хотите!

* * *

Знаменитый певец Вертинский, уехавший еще при царе, возвращается в советскую Россию. Он выходит из вагона с двумя чемоданами, ставит их, целует землю, смотрит вокруг:

– Не узнаю тебя, Русь!

Потом оглядывается – чемоданов нет.

– Узнаю тебя, Русь!

* * *

Две одесситки на Дерибасовской:

– Сара, ты слышала, Рабинович застрелился!

– Как!? Во второй раз?

– Тише, тише, вон он идёт.

Загрузка...